Фонд оценочных средств по русскому языку 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
Рассмотрено
методическим объединением
учителей
Протокол № 1
от 29 августа 2019г.

Согласовано
Заместителем директора по
УВР
29 августа 2019г.

Утверждено
Приказом директора
№ 76 от 30 августа
2019г.

ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Русский язык
9 КЛАСС

Составители:

Сенилова Н.А.., учитель первой категории

Паспорт фонда оценочных средств
для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
9 класс
русский язык
№
1
2

3
4

Тема раздела
Повторение и систематизация
изученного в 5-8 классах
«Сложносочиненные
предложения».

Наименование оценочного раздела
Контрольная работа по теме «Повторение и
систематизация изученного в 5-8 классах».
Контрольная работа. Тестовые задания по теме

«Сложноподчинённые
предложения»
Речевые жанры

РР Контрольная работа. Сжатое изложение с
элементами сочинения
Контрольная работа

«Сложносочиненные предложения».

РР Создание текста определённого жанра
5

СПП
с
придаточными

несколькими Контрольная работа. Диктант с грамматическим
заданием

6

Сложные
предложения
различными видами связи

7

Итоговое
повторение
и РР Контрольное изложение
систематизация изученного в 9 заданием.
классе
Урок развития речи.

8

Итоговое
повторение
и Итоговая контрольная работа
систематизация изученного в 5-9 изложение и задания уровня А, В.
классе

с Контрольная работа. Диктант с грамматическим
заданием.

с

творческим

.

Сжатое

Контрольная работа №1 Тема: «Повторение и систематизация изученного в 5-8
классах».
Разноуровневые тесты по русскому языку
9 КЛАСС
ВАРИАНТ 1
1.Укажите неверное утверждение.
1. Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
2. простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или
союзных слов.
3. По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
4. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют
общий член.
5. В ССП простые предложения равноправны по смыслу.
2.Найдите сложные предложения.
1. По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
2. Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
3. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
4. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
5. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
6. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.
3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения( знаки
препинания не расставлены).
1. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
2. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
3. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
4. Я бродил подолгу и видел много примет осени.
5. Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
6. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
4.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
1. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
2. Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
3. Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
4. Послали его с донесением, да время очень тревожное.
5. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий
второстепенный член(знаки не расставлены)
1. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
2. Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
3. В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
4. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
5. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
6. Солнышко село и зорька погасла.
6.Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
1. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
2. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
3. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.

4. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина
установилась вокруг.
5. Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
6. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и
раскатились выстрелы.
7. Укажите предложения, соответствующие схеме: / /, и / /. Знаки не расставлены.
1. Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
2. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
3. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
4. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
8. Укажите предложение с грамматическими ошибками.
1. В обоих квартирах было темно.
2. У нас совсем нет времени.
3. Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».
4. Это произведение более худшее.
5. Она ложит продукты в холодильник.
6. Я удивляюсь его силе.
ВАРИАНТ 2
1.Укажите неверное утверждение.
1. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
2. Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
3. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
4. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой
самостоятельности частей.
5. Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.
2.Найдите сложные предложения.
1. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
2. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17
годам.
3. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
4. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
5. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и
единственным.
6. Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.
3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки
не расставлены).
1. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же
самое.
2. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
3. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
4. В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
5. Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
6. Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
7. Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.
4.Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.
1. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
2. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
3. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
4. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
5. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
6. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
7. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий
второстепенный член( знаки не расставлены)
1. Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
2. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
3. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
4. За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
5. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
6. Отец любил порядок и порядок любил его.
7. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.
6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
1. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
2. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
3. Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени , уже
заливала заря.
4. Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
5. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит
тяжелых орудий раскат.
6. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.
7. Укажите предложение, соответствующее схеме [], но [].
1. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
3. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
4. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. Трест организовал и руководит предприятиями.
2. Несколько ребят вышло из леса.
3. Выставка- просмотр открыта ежедневно.
4. Он хорошо ездит на велосипеде.
5. Мать знакома с обеими моими подругами.
6. Жизненный путь героя тяжели трагичный.
7. Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.
ВАРИАНТ 3
1. Укажите неверное утверждение.
1. Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но
не всегда- знак препинания.
2. Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях
союзов.
3. Тире с ССП не ставится.
4. Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.
2. Найдите сложные предложения.
1. Утро было знойное, пахло резедой.
2. Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
3. Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
4. Зима была снежная, ждали сильного половодья.
5. Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
6. Здесь, как гласит предание, был густой лес.
3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки
препинания не расставлены).
1. Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
2. Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
3. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
4. Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.

