Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад» Рассмотрено методическим объединением учителей Протокол № 1 от 29 августа 2019г. Согласовано Заместителем директора по УВР 29 августа 2019г. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ АЛГЕБРА 9 КЛАСС Утверждено Приказом директора № 76 от 30 августа 2019г. Паспорт фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации АЛГЕБРА 9 класс № Тема раздела 1 Квадратичная функция 2 Уравнения и неравенства с одной переменной 3 Уравнения и неравенства с двумя переменными 4 Арифметическая и геометрическая функции 5 Элементы комбинаторики и теории вероятностей 6 Повторение Наименование оценочного раздела Контрольная работа №1 «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен» Контрольная работа №2 «Квадратичная функция» Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной» Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными» Контрольная работа № 5 «Арифметическая прогрессия» Контрольная работа №6 «Геометрическая прогрессия» Контрольная работа №7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ (модуль «Алгебра») Контрольная работа №1 «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен» Вариант 1 • 1. Дана функция f (х) = 17х - 51. При каких значениях аргумента f (х) =0, f (х) < 0, f (х) > 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей? • 2. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2 -14х +45; б) 3у2 +7у-6. • 3. Сократите дробь 4 . Рис. 1 . Область определения функции g (рис. 1) отрезок [-2; 6]. Найдите нули функции, промежутки возрастания и убывания, область значений функции. 5*. Сумма положительных чисел а и b равна 50. При каких значениях а и b их произведение будет наибольшим? Вариант 2 • 1. Дана функция g(х) = -13х + 65. При каких значениях аргумента g(х) = 0, g (х) < 0, g (х) > 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей? • 2. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2-10х+21; б) 5у2+9у-2. • 3. Сократите дробь . 4. Область определения функции f (рис. 2) отрезок [-5; 4]. Найдите нули функции, промежутки возрастания и убывания, область значений функции. Рис. 2 5*. Сумма положительных чисел с и d равна 70. При каких значениях с и d их произведение будет наибольшим? Критерии оценивания заданий: № задания Балл Отметка Количество баллов 1 2 3 4 5* 2б 2б 2б 3б 1б «5» 9-10 «4» 6-8 «3» 4-5 «2» Меньше 4 баллов Ответы: Вариант 1. 1. 17х-51=0, 17х=51, х=51/17, х=3, итак при х=3 f(x)=0 17x-51<0, х<3 17х-51>0, х>3 Так как большему значению х соответствует большее значение у, то функция возрастающая 2. 3. 4. 5. а = 50 - в а * в = в * ( 50 - в ) = 50в - в2 Найдём максимум функции через производную ( 50в - в2 )' = 50 - 2в 50 - 2в = 0 2в = 50 в = 25 а = 50 - в = 50 - 25 = 25 При а = 25 и в = 25 произведение будет максимальным Вариант 2. 1. G(x)=0 -13x+65=0 13x=65 x=5 g(x)<0 g(x)>0 -13x+65<0 -13x+65>0 -13x<-65 13x<65 x>5 x<5 x∈(5; +∞) x∈(-∞; 5) Поскольку коэффициент при х<0, то функция является убывающей 2. х2-10х+21=0 D=b2-4ac= 16 x1= -b-/2a=3 x2=14/2=7 Тогда, по формуле а(X-x1)(X-x2) х2-10х+21=0 = (x-3)(x-7) 5у2+9у-2=0 решаем квадр. уравнение, получаем : y=-2 y=1/5 Тогда по формуле : 5у^2+9у-2 = 5(y+2)(y-1/5) 3. 4. Область определения [-5; 4] нули: -3.5, 1, 3 промежутки убывания: (-1; 2) возрастания: (-5; -1) и (2; 4) область значений: [-2; 4] 5. С+d=70 a*d- наибольшее число с=70-d тогда d*(70-d)=70d-d^2=-(d^2-2*35*d+1225-1225)=-(d-35)+1225(выделил полный квадрат) -(d-35)+1225-это график параболы ветви которой направлены вниз значит можно найти наибольшее значение наибольшее значение 1225 а оно будет наибольшим при d=35 с=70-35=35 Контрольная работа №2 «Квадратичная функция» 1. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2 – 14х + 45; б) 3у2 + 7у – 6. 2. Постройте график функции у = х2 – 2х – 8. Найдите с помощью графика: а) значение у при х = –1,5; б) значения х, при которых у = 3; в) нули функции; г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0; д) промежуток, в котором функция возрастает. 3. Сравните: 9 1 а) 2 и 9 1 7 ; в) (–4,1)11 и (–3,9)11; 14 б) (–1,3)6 и (–2,1)6; 4. Вычислите: а) 1, 21 3 5 1 32 ; 1 г) 3 и 0,0114. 3 2 3 3 10 8 б) 4 0,0001 ; в) 2 4 3 . 4 3 р2 р 2 2 5. Сократите дробь 4 9 р . 6. Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 6х + 11. Вариант 2 1. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2 – 10х + 21; б) 5у2 + 9у – 2. 2. Постройте график функции у = х2 – 4х – 5. Найдите с помощью графика: а) значение у при х = 0,5; б) значения х, при которых у = 3; в) нули функции; г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0; д) промежуток, в котором функция убывает. 3. Сравните: 9 1 5 9 в) 4,7 и 3 ; а) (–1,7)5 и (–2,1)5; 8 1 б) 4 и 8 1 7 ; г) 5,712 и (–6,3)12. 4. Вычислите: 4 а) 1 2 0,64 81 ; 3 б) 1 6 8 5 1 32 ; 3 5 . 3 в) 3 4с 2 7с 2 2 5. Сократите дробь 1 16с . 6. Найдите наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 4х + 3. Вариант 3 1. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2 – 12х + 35; б) 7у2 + 19у – 6. 2. Постройте график функции у = х2 – 6х + 5. Найдите с помощью графика: а) значение у при х = 0,5; б) значения х, при которых у = –1; в) нули функции; г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0; д) промежуток, в котором функция возрастает. 3. Сравните: 7 7 1 1 а) 5 и 2 ; в) (–2,3)6 и (–4,1)6; 10 1 г) 4 и (–1,4)10. б) (–1,7)3 и (0,4)3; 4. Вычислите: а) 9 5 243 25 ; 3 б) 1 2 27 4 0,0016 ; в) 2 5 3 . 5 5а 2 19а 4 2 5. Сократите дробь 1 25а . 6. Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 8х + 7. Вариант 4 1. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2 – 18х + 45; б) 9х2 + 25х – 6. 2. Постройте график функции у = х2 – 8х + 13. Найдите с помощью графика: а) значение у при х = 1,5; б) значения х, при которых у = 2; в) нули функции; г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0; д) промежуток, в котором функция возрастает. 3. Сравните: 9 а) 3,411 и 4,211; 3 1 в) 7 и (–0,7)9; 8 1 б) 4 и (–1,2)8; г) (–2,4)4 и 1,24. 4. Вычислите: 4 а) 1 3 0,027 16 ; б) 0,81 2 5 1 32 ; 3 2 . 4 в) 4 7b2 11b 6 2 5. Сократите дробь 9 49b . 6. Найдите наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 6х – 4. Критерии оценивания заданий: № задания Балл 1 2 3 4 5 6 2б 6б 4б 3б 1б 1б Отметка Количество баллов «5» 16-17 «4» 12-15 «3» 8-11 «2» Меньше 8 баллов Ответы: Вариант 1 2 1. а) х – 14х + 45 = (х – 5) (х – 9); х2 – 14х + 45 = 0; х1 = 5, х2 = 9. 2 б) 3у2 + 7у – 6 = 3 (у – 3 ) (у + 3) = (3у – 2) (у + 3); 3у2 + 7у – 6 = 0; D = 49 + 72 = 121; 7 11 6 ; у1, 2 = 2 у1 = 3 , у2 = –3. 2. у = х2 – 2х – 8 – квадратичная функция, графиком является парабола. Так как а > 0, то ветви направлены вверх. Найдем координаты (т; п) вершины параболы: b 2a = 1; п = 1 – 2 – 8 = –9; m= А (1; –9) – вершина параболы. – 2 – 3 у –1 –5 0 7 х 0 – 1 а) у ≈ –3; б) х ≈ –2,6; 4,4; в) у = 0 при х = –2 и х = 4; г) у > 0 при х (–∞; –2) (4; +∞); у < 0 при х (–2; 4); д) [1; +∞). 9 9 1 1 2 3. а) > 7 ; в) (–4,1)11 < (–3,9)11; б) (–1,3)6 < (–2,1)6; 1 г) 3 > 0,0114. 14 1,21 3 5 4. а) 3 2 3 3 10 8 б) в) 2 4 3 4 4 1 1,1 3 · 32 1 1,1 1,5 0,4 2 ; 0,0001 2 27 3 10 · 0,1 2 · 1 2 8 2 ; 2 · 4 4 3 4 3 16 · 3 48 . 2 р 3 ( р 1) р 1 3 р2 р 2 (3 р 2)( р 1) 3 2 (2 3 р)(2 3 р) (3 р 2)(3 р 2) 3р 2 ; 5. 4 9 р 3р2 + р – 2 = 0; D = 1 + 24 = 25; 1 5 р1, 2 = 6 ; 2 р1 = 3 , р2 = –1. 6. х2 – 6х + 11. 1-й с п о с о б. Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена: х2 – 6х + 11 = х2 –2 · 3 · х + 9 – 9 + 11 = (х – 3)2 + 2. Это выражение принимает наименьшее значение при х = 3, и оно равно 2. 2-й с п о с о б. у = х2 – 6х + 11 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены верх. Наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 6х + 11 – это ордината вершины этой параболы: b 6 2 а 2 = 3; т= п = 9 – 18 + 11 = 2; 2 – наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 6х + 11. Вариант 2 1. а) х – 10х + 21 = (х – 3) (х – 7); х2 – 10х + 21 = 0; х1 = 3, х2 = 7. 2 1 б) 5у2 + 9у – 2 = 5 (у – 5 ) (у + 2) = (5у – 1) (у + 2); 5у2 + 9у – 2 = 0; D = 81 + 40 = 121; 9 11 у1, 2 = 10 ; 1 у1 = 5 , у2 = –2. 2. у = х2 – 4х – 5 – квадратичная функция, графиком является парабола. Так как а > 0, то ветви направлены вверх. Найдем координаты (т; п) вершины параболы: b 2a = 2; п = 4 – 8 – 5 = –9; m= А (2; –9) – вершина параболы. – 1 – 2 у –8 –5 0 7 х 1 0 а) у ≈ –6; б) х ≈ –1,5; 5,3; в) у = 0 при х = –1 и х = 5; г) у > 0 при х (–∞; –1) (5; +∞); у < 0 при х (–1; 5); д) (–∞; 2]. 9 1 5 9 в) 4,7 > 3 ; 3. а) (–1,7)5 > (–2,1)5; 8 1 б) 4 > в) г) 5,712 < (–6,3)12. 4 1 1 1 3 4 2 0,64 2 · 0,8 1 1 81 3 3 5 15 ; 3 1 6 8 4. а) б) 8 1 7 ; 3 3 5 3 5 1 1 1 1 6 · 3 2,5 32 2 2 2 ; 3 · 3 3 5 3 27 · 5 135 . 1 4(с )(с 2) 4с 7 с 2 (4с 1)(с 2) с2 4 2 (1 4с)(1 4с) (4с 1)(4с 1) 4с 1 ; 5. 1 16с 2 4с2 + 7с – 2 = 0; D = 49 + 32 = 81; 7 9 с1, 2 = 8 ; 1 с1 = 4 , с2 = –2. 6. –х2 + 4х + 3. 1-й с п о с о б. Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена: –х2 + 4х + 3 = –(х2 – 4х – 3) = –(х2 –2 · 2 · х + 4 – 4 –3) = –((х – 2)2 – 7) = = –(х – 2)2 + 7. Это выражение принимает наибольшее значение при х = 2, и оно равно 7. 2-й с п о с о б. у = –х2 + 4х + 3 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз. Наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 4х + 3 – это ордината вершины этой параболы: b 4 2 а 2 = 2; т= п = –4 + 8 + 3 = 7; 7 – наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 4х + 3. Вариант 3 1. а) х2 – 12х + 35 = (х – 5) (х – 7); х2 – 12х + 35 = 0; х1 = 5, х2 = 7. 2 б) 7у2 + 19у – 6 = 7 (у – 7 ) (у + 3) = (7у – 2) (у + 3); 7у2 + 19у – 6 = 0; D = 361 + 168 = 529; 19 23 14 ; у1, 2 = 2 у1 = 7 , у2 = –3. 2. у = х2 – 6х + 5 – квадратичная функция, графиком является парабола. Так как а > 0, то ветви направлены вверх. Найдем координаты (т; п) вершины параболы: b 6 2a 2 = 3; п = 9 – 18 + 5 = –4; т= А (3; –4) – вершины параболы. х 2 1 у –3 0 0 – 1 5 12 а) у ≈ 2,5; б) х ≈ 1,1; 4,9; в) у = 0 при х = 1 и х = 5; г) у > 0 при х (–∞; –1) (5; +∞); у < 0 при х (1; 5); д) [3; +∞). 7 7 1 1 3. а) 5 < 2 ; в) (–2,3)6 < (–4,1)6; б) (–1,7)3 < (0,4)3; 1 г) 4 < (–1,4)10. 10 9 25 4. а) 1 2 27 3 б) в) 5 2 5 3 5 243 4 3 3 3,6 5 ; 1 1 2 11 0,0016 2 · 0, 2 3 3 5 15 ; 2 · 5 5 3 5 32 · 3 96 . 1 5(а )(а 4) а4 5а 19а 4 (5а 1)(а 4) 5 (1 5а)(1 5а) (5а 1)(5а 1) 5а 1 ; 1 25а 2 5. 2 5а2 + 19а – 4 = 0; D = 361 + 80 = 441; 19 21 10 ; а1, 2 = 1 а1 = 5 , а2 = –4. 6. х2 – 8х + 7. 1-й с п о с о б. Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена: х2 – 8х + 7 = х2 –2 · 4 · х + 16 – 16 + 7 = (х – 4)2 – 9. Это выражение принимает наименьшее значение при х = 4, и оно равно –9. 2-й с п о с о б. у = х2 – 8х + 7 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх. Наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 8х + 7 – это ордината вершины этой параболы: b 8 2 а 2 = 4; т= п = 16 – 32 + 7 = –9; –9 – наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 8х + 7. Вариант 4 1. а) х – 18х + 45 = (х – 3) (х – 15); х2 – 18х + 45 = 0; х1 = 3, х2 = 15. 