учебный план 7.2. адаптированный на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
1. Общие положения
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ является основным организационным
механизмом реализации АООП НОО.
Учебный

план

соответствует

действующему

законодательству

Российской

Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и
коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения), распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Формы

организации

образовательного

процесса,

чередование

учебной

и

внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная
организация. Учебный план включает семь предметных областей и коррекционноразвивающую область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками

образовательных

отношений.

Часть

учебного

плана,

формируемая

участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10
часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
-

формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой

социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;

-

готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени

основного общего образования;
-

формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к

общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в

экстремальных ситуациях;
-

личностное

развитие

обучающегося

в

соответствии

с

его

индивидуальностью. Организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии и т.д.).
Часть

учебного

плана,

формируемая

участниками

образовательных

отношений, обеспечивает реализацию особых ( специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. В 1 и 1 дополнительном классах эта часть
отсутствует.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию
недостатков в психической и (или) физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся
с ОВЗ, в том числе этнокультурные.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное,

спортивно-оздоровительное).

Организация

занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в МАОУ «Васькинская ООШ-ДС». Выбор направлений
внеурочной деятельности определяется Организацией.
Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционнообразовательная область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Коррекционно-развивающая область, согласно

требованиям Стандарта, является

обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и
индивидуальными

коррекционно-

психокоррекционными,

занятиями

развивающими
дефектолога)

и

занятиями
ритмикой,

(логопедическими,
направленными

на

коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности современных
жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется МАОУ
«Васькинская ООШ-ДС» самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в
индивидуальной и групповой форме.
В организации внеурочной деятельности могут принимать участие следующие
педагогические работники: учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог,
социальный педагог, педагог-библиотекарь.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет МАОУ «Васькинская ООШ-ДС».
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка ― 10 часов, из них 7 часов отводится на
проведение коррекционных занятий.
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько
учебных планов.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет,
с обязательным введением 1 дополнительного класса.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.

Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах — 33 недели, во
2 классе – 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 и 1
дополнительном классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы при традиционном режиме обучения.
Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут.
Обучение в 1 и 1 (дополнительном) классе осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований1:
-

при определении продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном классах

используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре −
по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый;
январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);
-

обучение в 1 и 1 дополнительном классе проводится без балльного оценивания

знаний обучающихся и домашних заданий.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
должен составлять:
-

для обучающихся первых классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в

неделю - не более 5 уроков;
-

для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык»,

«Литературное чтение» может корректироваться с учётом психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и
значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира,
вводится с 3 класса. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования
иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента
познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения
иностранным языком . На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий
по предмету «Иностранный язык» класс может делится на две группы.
Часы

коррекционно-развивающей

индивидуальными

области

коррекционно-развивающими

представлены
занятиями

групповыми

и

(логопедическими

и

психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического

развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки детей.
Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые
занятия – до 40 минут.
Учебный план построен на основе учебного плана начального общего образования
(ФГОС НОО, п.19.3). Нормативно-правовая основа учебного плана:








Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 года,№1023. Регистрационный номер72654.



Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 10.07.2015г. №26;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021года №2 Об утверждении санитарных правил и норм Сан
ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».



•

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-Ф3;Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от19.12.2014г. №1598);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (зарегистрированного в Минюсте России 05.07.2021 года №64100;
приказ Минпросвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года №286);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 №
69676);

Устав МАОУ «Васькинская ООШ-ДС».

•

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального

общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.)
МАОУ «Васькинская ООШ-ДС».
•

Основу учебного плана начальной школы составляет программа УМК

«Школа России».
В учебном плане представлены предметные области и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает

целостное

восприятие

мира,

с

учетом

особых

образовательных

потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его
содержание

введены

развивающие

модули

и

разделы

социально-гуманитарной

направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся реализуется на основе всех
предметов начальной школы, а также через организацию внеурочной деятельности в
рамках АООП НОО.
В

содержании

основных

учебных

предметов

используются

неурочные

(нетрадиционные) учебные занятия (проекты, лабораторные занятия, образовательные
путешествия, творческие мастерские, соревнования, тренинги).
При составлении учебного плана учтено мнение участников образовательных
отношений: учителей, учащихся, родителей.

Недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
2023-2024 учебный год
1 – 4 классы
Примерный недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
(вариант 1)
Классы
Количество часов
Предметные
Всего
в неделю
11
области
Учебные предметы
1
2
3
4
Обязательная часть
Филология
Математика
и информатика
Обществознание
и
естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

Русский язык

5

5

5

4

4

23

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

Иностранный язык

-

-

-

1

1

2

Математика

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы религиозных
культур и светской
этики









1

1

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное
искусство
Технология

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

21

21

21

21

21

105

-

-

2

2

2

6

Часть,
формируемая
образовательного процесса

Итого
участниками

Русский язык
Филология
Курс «Функциональная грамотность»
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

1

21

21

23

1

2

1

1

2

23

23

113

Освоение учебных предметов, курсов ежегодно сопровождается промежуточной
аттестацией.
Формы промежуточной аттестации
Учебный предмет

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
ОРКСЭ (4 класс)
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура

Форма промежуточной аттестации
2-4-е классы
Диктант с грамматическим заданием
Техника чтения
Среднее арифметическое четвертных
оценок
Контрольная работа
Среднее арифметическое четвертных
оценок
зачет
Среднее арифметическое четвертных
оценок
Среднее арифметическое четвертных
оценок
Среднее арифметическое четвертных
оценок
сдача нормативов ГТО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».