4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.
1. Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему
равнодушны.
2. Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
3. То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
4. Солнце сияло, море же было неспокойно.
5. Как родные, так и соседи очень волновались.
6. С чужими я либо робел, либо важничал.
5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не
расставлены).
1. На площади шел митинг и я поспешил туда.
2. Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
3. Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.
4. Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
5. Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
6. Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?
7. К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
8. Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.
6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
1. Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны
встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще
бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с
войны.
2. Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми
зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами,
доставляющими столько радости в детстве.
3. В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и
только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к
больным.
4. Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем
сочиненья, полные любви и удивленья.
5. Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его
конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.
7. Укажите предложение, которое соответствует схеме [] и [] ( знаки препинания не
расставлены).
1. По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
2. Год проходит и Федор возвращается домой.
3. Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.
4. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
2. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
3. Разведчик не раз побывал в тылу врага.
4. На конференции состоялся обмен мнений.
5. Большая сила воли была характерна для этого героя.
6. От него не было ни слуха ни духа.
7. Его вклад в работу был существен.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1 ВАРИАНТ: 1 Б; 2 Б, Г; 3 А, Д, Е; 4 Г, Д; 5 Б, В, Г, Д; 6 В, Е; 7 Б; 11 А, Г, Д.
2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В, Г; 3 Б, В, Д; 4 Д, Ж ; 5 А, Г, Д; 6 Б, Д; 7 Г; 11 А, Б, Е.
3 ВАНИАНТ: 1 В; 2 А, Г; 3 А, Е; 4 В; 5 Б, В, Г, Е; 6 А, Д; 7 А; 11 А, Г, Е.

Критерии оценивания заданий:
1вариант
«5»-18б
«4»-17-13б
«3»-12-10б
«2»-9б
2вариант
«5»-17б
«4»-16-13б
«3»-12-10б
«2»-8б
3вариант
«5»-16б
«4»-15-12б
«3»-11-9б
«2»-8б
Контрольная работа.№2 Тестовые задания по теме
«Сложносочиненные предложения».
Контрольный тест по теме "Сложносочиненные предложения".
Вариант 1
1. Укажите неверное утверждение.
1) Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.
2) Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных
слов.
3) В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.
4) Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член
2. Найдите сложное предложение.
1) По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
2) Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
3). Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
4) Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой
3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки
препинания не расставлены).
1) Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
2) Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
3) Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.

4) Я бродил подолгу и видел много примет осени.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Усевшись, наклоняемся друг к другу головами ( ) И начинаем говорить вполголоса.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3). Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
5.Укажите номер(а) предложений с однородными членами, соединѐнными
сочинительными союзами.
1) Воздух совершенно прозрачен, и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем
свете солнца.
2)Целую жизнь он потом если не рассказывал, то вспоминал этот цветок.
3)Дон лился, легко позванивая на перекатах и серебрясь от ветра вместе с листьями ракит.
4) Блеснула огненная нить, и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко –
красного пламени.
6. Укажите номер (номера) ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не
расставлены):
1) Что-то зашумело в верхушках деревьев и несколько мокрых безжизненных листьев упало
на влажную землю
2) Вдалеке гремел гром и ливень стоял сплошной стеной.
3)Ветер к утру ослабел и снег перестал..
4) Осень и с деревьев опадают листья в воздухе потянулась паутина.
7. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
Снег летит (5) и с сосен (6) и с берѐз (7) и весь лес вот-вот запылает белым пожаром.
8. Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой.
1)Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нѐм старика.
2)Из лесу доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздаѐтся неопределѐнный звук.
3)Давно морозы сковали землю, да навалило снегу, и лес стоит в своей мрачной
сосредоточенности.
4) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами.
9. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
Конюшни полны были дорожных лошадей(1) дворы (2) и сараи загромождены разными
экипажами. В 9 часов утра заблаговестили к обедне(3) и все потянули сь к новой каменной
церкви.
10. Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой.
1) Архип взял свечку из рук барина, отыскал за печкою фонарь, засветил его, и оба тихо
сошли с крыльца, и пошли около двора.
2) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли.
3) Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар.
4) Маша имела прекрасный голос, и большие музыкальные способности, Дефорж вызвался
давать ей уроки.