2 2 б) 9х2 + 25х – 6 = 9 (х – 9 ) (х + 3) = (9х – 2) (х + 3); 9х2 + 25х – 6 = 0; D = 625 + 216 = 841; 25 29 18 ; х1, 2 = 2 9 х1 = , х2 = –23. 2. у = х2 – 8х + 13 – квадратичная функция, графиком является парабола. Так как а > 0, то ветви направлены вверх. Найдем координаты (т; п) вершины параболы: b 8 2a 2 = 4; п = 16 – 32 + 13 = –3; т= А (4; –3) – вершины параболы. х 3 2 у –2 1 1 0 6 13 а) у ≈ 3,4; б) х ≈ 1,7; 6,3; в) у = 0 при х ≈ 2,3 и х ≈ 5,7; г) у > 0 при х (–∞; 2,3) (5,7; +∞); у < 0 при х (2,3; 5,7); д) [4; +∞). 9 3 1 в) 7 < (–0,7)9; 3. а) 3,411 < 4,211; 8 1 б) 4 < (–1,2)8; 4 4. а) б) в) 1 3 1 0,027 0,3 0,5 0,3 0, 2 16 2 ; 0,81 2 г) (–2,4)4 > 1,24. 3 4 2 4 5 1 1 0,9 2 · 1,9 32 2 ; 3 · 4 4 2 4 81 · 2 162 . 3 7(b )(b 2) b2 7b 11b 6 (7b 3)(b 2) 7 2 (7b 3)(7b 3) (7b 3)(7b 3) 7b 3 ; 5. 9 49b 2 7b2 + 11b –6 = 0; D = 121 + 168 = 289; 11 17 14 ; b1, 2 = 3 b1 = 7 , b2 = –2. 6. –х2 + 6х – 4. 1-й с п о с о б. Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена: –х2 + 6х – 4 = –(х2 –2 · 3 · х + 9 – 9 + 4) = –((х – 3)2 – 5) = –(х – 3)2 + 5. Это выражение принимает наибольшее значение при х = 3, и оно равно 5. 2-й с п о с о б. у = –х2 + 6х – 4 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз. Наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 6х – 4 – это ордината вершины этой параболы: b 6 т = 2а 2 = 3; п = –9 + 18 – 4 = 5; 5 – наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 6х – 4. Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной» Вариант 1 1. Решите уравнение: а) х3 – 81х = 0; х 2 1 3х 1 4 = 2. б) 2 2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 19х2 + 48 = 0. 3. Решите неравенство: а) 2х2 – 13х + 6 < 0; б) х2 – 9 > 0; в) 3х2 – 6х + 32 > 0. 4. Решите неравенство, используя метод интервалов: х 5 б) х 7 < 0. а) (х + 8) (х – 4) > 0; 5. При каких значениях t уравнение 3х2 + tх + 3 = 0 имеет два корня? 6.* Решите уравнение: х2 х 5 3х 2 х х х 5 + 4 = 0. Вариант 2 1. Решите уравнение: х2 6 8 х 5 10 = 1. б) а) х3 – 25х = 0; 2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 4х2 – 45 = 0. 3. Решите неравенство: а) 2х2 – х – 15 > 0; б) х2 – 16 < 0; в) х2 + 12х + 80 < 0. 4. Решите неравенство, используя метод интервалов: х3 б) х 8 > 0. а) (х + 11) (х –9) < 0; 5. При каких значениях t уравнение 2х2 + tх + 8 = 0 не имеет корней? 6.* Решите уравнение: х 2 14 10 х 2 х х 14 = 3. Вариант 3 1. Решите уравнение: х2 4 5х 2 6 = 1. б) 3 а) х3 – 36х = 0; 2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 13х2 + 36 = 0. 3. Решите неравенство: а) 2х2 + 5х – 7 < 0; б) х2 – 25 > 0; в) 5х2 – 4х + 21 > 0. 4. Решите неравенство, используя метод интервалов: х 3 б) х 6 < 0. а) (х + 9) (х – 5) > 0; 5. При каких значениях t уравнение 2х2 + tх + 2 = 0 имеет два корня? 6.* Решите уравнение: 12 15 ( х 1)( х 5) ( х 2)( х 4) = 2. Вариант 4 1. Решите уравнение: х 2 3 17 3х 8 б) 4 = 2. а) х3 – 49х = 0; 2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 17х2 + 16 = 0. 3. Решите неравенство: а) 5х2 + 3х – 8 > 0; б) х2 – 49 < 0; в) 4х2 – 2х + 13 < 0. 4. Решите неравенство, используя метод интервалов: х5 б) х 10 > 0. а) (х + 12) (х –7) < 0; 5. При каких значениях t уравнение 25х2 + tх + 1 = 0 не имеет корней? 6.* Решите уравнение: 1 9 ( х 1)( х 3) ( х 1)( х 5) = –1. № задания Балл 1 2б Критерии оценивания заданий: 2 3 4 1б 3б 2б 5 6* 2б 2б Отметка Количество баллов «5» 10-12 «4» 7-10 «3» 5-6 «2» Меньше 5 баллов РЕШЕНИЕ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Вариант 1 х 2 1 3х 1 4 = 2; б) 2 1. а) х – 81х = 0; 3 х (х2 – 81) = 0; х=0 или х2 – 81 = 0; х2 = 81; х = ±9. О т в е т: –9; 0; 9. 2(х2 – 1) – (3х – 1) = 2 · 4; 2х2 – 2 – 3х + 1 – 8 = 0; 2х2 – 3х – 9 = 0; D = 9 + 72 = 81; 39 х1 = 4 = –1,5; 39 х2 = 4 = 3. О т в е т: –1,5; 3. 2. х – 19х + 48 = 0. Пусть х2 = t, тогда получим: t2 – 19t + 48 = 0; D = 361 – 192 = 169; 4 2 19 13 19 13 2 = 3, t2 = 2 = 16. t1 = В е р н е м с я к з а м е н е: х2 = 3; или х2 = 16; х = ±4. х = ± 3. О т в е т: –4; – 3 ; 3 ; 4. 3. а) 2х2 – 13х + 6 < 0; у = 2х2 – 13х + 6. Ветви параболы направлены вверх. 2х2 – 13х + 6 = 0; D = 169 – 48 = 121; 13 11 1 13 11 4 2 , х2 = 4 = 6. х1 = 1 ; 6 . О т в е т: 2 б) х2 – 9 > 0; у = х2 – 9. Ветви параболы направлены вверх. х2 – 9 = 0; х2 = 9; х = ±3. О т в е т: (–∞; –3) (3; +∞). в) 3х2 – 6х + 32 > 0; у =3х2 – 6х + 32. Ветви параболы направлены вверх. 3х2 – 6х + 32 = 0; D = 9 – 96 = –87 < 0. Парабола не пересекает ось х. О т в е т: (–∞; +∞). 4. а) (х + 8) (х – 4) > 0; х = –8; 4 – нули функции у = (х + 8) (х – 4). О т в е т: (–∞;–8) (4; +∞). 5. 3х2 + tх + 3 = 0; D = t2 – 36. Уравнение имеет два корня, если D > 0, t2 – 36 > 0; t2 (–∞;–6) (6; +∞). О т в е т: (–∞;–6) (6; +∞). х2 х 5 3х 2 х х х 5 + 4 = 0. 6.* х 5 б) х 7 < 0; (х – 5) (х + 7) < 0; х = –7; 5 – нули функции у = (х – 5) (х + 7). О т в е т: (–7; 5). х2 х 5 х Пусть = t, тогда получим: 3 t + t + 4 = 0; t2 + 4t + 3 = 0; t1 = –1, t2 = –3. В е р н е м с я к з а м е н е: х2 х 5 х = –1; х + 2х – 5 = 0; D1 = 1 + 5 = 6; 2 х1, 2 = –1 ± или х2 х 5 х = –3; х2 + 4х – 5 = 0; х1 = 1, х2 = –5. 6. О т в е т: –5; 1; –1 ± 6. Вариант 2 х2 6 8 х 10 = 1; б) 5 1. а) х – 25х = 0; 3 х (х2 – 25) = 0; х=0 или х2 – 25 = 0; х2 = 25; х = ±5. О т в е т: –5; 0; 5. 2(х2 + 6) – (8 – х) = 1 · 10; 2х2 + 12 – 8 + х – 10 = 0; 2х2 + х – 6 = 0; D = 1 + 48 = 49; 1 7 х1 = 4 = –2; 1 7 х2 = 4 = 1,5. О т в е т: –2; 1,5. 2. х4 – 4х2 – 45 = 0. Пусть х2 = t, тогда получим: t2 – 4t – 45 = 0; t1 = –5, t2 = 9. В е р н е м с я к з а м е н е: х2 = –5 . или х2 = 9; х = ±3. Нет решений. О т в е т: ±3. 