Вариант 2
1. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
1) Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
2) Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
3) Послали его с донесением, да время очень тревожное.
4) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий
второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
1) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
2)В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака.
3) И краски не ярки и звуки не резки.
4) Солнышко село и зорька погасла.
3. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
1) Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
2) Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
3) Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
4) В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.
4. Найдите предложение, в котором сочинительный союз не соединяет части сложного
предложения.
1) Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
2) Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
3) Брат отказался от моей помощи и хотел всё сделать сам.
4)Тяжело складывались слова да ещё волнение мешало говорить.
5. Укажите номер(а) предложений с однородными членами, соединѐнными
сочинительными союзами.
1) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
2) Теплое, пасмурное утро, и чуть-чуть моросит.
3) Картины Шишкина известны как в нашей стране, так и за рубежом.
4)Извозчик неутомимо погонял лошадей да во всѐ горло распевал песни.
6. Укажите номер (номера) ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не
расставлены):
1) Прошѐл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью берѐзовых почек.
2) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
3) Вчера утомленный ходьбой по болоту зашѐл я в сарай и уснул глубоко.
4) В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей и звенит холодный ручей.
7. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
Гущин набирается смелости(1) и задает вопрос тихим(2) и робким голосом.
Лесные ягоды лучше всего собирать(3) или утром (4) или вечером.

8. Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой.
1)Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал.
2)Белые обочины тучи клубились, и снежно блестели, но чѐрная вершина была грозна своей
неподвижностью.
3) Споры шляпочных грибов очень мелкие и легкие и переносятся потоком воздуха.
4)Солнце садилось в травы, туман и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щѐлканья.
9.Укажите номер(а) предложений с однородными членами, соединѐнными
сочинительными союзами.
1)Кругом царит полумрак, а вода совершенно неподвижна.
2)Медленно поднялся я по ступенькам лестницы и прислонился к перилам.
3)Не то стучат топоры, не то стук колотушки сторожа раздаѐтся в морозном воздухе.
4)Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная.
10. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
Осторожно ходит по комнатам садовник(2) растапливая печи (3) и (4) дрова трещат(5) и
стреляют. Кукушка выскакивает из часов (6) и насмешливо-грустно кукует над тобою в пустом
доме.
Ответы
ВАРИАНТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

1

4

3

2

6,7

1

1,3

1,4

2

3,4

2

3

3

1,4

4

4

2

2

2,3

Критерии оценивания
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Всего баллов – 10
«5» - 9-10 б
«4» - 7-8 б
«3» - 5-6 б
«2» - менее 5 б

РР Контрольная работа№3 Сжатое изложение с элементами сочинения
Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать
главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем
изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст 9
Ссылка на аудиозапись
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить
другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт
ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под
препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано
или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если

раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни.
Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него
глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда
люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди,
и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет
ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье
и самого человека, и окружающих.
(По М.Л. Литваку)

Микротемы
1. Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот
по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко
превращаются в тиранов.
2. Люди, которые любят командовать везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют
общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.
3. Командовать и управлять – это разные понятия: управлять людьми – значит брать
ответственность за поступки на себя
№
ИК1

ИК2

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного
текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил 1 микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил более 1 микротемы

0

Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста,
использовав их на протяжении всего текста

3

№

ИК3

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста,
использовав их для сжатия 2 микротем текста

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста,
использовав их для сжатия 1 микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой
связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не
нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,
связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ
ИЗЛОЖЕНИЕ

7

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Критерии

ГК1

Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущеноне более

Баллы

2

одной ошибки
Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки 0

0

Соблюдение пунктуационных норм
ГК2

ГК3

ГК4

Пунктуационных ошибок нет, или допущеноне более двух 2
ошибок
Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущенаодна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

Фактическая точность письменной речи
ФК1

Фактических ошибок в изложении материала, а также в
понимании и употреблении терминов нет
Допущена одна ошибка в изложении материала или
употреблении терминов

2

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала или
0
употреблении терминов
ФК1,
ГК1-ГК4

Максимальное количество баллов за сочинение и
изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

10

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения,
суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из
критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая
ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая
ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по
критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или
сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4осуществляется также в соответствии с
объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице ;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1
балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4оценивается нулём
баллов.
Оценка сочинений и изложений
Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью
соответствует теме.
Фактические ошибки
отсутствуют. Содержание
излагается последовательно.
Работа отличается богатством
словаря, разнообразием
используемых синтаксических
конструкций, точностью
словоупотребления. Достигнуто
стилевое единство и
выразительность текста. В
целом в работе допускается 1
недочет в содержании и 1-2
речевых недочета.