3. а) 2х2 – х – 15 > 0; у = 2х2 – х – 15 > 0. Ветви параболы направлены вверх. 2х2 – х – 15 = 0; D = 1 + 120 = 121; 1 11 1 11 x1 = 4 –2,5, x2 = 4 = 3. О т в е т: (–∞;–2,5) (3; +∞). б) х2 – 16 < 0; у = х2 – 16. Ветви параболы направлены вверх. х2 – 16 = 0; х2 = 16; х = ±4. О т в е т: (–4; 4). в) х2 + 12х + 80 < 0; у = х2 + 12х + 80 < 0. Ветви параболы направлены вверх. х2 + 12х + 80 = 0; D = 36 – 80 = –44 < 0. Парабола не пересекает ось х. О т в е т: нет решений. 4. а) (х + 11) (х –9) < 0; х = –11; 9 – нули функции у = (х + 11) (х – 9). О т в е т: (–11; 9). 5. 2х2 + tх + 8 = 0; D = t2 – 64. Уравнение не имеет корней, если D < 0, t2 – 64 < 0; t = ±8. О т в е т: (–8; 8). х 2 14 10 х 2 х х 14 = 3. 6.* х3 б) х 8 > 0; (х + 3) (х – 8) > 0; х = –3; 8 – нули функции у = (х + 3) (х – 8). О т в е т: (–∞;–3) (8; +∞). х 2 14 х Пусть = t, тогда получим: 10 t – t = 3; t2 – 3t – 10 = 0; t1 = –2, t2 = 5. В е р н е м с я к з а м е н е: х 2 14 х = –2 ; х + 2х – 14 = 0; D1 = 1 + 14 = 15; 2 х 2 14 х = 5; или х2 – 5х – 14 = 0; х1 = –2, х2 = 7. х1, 2 = –1 ± 15 . О т в е т: –2; 7; –1 ± 15 . Вариант 3 х2 4 5х 2 6 = 1; б) 3 1. а) х – 36х = 0; 3 х (х2 – 36) = 0; х=0 или х2 – 36 = 0; х2 = 36; х = ±6. О т в е т: –6; 0; 6. 2(х2 – 4) – (5х – 2) = 1 · 6; 2х2 – 8 – 5х + 2 – 6 = 0; 2х2 – 5х – 12 = 0; D = 25 + 96 = 121; 5 11 х1 = 4 = –1,5; 5 11 х2 = 4 = 4. О т в е т: –1,5; 4. 2. х4 – 13х2 + 36 = 0. Пусть х2 = t, тогда получим: t2 – 13t + 36 = 0; t1 = 4, t2 = 9. В е р н е м с я к з а м е н е: х2 = 4; или х2 = 9; х = ±3. х = ±2. О т в е т: –3; –2; 2; 3. 3. а) 2х2 + 5х – 7 < 0; у = 2х2 + 5х – 7. Ветви параболы направлены вверх. 2х2 + 5х – 7 = 0; D = 25 + 56 = 81; 5 9 5 9 x1 = 4 = –3,5, x2 = 4 = 1. О т в е т: (–3,5; 1). б) х2 – 25 > 0; у = х2 – 25. Ветви параболы направлены вверх. х2 – 25 = 0; х2 = 25; х = ±5. О т в е т: (–∞; –5) (5; +∞). в) 5х2 – 4х + 21 > 0; у = 5х2 – 4х + 21. Ветви параболы направлены вверх. 5х2 – 4х + 21 = 0; D = 4 – 105 = –101 < 0. Парабола не пересекает ось х. О т в е т: (–∞; +∞). 4. а) (х + 9) (х – 5) > 0; х = –9; 5 – нули функции у = (х + 9) (х – 5). х 3 б) х 6 < 0; (х – 3) (х + 6) < 0; х = –6; 3 – нули функции у = (х – 3) (х + 6). О т в е т: (–∞;–9) (5; +∞). О т в е т: (–6; 3). 2 5. 2х + tх + 2 = 0; D = t2 – 16. Уравнение имеет два корня, если D > 0, t2 – 16 > 0; t = ±4. О т в е т: (–∞;–4) (4; +∞). 12 15 6.* ( х 1)( х 5) ( х 2)( х 4) = 2; 12 15 х 2 6 х 5 х 2 6 х 8 = 2. Пусть х2 + 6х + 5 = t, тогда получим: 12 15 t t 3 = 2; 12 (t + 3) + 15t = 2t (t + 3); 12t + 36 + 15t = 2t2 + 6t; 2t2 – 21t – 36 = 0; D = 441 + 288 = 729; 21 27 21 27 3 4 4 t1 = = 12, t2 = = 2. В е р н е м с я к з а м е н е: х2 + 6х + 5 = 12; или х2 + 6х – 7 = 0; х1 = 1, х2 = –7. 3 2; х2 + 6х + 5 = 2х2 + 12х + 13 = 0; D1 = 36 – 26 = 10; 6 10 2 х1, 2 = . 6 10 2 О т в е т: –7; 1; . Вариант 4 х 2 3 17 3х 8 б) 4 = 2; 1. а) х – 49х = 0; 3 х (х2 – 49) = 0; х=0 или х2 – 49 = 0; х2 = 49; х = ±7. О т в е т: –7; 0; 7. 2(х2 + 3) – (17 – 3х) = 2 · 8; 2х2 + 6 – 17 + 3х = 16; 2х2 + 3х – 27 = 0; D = 9 + 216 = 225; 3 15 4 х1 = = 3; 3 15 4 х2 = = –4,5. О т в е т: –4,5; 3. 2. х4 – 17х2 + 16 = 0. Пусть х2 = t, тогда получим: t2 – 17t + 16 = 0; t1 = 1, t2 = 16. В е р н е м с я к з а м е н е: х2 = 1; или х2 = 16; х = ±4. х = ±1. О т в е т: –4; –1; 1; 4. 3. а) 5х2 + 3х – 8 > 0; у = 5х2 + 3х – 8. Ветви параболы направлены вверх. 5х2 + 3х – 8 = 0; D = 9 + 160 = 169; 3 13 3 13 x1 = 10 = 1, x2 = 10 = –1,6. О т в е т: (–∞;–1,6) (1; +∞). б) х2 – 49 < 0; у = х2 – 49. Ветви параболы направлены вверх. х2 – 49 = 0; х2 = 49; х = ±7. О т в е т: (–7; 7). в) 4х2 – 2х + 13 < 0; у = 4х2 – 2х + 13. Ветви параболы направлены вверх. 4х2 – 2х + 13 = 0; D = 1 – 52 = –51 < 0. Парабола не пересекает ось х. О т в е т: нет решений. 4. а) (х + 12) (х –7) < 0; х = –12; 7 – нули функции у = (х + 12) (х – 7). О т в е т: (–12; 7). 5. 25х2 + tх + 1 = 0; D = t2 – 100. х5 б) х 10 > 0; (х + 5) (х – 10) > 0; х = –5; 10 – нули функции у = (х + 5) (х – 10). О т в е т: (–∞;–5) (10; +∞). Уравнение не имеет корней, если D < 0, t2 – 100 < 0, t = ±10. О т в е т: (–10; 10). 1 9 6.* ( х 1)( х 3) ( х 1)( х 5) = –1; 1 9 2 2 х 4 х 3 х 4 х 5 = –1. Пусть х2 + 4х = а, тогда получим: 1 9 а 3 а 5 = –1; а – 5 + 9 (а + 3) + (а + 3) (а – 5) = 0; а – 5 + 9а + 27 + а2 – 2а – 15 = 0; а2 + 8а + 7 = 0; а1 = –1, а2 = –7. В е р н е м с я к з а м е н е: х2 + 4х = –1; или х2 + 4х = –7; х2 + 4х + 1 = 0; х2 + 4х + 7 = 0; D = 4 – 7 = –3 < 0. D = 4 – 1 = 3; Решений нет. х1, 2 = –2 ± 3 . О т в е т: –2 ± 3. Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными» Вариант 1 1. Решите систему уравнений: 2 x y 7, 2 x y 1. 2. Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м 2. Найдите стороны прямоугольника. 3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 + 4 и прямой х + у = 6. 4. Решите систему уравнений: 2 y x 7, 2 2 x xy y 29. 5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств: x y 1, 2 y 3 x . Вариант 2 1. Решите систему уравнений: x 3 y 2, xy y 6. 2. Одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 120 см2. 3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности х2 + у2 = 10 и прямой х + 2у = 5. 4. Решите систему уравнений: y 3x 1, 2 2 x 2 xy y 9. 5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств: 2 x y 2, 2 2 x y 9. Вариант 3 1. Решите систему уравнений: x 5 y 2, 2 x y 10. 2. Периметр прямоугольника равен 26 см, а его площадь равна 42 см 2. Найдите стороны прямоугольника. 3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 – 8 и прямой х + у = 4. 