Допускается: 1
орфографическая, или 1
пунктуационная, и 1
грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от
темы). Содержание в основном
достоверно, но имеются
единичные фактические
неточности, незначительные
нарушения последовательности
в изложении мыслей.
Лексический и грамматический
строй речи достаточно
разнообразен. Стиль работы
отличается единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не
более 2 недочетов в содержании
и не более 3-4 речевых
недочетов.

Допускается: 2
орфографические, или 2
пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3
пунктуационная ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических
ошибок, а также 2
грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены
существенные отклонения от
темы. Работа достоверна в
главном, но в ней имеются
отдельные фактические
неточности. Допущены
отдельные нарушения
последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны
синтаксические конструкции,
встречается неправильное
словоупотребление. Стиль
работы не отличается
единством, речь недостаточно
выразительна. В целом в работе
допускается не более 4
недочетов в содержании и 5
речевых недочетов.

Допускается: 4
орфографические и 4
пунктуационных ошибок, или 3
орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при
отсутствии орфографических
ошибок (в 5 классе – 5
орфографических и 4
пунктуационные ошибки), а
также 4 грамматические
ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических
неточностей. Нарушена
последовательность изложения
мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними,
работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа

Допускается: 7
орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6

написана короткими
однотипными предложениями
со слабо выраженной связью
между ними, часты случаи
неправильного
словоупотребления. Нарушено
стилевое единство текста. В
целом в работе допущено 6
недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов.

пунктуационных ошибок, а
также 7 грамматических
ошибок.

Контрольная работа №4
РР Создание текста определённого жанра
См. упр. 200 учебник М.М.Разумовская, С.И Львова, В.И Капинос, В.В.Львов «Дрофа»
2019г

Критерии оценивания заданий:
Оценка сочинений и изложений
Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью
соответствует теме.
Фактические ошибки
отсутствуют. Содержание
излагается последовательно.
Работа отличается богатством
словаря, разнообразием
используемых синтаксических
конструкций, точностью
словоупотребления. Достигнуто
стилевое единство и
выразительность текста. В
целом в работе допускается 1
недочет в содержании и 1-2
речевых недочета.

Допускается: 1
орфографическая, или 1
пунктуационная, и 1
грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от
темы). Содержание в основном
достоверно, но имеются
единичные фактические
неточности, незначительные
нарушения последовательности
в изложении мыслей.
Лексический и грамматический
строй речи достаточно
разнообразен. Стиль работы
отличается единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не
более 2 недочетов в содержании
и не более 3-4 речевых
недочетов.

Допускается: 2
орфографические, или 2
пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3
пунктуационная ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических
ошибок, а также 2
грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены
существенные отклонения от
темы. Работа достоверна в
главном, но в ней имеются
отдельные фактические

Допускается: 4
орфографические и 4
пунктуационных ошибок, или 3
орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7

неточности. Допущены
отдельные нарушения
последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны
синтаксические конструкции,
встречается неправильное
словоупотребление. Стиль
работы не отличается
единством, речь недостаточно
выразительна. В целом в работе
допускается не более 4
недочетов в содержании и 5
речевых недочетов.

«2»

Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических
неточностей. Нарушена
последовательность изложения
мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними,
работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа
написана короткими
однотипными предложениями
со слабо выраженной связью
между ними, часты случаи
неправильного
словоупотребления. Нарушено
стилевое единство текста. В
целом в работе допущено 6
недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов.

пунктуационных при
отсутствии орфографических
ошибок (в 5 классе – 5
орфографических и 4
пунктуационные ошибки), а
также 4 грамматические
ошибки.

Допускается: 7
орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а
также 7 грамматических
ошибок.

Контрольная работа.№5 Диктант с грамматическим заданием
«СПП с двумя или несколькими придаточными».
Как распознать энергетического вампира?
Сегодня всем известно, что энергетические вампиры живут среди нас. Ими называют
людей, которые испытывают хронический недостаток собственной энергии. Они забирают
её у тех, кто рядом. Уметь их вычислять надо, потому что, если вы научитесь этому, вы
сможете от них защититься, а значит, сохранить свое здоровье.
Если человек вымещает на вас свои отрицательные эмоции и ему не составляет труда
довести вас до слез, это вампир. Ему необходимо вывести вас из себя, чтобы открылись
каналы, по которым движется ваша жизненная энергия.
Есть люди, которые, наоборот, вечно угнетены и печальны. Своим несчастным видом
провоцируя вас на сочувствие и жалость, они доводят вас до состояния опустошенности и
подавленности.
Достаточно часто встречаются и смешанные типы. Вначале такой человек дает понять,
что его никто не понимает и он тщетно ищет родственную душу. По мере того как вы
будете общаться с таким бедолагой, вы неминуемо обманете его непомерные ожидания. И
тогда вы увидите, что он уже обозлился на вас и кричит, будто вы оказались таким, как
все. Если у вас возникнет чувство вины перед этим человеком, считайте, что он своего
добился.
И, пожалуй, самое важное. Человек может пользоваться вашей энергией бессознательно, в
силу своей внутренней слабости и нежелания работать над собой, не отдавая себе в этом
отчёта и на уровне сознания не желая причинять вам никакого вреда.
Чтобы защититься от энергетических вампиров, не разрешайте себе быть пленником
чужой злости или уныния. Помните, что если у вас в душе мир, то вам и на каторге рай.
1.Построить схемы предложений, указать вид сложного предложения, тип(ы) подчинения
придаточных, вид придаточных.
1 вариант – «Ими называют людей…», «Уметь их вычислять надо…», «Если человек
вымещает на вас свои отрицательные эмоции…».
2 вариант – «Если у вас возникнет чувство вины…», «Вначале такой человек дает
понять…», «И тогда вы увидите…».
2.Синтаксический разбор.
1 вариант - Известно, что энергетические вампиры живут среди нас.
2 вариант - Они забирают её у тех, кто рядом.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания,
выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок,
или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе
допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных
ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6
пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных
ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями
«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетами
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий

Контрольная работа.№6 Диктант с грамматическим заданием.
Диктант по теме
«Сложное предложение с разными видами связи»
1)…А надо вам сказать, что к яблочному Спасу, как начнет небо поворачивать с лета на
осень, город наш имеет обыкновение подвергаться истинному нашествию цикад, так что
ночью и захочешь спать, да не уснёшь: вот какие со всех сторон несутся трели, и звёзды
опускаются низко-низко, луна же и подавно виснет чуть не над самыми колокольнями,
делаясь похожа на яблоко нашей прославленной «сметанной» породы, которую местные
купцы поставляют и к царскому двору, и даже возят на европейские выставки. 2)Если б
кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер, откуда изливаются лучи ночных
светил, то перед счастливцем, верно, предстала бы картина некоего зачарованного
царства: лениво искрящаяся Река, посверкивающие крыши, мерцание газовых фонарей, и
над всей этой игрой разнообразных сияний воспаряет серебряный звон цикадного хора.
3)Но вернёмся к владыке Митрофанию. 4)О природе же упомянуто единственно для
пояснения, почему в этакую ночь уснуть было бы непросто и самому обыкновенному
человеку, обремененному заботами поменее, чем губернский архиерей. 5)Недаром же
недоброжелатели, которые есть у каждого, не исключая и этого достойного пастыря,
утверждают, что именно преосвященный, а вовсе даже не губернатор Антон Антонович
фон Гаггенау, является истинным правителем нашего обширного края. (185 слов.)
(По Б. Акунину.)
Грамматическое задание
1. Укажите тропы в первом предложении, приведите примеры.
2. Выпишите имена прилагательные из 1 предложения, правописание НН в которых
объясняется их образованием от имён существительных с основой на Н.
3. Укажите количество грамматических основ четвёртого и пятого предложений.
4. Среди предложений 3 абзаца найдите и укажите номер предложения с обособленным
обстоятельством.
5. Составьте схему предложения 1, дайте его общую характеристику.
6. Из всего текста выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от
последующего согласного.
7. Замените в словосочетании европейские выставки связь согласование связью
управление.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания,
выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок,
или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе
допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных
ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6
пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных
ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями
«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшими недочетами
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий

РР Контрольное изложение с творческим заданием.№7
По тексту упр308 учебник М.М.Разумовская, С.И Львова, В.И Капинос, В.В.Львов
«Дрофа» 2019г
Критерии оценивания заданий:
Оценка сочинений и изложений
Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью
соответствует теме.
Фактические ошибки
отсутствуют. Содержание
излагается последовательно.
Работа отличается богатством
словаря, разнообразием
используемых синтаксических
конструкций, точностью
словоупотребления. Достигнуто
стилевое единство и
выразительность текста. В
целом в работе допускается 1

Допускается: 1
орфографическая, или 1
пунктуационная, и 1
грамматические ошибки.