4. Решите систему уравнений: x 5 y 9, 2 2 x 3xy y 3. 5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств: x y 1, 2 y x 4. Вариант 4 1. Решите систему уравнений: 3x y 1, x xy 8. 2. Одна из сторон прямоугольника на 4 м больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 45 м2. 3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности х2 + у2 = 17 и прямой 5х – 3у = 17. 4. Решите систему уравнений: x 2 y 1, 2 2 x xy 2 y 1. 5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств: y x 1, 2 2 ( x 1) y 9. № задания Балл Отметка Критерии оценивания заданий: 1 2 3 4 5 1б 1б «5» 2б 1б «4» 1б «3» «2» Количество баллов 6 4-5 2-3 Меньше 2 баллов Ответы: Вариант 1 2 x y 7, y 7 2 x, 2 2 x y 1; x (7 2 x) 1. 1. х2 – 7 + 2х = 1; х2 + 2х – 8 = 0; х1 = –4 у1 = 7 – 2 · (–4) = 15; у2 = 7 – 2 · 2 = 3. х2 = 2 О т в е т: (–4; 15), (2; 3). 2. Пусть х м – одна сторона, а у м – другая сторона прямоугольника. Так как периметр прямоугольника равен 28 м, то получим уравнение: 2(х + у) = 28. Площадь прямоугольника равна 40 м2, поэтому ху = 40. Составим и решим систему уравнений: 2 ( x y) 28, x y 14, x 14 y, xy 40; xy 40; (14 y) y 40. 14у – у2 = 40; у2 – 14у + 40 = 0; х1 = 14 – 4 = 10; у1 = 4 у2 = 10 х2 = 14 – 10 = 4. О т в е т: 4 м и 10 м. 3. Согласно условию составим и решим систему уравнений: y x 2 4, x y 6; y x 2 4, 2 x x 4 6. х2 + х – 2 = 0; у1 = 1 + 4 = 5; х1 = 1 х2 = –2 у2 = (–2)2 + 4 = 8. О т в е т: (1; 5), (–2; 8). 2 y x 7, x 2 y 7, 2 2 2 2 x xy y 29; (2 y 7) (2 y 7) y y 29. 4. 4у2 – 28у + 49 – 2у2 + 7у – у2 = 29; у2 – 21у + 20 = 0; х1 = 2 · 1 – 7 = –5; у1 = 1 у2 = 20 х2 = 2 · 20 – 7 = 33. О т в е т: (–5; 1), (33; 20). x y 1, 2 y 3 x ; 5. y 1 x, 2 y x 3. Вариант 2 x 3 y 2, xy y 6; 1. x 3 y 2, (3 y 2) y y 6. 3у2 + 2у + у = 6; 3у2 + 3у – 6 = 0; у2 + у – 2 = 0; х 1 = 3 · 1 + 2 = 5; у1 = 1 у2 = –2 х 2 = 3 · (–2) + 2 = –4. О т в е т: (5; 1), (–4; –2). 2. Пусть х см – одна сторона, а у см – другая сторона прямоугольника. Так как одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой, то имеем уравнение х = у + 2. Так как площадь прямоугольника равна 120 см2, то имеем уравнение ху = 120. Составим и решим систему уравнений: x y 2, xy 120; x y 2, ( y 2) y 120. у2 + 2у – 120 = 0; у1 = 10 х1 = 10 + 2 = 12; у2 = –12 х2 = –12 + 2 = –10 – не удовлетворяет условию задачи. О т в е т: 10 см и 12 см. 3. Согласно условию составим и решим систему уравнений: x 2 y 2 10, x 5 2 y, 2 2 x 2 y 5; (5 2 y ) y 10. 25 – 20у + 4у2 + у 2 = 10; 5у2 – 20у + 15 = 0; у2 – 4у + 3 = 0; х1 = 5 – 2 · 1 = 3; у1 = 1 х2 = 5 – 2 · 3 = –1. у2 = 3 О т в е т: (3; 1), (–1; 3). y 3x 1, y 3x 1, 2 2 2 2 x 2 xy y 9; x 2 x (3 x 1) (3 x 1) 9. 4. х2 – 6х2 – 2х + 9х2 + 6х + 1 = 9; 4х2 + 4х – 8 = 0; х2 + х – 2 = 0; у1 = 3 · 1 + 1 = 4; х1 = 1 х2 = –2 у2 = 3 · (–2) + 1 = –5. О т в е т: (1; 4), (–2; –5). 2 x y 2, 2 x y 2 9; 5. y 2 x 2, 2 2 x y 9. Вариант 3 x 5 y 2, 2 x y 10; 1. x 5 ( x 2 10) 2, 2 y x 10. х – 5х2 + 50 = 2; 5х2 – х – 48 = 0; D = 1 + 4 · 5 · 48 = 961; 1 31 у1 = 3,22 – 10 = 0,24; х1 = 10 = 3,2 1 31 у2 = 32 – 10 = –1. х2 = 10 = –3 О т в е т: (3,2; 0,24), (–3; –1). 2. Пусть х см – одна сторона, а у см – другая сторона прямоугольника. Согласно условию задачи составим и решим систему уравнений: 2 ( x y ) 26, xy 42; x y 13, xy 42; 13у – у2 = 42; у2 – 13у + 42 = 0; х1 = 13 – 6 = 7; у1 = 6 х2 = 13 – 7 = 6. у2 = 7 О т в е т: 6 см и 7 см. y x 2 8, x y 4; x 13 y, (13 y) y 42. y x 2 8, 2 x x 8 4. 3. х2 + х – 12 = 0; у1 = 32 – 8 = 1; х1 = 3 х2 = –4 у2 = (–4)2 – 8 = 8. О т в е т: (3; 1), (–4; 8). x 5 y 9, x 9 5 y, 2 2 2 2 x 3 xy y 3; (9 5 y ) 3 (9 5 y ) y y 3. 4. 81 + 90у + 25у2 + 27у + 15у2 – у2 = 3; 39у2 + 117у + 78 = 0; у2 + 3у + 2 = 0; у1 = –1 х1 = 9 + 5 · (–1) = 4; у2 = –2 х2 = 9 + 5 · (–2) = –1. О т в е т: (4; –1), (–1; 2). x y 1, y x 2 4; 5. y x 1, 2 y x 4. Вариант 4 3x y 1, x xy 8; 1. y 3x 1, x x (3x 1) 8. х + 3х2 + х = 8; 3х2 + 2х – 8 = 0; D1 = 1 + 2 4 = 25; 1 5 4 3 х1 = 3 1 5 х2 = 3 = –2 4 у1 = –3 ∙ 3 – 1 = –5; у2 = –3 ∙ (–2) – 1 = 5. 4 ; 5 , (–2; 5). О т в е т: 3 2. Пусть х м – одна сторона, а у м – другая сторона прямоугольника. Согласно условию задачи составим и решим систему уравнений: x 4 y, xy 45; x 4 y, (4 y ) y 45. у2 + 4у – 45 = 0; у1 = –9 х1 = 4 – 9 = –5 – не удовлетворяет условию задачи; х2 = 4 + 5 = 9. у2 = 5 О т в е т: 5 м и 9 м. x 2 y 2 17, 5 x 3 y 17; x 2 y 2 17, 5 x 17 3 y; 3. 289 + 102у + 9у2 + 25у2 = 17 · 25; 34у2 + 102у – 136 = 0; 17 3 y 2 y 2 17, 5 x 17 3 y . 5 у2 + 3у – 4 = 0; 17 3 х1 = 5 = 4; у1 = 1 17 12 5 у2 = –4 х2 = = 1. О т в е т: (4; 1), (1; –4). x 2 y 1, x 1 2 y, 2 2 2 2 x xy 2 y 1; (1 2 y ) (1 2 y ) y 2 y 1. 4. 1 – 4у + 4у2 – у + 2у2 – 2у2 = 1; 4у2 – 5у = 0; х1 = 1; у1 = 0 5 5 у2 = 4 х2 = 1 – 2 ∙ 4 = –1,5. О т в е т: (1; 0) (–1,5; 1,25). y x 1, ( x 1) 2 y 2 9; 5. y 1 x, 2 2 ( x 1) y 9. Контрольная работа №5 «Арифметическая прогрессия» Вариант 1 1. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии (ап), если а1 = –15 и d = 3. 2. Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической прогрессии: 8; 4; 0; … 3. Найдите сумму шестидесяти первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 3п – 1. 4. Является ли число 54,5 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = 25,5 и а9 = 5,5? 5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 3 и не превосходящих 100. Вариант 2 1. Найдите восемнадцатый член арифметической прогрессии (ап), если а1 = 70 и d = –3. 2. Найдите сумму двадцати первых членов арифметической прогрессии: – 21; –18; –15; … 3. Найдите сумму сорока первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 4п – 2. 