недочет в содержании и 1-2
речевых недочета.

«4»

Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от
темы). Содержание в основном
достоверно, но имеются
единичные фактические
неточности, незначительные
нарушения последовательности
в изложении мыслей.
Лексический и грамматический
строй речи достаточно
разнообразен. Стиль работы
отличается единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не
более 2 недочетов в содержании
и не более 3-4 речевых
недочетов.

Допускается: 2
орфографические, или 2
пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3
пунктуационная ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических
ошибок, а также 2
грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены
существенные отклонения от
темы. Работа достоверна в
главном, но в ней имеются
отдельные фактические
неточности. Допущены
отдельные нарушения
последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны
синтаксические конструкции,
встречается неправильное
словоупотребление. Стиль
работы не отличается
единством, речь недостаточно
выразительна. В целом в работе
допускается не более 4
недочетов в содержании и 5
речевых недочетов.

Допускается: 4
орфографические и 4
пунктуационных ошибок, или 3
орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при
отсутствии орфографических
ошибок (в 5 классе – 5
орфографических и 4
пунктуационные ошибки), а
также 4 грамматические
ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических
неточностей. Нарушена
последовательность изложения
мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними,
работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа
написана короткими
однотипными предложениями
со слабо выраженной связью
между ними, часты случаи
неправильного
словоупотребления. Нарушено
стилевое единство текста. В
целом в работе допущено 6
недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов.

Допускается: 7
орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а
также 7 грамматических
ошибок.

Итоговая контрольная работа .№8 Сжатое изложение и задания уровня А, В.
Текст 22
Ссылка на аудиозапись

Вариант IX

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных
побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя
прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они
должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом
будущем и сами становимся иными.
Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник
высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие
дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её
ценность.
Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться.
Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно
воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)
Критерии оценивания заданий:
Оценка сочинений и изложений
Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью
соответствует теме. Фактические
ошибки отсутствуют. Содержание
излагается последовательно. Работа
отличается богатством словаря,
разнообразием используемых
синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста. В целом в
работе допускается 1 недочет в
содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1
орфографическая, или
1 пунктуационная, и 1
грамматические
ошибки.

«4»

Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические
неточности, незначительные
нарушения последовательности в
изложении мыслей. Лексический и
грамматический строй речи достаточно
разнообразен. Стиль работы
отличается единством и достаточной
выразительностью. В целом в работе
допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3-4 речевых
недочетов.

Допускается: 2
орфографические, или
2 пунктуационные
ошибки, или 1
орфографическая и 3
пунктуационная
ошибки, или 4
пунктуационные
ошибки при
отсутствии
орфографических
ошибок, а также 2
грамматические
ошибки.

«3»

Допускается: 4
орфографические и 4
В работе допущены существенные
отклонения от темы. Работа достоверна пунктуационных
в главном, но в ней имеются отдельные ошибок, или 3
орфографические и 5
фактические неточности. Допущены
пунктуационных
отдельные нарушения
последовательности изложения. Беден ошибок, или 7
словарь и однообразны синтаксические пунктуационных при
отсутствии
конструкции, встречается
орфографических
неправильное словоупотребление.
ошибок (в 5 классе – 5
Стиль работы не отличается
орфографических и 4
единством, речь недостаточно
пунктуационные
выразительна. В целом в работе
ошибки), а также 4
допускается не более 4 недочетов в
грамматические
содержании и 5 речевых недочетов.
ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических
неточностей. Нарушена
последовательность изложения мыслей
во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не
соответствует плану. Крайне беден
словарь, работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними,
часты случаи неправильного
словоупотребления. Нарушено
стилевое единство текста. В целом в
работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7
орфографических и 7
пунктуационных
ошибок, или 6
орфографических и 8
пунктуационных
ошибок, 5
орфографических и 9
пунктуационных
ошибок, 8
орфографических и 6
пунктуационных
ошибок, а также 7
грамматических
ошибок.

Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 2-14.
(1)Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый Пушкин.
(3)Такую толстенную книгу Вовка никогда не видал.
– (4)Давай почитаем! – торопился Вовка.
(5)Как мы читали Пушкина! (6)Первый раз – самостоятельно, без руководства взрослых,
пусть даже очень хороших и мудрых, как захлёбывались мы радостью познания
неизвестных доселе слов и чувств – точно подкрались к благодатному источнику, который
зачем-то прятали от нас прежде, давая из него лишь по глоточку отфильтрованной влаги,
и вот мы пьём без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна. (7)Мы были
полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только
слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то
волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу
прочность.
(8)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что
волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых
счастливых мгновений, которые даруются человеку.
(9)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо
присутствовал Александр Сергеевич. (10)Ну, например, я спрашивал своего друга:
– (11)Как ты вчера до дому довлачился? (12)В обитель дальнюю?
(13)А Вовка отвечал:
– (14)Поздно уже прикандыбал. (15)Почти пред ясным восходом зари.
(16)Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень.
(17)Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, чего это мы так по-дурацки
шутим, мы бы, наверное, смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова,
но мы ведь переговаривались негромко, говоря друг дружке свои замечательные тирады,
и, по крайней мере, никому другому знаний своих не демонстрировали.
(18)Лишь однажды Вовка сорвался.
(19)Так уж выходило, что слова эти и выражения легко и радостно впитывала наша
память, похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись, вставляя в свои речи
пушкинские обороты, поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны, когда он
вдруг сжал кулак и крикнул:
– (20)Вострепещи, тиран! (21)Уж близок час паденья!
(22)Это было в начале последнего урока. (23)Анна Николаевна рассказывала про
последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность,
передвигал флажки на карте под руководством учительницы.
(24)Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот
день скакнули далеко вперёд. (25)Вот Вовка и не выдержал.
(26)Все засмеялись его необыкновенным словам – все, кроме меня и Анны Николаевны.
(27)Учительница же заглянула Вовке прямо в глаза, а потом долго смотрела ему вслед,
пока мой друг, притихший, медленно, словно раненый, шёл к парте, усаживался, лез
зачем-то в портфель.
– (28)М-мда! – задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала:
– (29)Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений
Пушкина!
(По А.А. Лиханову)*
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему Вовка не выдержал и раскрыл свою тайну?»

1) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день
скакнули далеко вперёд.
2) Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо
присутствовал Александр Сергеевич.
3) Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень.
4) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что
волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых
счастливых мгновений, которые даруются человеку.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
1) Почти пред ясным восходом зари.
2) Лишь однажды Вовка сорвался.
3) Поздно уже прикандыбал
4) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день
скакнули далеко вперёд.
4. Из предложения 19 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
последующего глухого согласного.
5. Из предложений №6 выпишите слово, правописание суффикса которого определяется
формой 1 лица единственного число настоящего времени.
6. Замените разговорное слово «прикандыбал» из предложении №14 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «стихотворений Пушкина», построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите
получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения №29.
9. Среди предложений 8-10 найдите предложение с обособленным нераспространённым
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру,
обозначающую запятую при обращении.
Учительница же заглянула Вовке прямо в глаза, (1) а потом долго смотрела ему вслед, (2)
пока мой друг, (3) притихший, (4)медленно, (5) словно раненый, (6) шёл к парте, (7)
усаживался, (8) лез зачем-то в портфель.
– М-мда! – задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала:
- Ребята, (9) а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений
Пушкина!
11. Укажите количество грамматических основ в предложении № 27. Ответ запишите
цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.

Все засмеялись его необыкновенным словам – все, (1) кроме меня и Анны Николаевны.
Учительница же заглянула Вовке прямо в глаза, (2) а потом долго смотрела ему вслед, (3)
пока мой друг, (4) притихший, (5) медленно, (6) словно раненый, (7) шёл к парте, (8)
усаживался,(9) лез зачем-то в портфель.
13.Среди предложений 8-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и
последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 19-23 найдите сложное предложение с
Ответы на тест по тексту А.А. Лиханова.
2
3
4

1
1
раскрытие

5

захлёбывались

6

пришёл

7

пушкинских стихотворений

8

давайте проведём

9
10
11
12
13
14

9
9
2
3
8
19

Тесты: «5»-14б
Тесты: «4»-13 -11б
Тесты: «3»10-8б
Тесты: «2»-7б

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».