4. Является ли число 30,4 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = 11,6 и а15 = 17,2? 5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 7 и не превосходящих 150. Вариант 3 1. Найдите тридцать второй член арифметической прогрессии (ап), если а1 = 65 и d = –2. 2. Найдите сумму двадцати четырех первых членов арифметической прогрессии: 42; 34; 26; … 3. Найдите сумму восьмидесяти первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 2п – 5. 4. Является ли число 6,5 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = –2,25 и а11 = 10,25? 5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 9 и не превосходящих 80. Вариант 4 1. Найдите сорок третий член арифметической прогрессии (ап), если а1 = –9 и d = 4. 2. Найдите сумму четырнадцати первых членов арифметической прогрессии: –63; –58; –53; … 3. Найдите сумму ста двадцати первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 3п – 2. 4. Является ли число 35,8 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = –23,6 и а22 = 11? 5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 6 и не превосходящих 150. В контрольной работе задания 1 и 2 обязательного уровня. № задания Балл Отметка Количество баллов Критерии оценивания заданий: 1 2 3 4 5 1б 1б 1б «5» 5 1б «4» 4 1б «3» 3 «2» Меньше 3 баллов Ответы: Вариант 1 1. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = –15, d = 3. а23 = а1 + 22d; а23 = –15 + 22 · 3 = –15 + 66 = 51. О т в е т: 51. 2. 8; 4; 0; … – арифметическая прогрессия; а1 = 8, d = – 4. 2a1 d (n 1) 2 Sn = · п; S16 2 · 8 4 · 15 2 = · 16 = (16 – 60) · 8 = = –44 · 8 = –352. О т в е т: –352. 3. bп = 3п – 1, значит, (bп) – арифметическая прогрессия. b1 = 3 · 1 – 1 = 2; b60 = 3 · 60 – 1 = 179; b1 bn 2 179 2 · п; S60 = 2 Sn = · 60 = 181 · 30 = 5430. О т в е т: 5430. 4. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = 25,5; а9 = 5,5. Пусть ап = 54,5. a9 a1 5,5 25,5 20 8 ; d= 8 8 = –2,5; d= = ап = а1 + d (п – 1); 54,5 = 25,5 – 2,5 (п – 1); 2,5 (п – 1) = –29; п – 1 = –11,6; п = –10,6, п N, значит, 54,5 не является членом арифметической прогрессии (ап). О т в е т: нет. 5. (ап) – арифметическая прогрессия; ап = 3п; ап ≤ 100; 1 3п ≤ 100; п ≤ 33 3 , так как п N,то п = 33. a1 an 2 · п; а1 = 3; а33 = 99, тогда Sn = 3 99 2 · 33 = 1683. S33 = О т в е т: 1683. Вариант 2 1. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = 70, d = –3. а18 = а1 + 17d; а18 = 70 + 17 · (–3) = 70 – 51 = 19. О т в е т: 19. 2. –21; –18; –15; … – арифметическая прогрессия; а1 = –21, d = 3. 2a1 d (n 1) 2 · (21) 3 · 19 42 57 2 2 2 Sn = · п; S20 = · 20 = · 20 = = 15 · 10 = 150. О т в е т: 150. 3. bп = 4п – 2, значит, (bп) – арифметическая прогрессия. b1 = 2; b40 = 4 · 40 – 2 = 160 – 2 = 158; b1 bn 2 158 2 · п; S40 = 2 Sn = · 40 = 160 · 20 = 3200. О т в е т: 3200. 4. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = 11,6; а15 = 17,2. Пусть ап = 30,4. a15 a1 17,2 11,6 5,6 14 d = 14 ; d = = 14 = 0,4; ап = а1 + d (п – 1); 30,4 = 11,6 + 0,4 (п – 1); 0,4 (п – 1) = 18,8; п – 1 = 47; п = 48, п N, значит, 30,4 является членом арифметической прогрессии (ап). О т в е т: да. 5. (ап) – арифметическая прогрессия; ап = 7п; ап ≤ 150; 3 7п ≤ 150; п ≤ 21 7 , так как п N,то п = 21. a1 an 2 · п; а1 = 7; а21 = 147, тогда Sn = 7 147 2 S21 = · 21 = 77 · 21 = 1617. О т в е т: 1617. Вариант 3 1. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = 65, d = –2. а32 = а1 + 31d; а32 = 65 + 31 · (–2) = 65 – 62 = 3. О т в е т: 3. 2. 42; 34; 26; … – арифметическая прогрессия; а1 = 42, d = –8. 2a1 d (n 1) 2 · 42 8 · 23 84 184 2 2 2 Sn = · п; S24 = · 24 = · 24 = = –100 · 12 = –1200. О т в е т: –1200. 3. bп = 2п – 5, значит (bп) – арифметическая прогрессия. b1 = –3; b80 = 2 · 80 – 5 = 160 – 5 = 155 b1 bn 3 155 2 · п; S30 = 2 Sn = · 80 = 152 · 40 = 6080. О т в е т: 6080. 4. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = –2,25; а11 = 10,25. Пусть ап = 6,5. a11 a1 10,25 2,25 10 d = 10 ; d = = 1,25. ап = а1 + d (п – 1); 6,5 = –2,25 + 1,25 (п – 1); 1,25 (п – 1) = 8,75; п – 1 = 7; п = 8, п N, значит, число 6,5 является членом арифметической прогрессии (ап). О т в е т: да. 5. (ап) – арифметическая прогрессия, ап = 9п; ап ≤ 80; 8 9п ≤ 80; п ≤ 8 9 , так как п N,то п = 8. a1 an 9 72 2 · п; S8 = 2 · 8 = 324. а1 = 9; а8 = 72, Sn = О т в е т: 324. Вариант 4 1. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = –9, d = 4. а43 = а1 + 42d; а43 = –9 + 42 · 4 = –9 + 168 = 159. О т в е т: 159. 2. –63; –58; –53; … – арифметическая прогрессия; а1 = –63, d = 5. 2a1 d (n 1) 2 · ( 63) 5 · 13 126 65 2 2 2 Sn = · п; S14 = · 14 = · 14 = = –61 · 7 = –427. О т в е т: –427. 3. bп = 3п – 2, значит (bп) – арифметическая прогрессия. b1 = 1; b120 = 3 · 120 – 2 = 358 b1 bn 1 358 2 · п; S120 = 2 Sn = · 120 = 359 · 60 = 21540 О т в е т: 21540. 4. (ап) – арифметическая прогрессия, а1 = –23,6; а22 = 11. Пусть ап = 35,8. a22 a1 11 23,6 34,6 68 21 21 ; d = d= = 21 = 1 105 ; 173 ап = а1 + d (п – 1); 35,8 = –23,6 + 105 (п – 1); 173 59,4 · 105 9 173 ; п – 1 = 36 173 ; 105 (п – 1) = –59,4; п – 1 = 9 п = 37 173 , п N, значит, число 35,8 не является членом арифметической прогрессии (ап). О т в е т: нет. 5. (ап) – арифметическая прогрессия; ап = 6п; ап ≤ 150; 6п ≤ 150; п ≤ 25, так как п N, то п = 25. a1 an 2 · п; ; а1 = 6; а25 = 150, тогда Sn = 6 150 2 S25 = · 25 = 78 · 25 = 1950. Контрольная работа №6 «Геометрическая прогрессия» Вариант 1 1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии (bп), если b1 = –32 и q 1 = 2. 2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 2, а знаменатель равен 3. Найдите сумму шести первых членов этой прогрессии. 16 3. Между числами 27 и 3 вставьте три числа, которые вместе с данными числами образуют геометрическую прогрессию. 4. Найдите сумму девяти первых членов геометрической прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b2 = 0,04 и b4 = 0,16. 5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q = 3, S4 = 560. Вариант 2 1. Найдите шестой член геометрической прогрессии (bп), если b1 = 0,81 и q = 1 3. 2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 6, а знаменатель равен 2. Найдите сумму семи первых членов этой прогрессии. 4 3. Между числами 49 и 196 вставьте три числа так, чтобы они вместе с данными числами составили геометрическую прогрессию. 4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b2 = 1,2 и b4 = 4,8. 5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q = –2, S5 = 330. Вариант 3 1. Найдите пятый член геометрической прогрессии (bп), если b1 = –125 и q 1 = 5. 2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 4, а знаменатель равен 2. Найдите сумму восьми первых членов этой прогрессии. 1 3. Между числами 48 и 27 вставьте три числа так, чтобы вместе с данными они составили геометрическую прогрессию. 4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b3 = 0,05 и b5 = 0,45. 5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q = –3, S4 = 400. 1. Найдите девятый Вариант 4 член геометрической прогрессии (bп), если 1 b1 = 100000 и q = 5 . 2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 6, а знаменатель равен 4. Найдите сумму пяти первых членов этой прогрессии. 7 3. Между числами 35 и 125 вставьте три числа так, чтобы вместе с данными они образовывали геометрическую прогрессию. 4. Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b3 = 3,6 и b5 = 32,4. 5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q = 2, S5 = 403. № задания Балл Отметка Количество баллов Критерии оценивания заданий: 1 2 3 4 5 1б 1б 1б «5» 5 1б «4» 4 1б «3» 3 Ответы: Вариант 1 1 1. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = –32, q = 2 . 6 1 1 b7 32 · 32 · 0,5. 6 2 64 b7 = b1 · q , О т в е т: –0,5. 2. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 2, q = 3. «2» Меньше 3 баллов b1 (q6 1) 2 (36 1) , S6 S6 728 3 1 q 1 . О т в е т: 728. 16 3. 27 ; а2; а3; а4; 3 – геометрическая прогрессия, 4 a 3 · 27 3 3 q 5 ; q4 ; q4 ; q . a1 16 2 2 3 8 4 q ; a2 ; a3 ; a4 2; 2 9 3 1) 3 8 4 q ; a2 ; a3 ; a4 2. 2 9 3 2) 8 4 8 4 ; ; 2 ; ; 2 О т в е т: 1) 9 3 ; 2) 9 3 . 4 4. (bп) – геометрическая прогрессия, bп > 0, b2 = 0,04, b4 = 0,16. b2 = b1 · q; b4 b1 · q3 (b1 · q) · q 2 b2 · q 2 ; 0,16 = 0,04 · q2; q2 = 4; q = 2 (так как bп > 0) b1 b2 0,04 ; b1 ; b1 0,02. q 2 b1 (q9 1) 0,02 (29 1) ; S9 S9 0,02 · 511 10,22. 2 1 q 1 О т в е т: 10,22. 5. (ап) – геометрическая прогрессия, q = 3, S4 = 560. a1 (q 4 1) S (q 1) 560 · 2 560 · 2 ; a1 4 4 ; a1 4 S4 14. 80 q 1 3 1 q 1 О т в е т: 14. Вариант 2 1. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 0,81, q = 5 1 3. 34 1 1 1 · 5 . b6 0,81 · 5 3 100 300 3 b6 = b1 · q , 1 О т в е т: 300 . 2. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 6, q = 2. b1 (q7 1) 6 (27 1) , S7 S7 6 · 127 762. 2 1 q 1 О т в е т: 762. 4 3. 49 ; а2; а3; а4; 196 – геометрическая прогрессия, a 196 · 49 ; q 4 49 · 49; q 7. q4 5 ; q4 4 a1 4 q 7; a2 ; a3 4; a4 28; 7 1) 4 q 7; a2 ; a3 4; a4 28. 7 2) 4 4 ; 4; 28 ; 4; 28 О т в е т: 1) 7 ; 2) 7 . 4. (bп) – геометрическая прогрессия, bп > 0, b2 = 1,2, b4 = 4,8. b2 = b1 · q; b4 b1 · q3 (b1 · q) · q 2 b2 · q 2 ; 4,8 = 1,2 · q2; q2 = 4; q = 2 (так как bп > 0); b1 b2 1, 2 ; b1 ; b1 0,6. q 2 b1 (q8 1) 0,6 (28 1) ; S8 S8 0,6 · 255 153. 2 1 q 1 О т в е т: 153. 5. (ап) – геометрическая прогрессия, q = –2, S4 = 330. S (q 1) a1 (q5 1) 330 · (2 1) 330 · (3) 30. S5 ; a1 5 5 ; a1 33 q 1 q 1 (2)5 1 О т в е т: 30. Вариант 3 1 1. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = –125, q = 5 . 4 53 1 1 b5 125 · 4 0,2. 5 5 5 b5 = b1 · q4, О т в е т: –0,2. 2. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 4, q = 2. b1 (q8 1) 4 (28 1) , S8 S8 4 · 255 1020. 2 1 q 1 О т в е т: 1020. 1 3. 48; а2; а3; а4; 27 – геометрическая прогрессия, a 1 1 1 1 4 ; q4 3 ; ; . q4 5 ; q4 q q 27 · 48 6 a1 3 · 24 · 3 34 · 24 1 4 2 q ; a2 8; a3 ; a4 ; 6 3 9 1) 1 4 2 q ; a2 8; a3 ; a4 . 6 3 9 2) 4 2 4 2 ; 8; ; 3 9 ; 2) 3 9. О т в е т: 1) 4. (bп) – геометрическая прогрессия, bп > 0, b3 = 0,05, b5 = 0,45. b3 = b1 · q2; b5 b1 · q 4 (b1 · q 2 ) · q 2 b3 · q 2 ; 8; 0,45 = 0,05 · q2; q2 = 9; q = 3 (так как bп > 0); b1 b 3 0,05 1 . 9 180 q2 1 · (6561 1) b1 (q 1) 6560 2 180 18 . ; S8 S8 2 360 9 q 1 8 2 О т в е т: 18 9 . 5. (ап) – геометрическая прогрессия, q = –3, S4 = 400. a1 (q 4 1) S (q 1) 400 · (3 1) 400 · (4) ; a1 4 4 ; a1 S4 20. 80 q 1 (3)4 1 q 1 О т в е т: –20. Вариант 4 1 1. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 100000, q = 5 . 8 5 1 5 · 32 32 32 b9 100000 · 8 3 0,256. 8 5 125 5 5 b9 = b1 · q , О т в е т: 0,256. 2. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 6, q = 4. b1 (q5 1) 6 (45 1) , S5 S5 2 · 1023 2046. 4 1 q 1 О т в е т: 2046. 7 3. 35; а2; а3; а4; 125 – геометрическая прогрессия, a 7 7 1 ; q4 4 ; q . q4 5 ; q4 125 · 35 5 a1 5 ·7 1 7 7 q ; a2 7; a3 ; a4 ; 5 5 25 1) 1 7 7 q ; a2 7; a3 ; a4 . 5 5 25 2) 7 7 7 7 ; 7; ; 5 25 ; 2) 5 25 . О т в е т: 1) 4. (bп) – геометрическая прогрессия, bп > 0, b3 = 3,6, b5 = 32,4. b3 = b1 · q2; b5 b1 · q 4 (b1 · q 2 ) · q 2 b3 · q 2 ; 7; 32,4 = 3,6 · q2; q2 = 9; q = 3 (так как bп > 0); b 3 3,6 0, 4. 9 q2 b1 (q5 1) 0,4 · (35 1) ; S5 S5 0,2 · 242 48,4. 3 1 q 1 b1 О т в е т: 48,4. 5. (ап) – геометрическая прогрессия, q = 2, S5 = 403. S (q 1) a1 (q5 1) 403 · (2 1) 403 13. S5 ; a1 5 5 ; a1 q 1 31 q 1 25 1 О т в е т: 13. Контрольная работа №7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» Вариант 1 1. На стол бросают два игральных тетраэдра (серый и белый), на гранях каждого из которых точками обозначены числа от 1 до 4. Сколько различных пар чисел может появиться на гранях этих тетраэдров, соприкасающихся с поверхностью стола? 2. Сколько существует шестизначных чисел (без повторения цифр), у которых цифра 5 является последней? 3. В бригаде 4 женщины и 3 мужчины. Среди членов бригады разыгрываются 4 билета в театр. Какова вероятность того, что среди обладателей билетов окажется 2 женщины и 2 мужчины? 4. На каждой карточке написана одна из букв к, л, м, н, о, п. Четыре карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании получится слово «клоп»? 5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное двузначное число при делении на 11 дает в остатке 10. Вариант 2 1. Из коробки, содержащей 8 мелков различных цветов, Гена и Таня берут по одному мелку. Сколько существует различных вариантов такого выбора двух мелков? 2. Сколько существует пятизначных чисел (без повторения цифр), у которых вторая цифра в записи 4? 3. В урне 6 белых и 4 черных шара. Из этой урны наудачу извлекли 5 шаров. Какова вероятность того, что 2 из них белые, а 3 черные? 4. На каждой карточке написана одна из букв р, с, т, у, ф, х. Четыре карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании получится слово «хруст»? 5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное двузначное число при делении на 13 дает в остатке 5. № задания Балл Отметка Количество баллов Критерии оценивания заданий: 1 2 3 4 1б «5» 5 1б 1б «4» 4 Ответы: 5 1б 1б «3» 3 «2» Меньше 3 баллов Вариант 1 1. Первый тетраэдр может лечь на стол одной из четырех своих граней; второй тетраэдр – также одной из четырех своих граней; всего 4 ∙ 4 = 16 различных пар граней (чисел). О т в е т: 16. 2. Фиксируем цифру 5 на последнем месте, на остальные пять перед ней выбираем любые пять цифр из 9 оставшихся (с учетом порядка выбора). 9! А95 4! = 5 · 6 · 7 · 8 · 9 = 15120 чисел. Но мы Количество вариантов знаем, что цифра 0 не может стоять на первом месте. Мы должны «отбросить» из этих чисел те, у которых 0 на первом месте (и 5 на последнем). 8! А84 4! = 5 · 6 · 7 · 8 = 1680 чисел. Таких чисел Значит, всего 15120 – 1680 = 13440 вариантов. О т в е т: 13440. 3. Исходы – все возможные четверки людей, выбираемые из членов бригады; порядок выбора не учитывается, так как все билеты равнозначные. 7! 5·6·7 п С74 4!3! 1 · 2 · 3 = 35. Общее число исходов: 2 2 Событие А – «выбраны 2 мужчины и 2 женщины», m = С4 · С3 = 4! 3! 3 · 4 · 3 · 1 · 2 = 18 – количество благоприятных исходов; = 2!2! 2!1! т 18 Р( А) п 35 . 18 О т в е т: 35 . 4. Исходами опыта будут расположения выбранных карточек в 6! А64 2! = 3 · 4 · 5 · 6 = 360 – определенном порядке, то есть размещения общее число исходов. Благоприятный исход – один (слово «клоп»). 1 Р( А) 360 . Вероятность 1 О т в е т: 360 . 5. Общее число двузначных чисел п = 90. Событие А – «случайным образом выбранное двузначное число при делении на 11 дает в остатке 10». Количество благоприятных исходов т равно числу значений k, при которых число 11k + 10 – двузначное. Это будет при k = 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, то есть т = 9. т 9 Р( А) 0,1 п 90 Искомая вероятность . О т в е т: 0,1. Вариант 2 1. В данном случае порядок выбора имеет значение (один цвет может попасться Гене или Тане). Гена может выбрать один из 8 мелков, а Таня – один из 7 оставшихся. Общее число вариантов выбора по правилу умножения равно 8 · 7 = 56. О т в е т: 56. 2. Фиксируем цифру 4 на втором месте, на остальные четыре выбираем любые четыре цифры из 9оставшихся (с учетом порядка выбора). Количество 9! А94 5! = 6 · 7 · 8 · 9 = 3024 чисел. Но мы знаем, что цифра 0 не вариантов может стоять на первом месте. Мы должны «отбросить» из этих чисел те, у 8! А83 5! = 6 · 7 · 8 = которых 0 на первом месте (и 4 на втором). Таких чисел 336 чисел. Значит, всего 3024 – 336 = 2688 вариантов. О т в е т: 2688. 3. Исходы – все возможные пятерки шаров, вынимаемые из урны; порядок выбора не учитывается. 10! 6 · 7 · 8 · 9 · 10 п С105 252 5!5! 1 · 2 · 3 · 4 · 5 Общее число исходов: . 2 3 Событие А – «выбраны 2 белых и 3 черных шара», m = С6 · С4 = 6! 4! 4 · 5 · 6 · 1 · 2 = 60 – количество благоприятных исходов; = 2!4! 3!1! т 60 5 Р( А) п 252 21 . 5 О т в е т: 21 . 4. Исходами опыта будут расположения выбранных карточек в 6! А65 1! = 2 · 3 · 4 · 5 · 6 = 720 – определенном порядке, то есть размещения общее число исходов. Благоприятный исход – один (слово «хруст»). 1 Р( А) 720 . Вероятность 1 О т в е т: 720 . 5. Общее число двузначных чисел п = 90. Событие А – «случайным образом выбранное двузначное число при делении на 13 дает в остатке 5». Количество благоприятных исходов т равно числу значений k, при которых число 13k + 5 – двузначное. Это будет при k = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, то есть т = 7. т 7 Р( А) п 90 . Искомая вероятность 7 О т в е т: 90 . Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ (модуль «Алгебра») Задания с образовательного портала для подготовки к экзаменам (сайт Решу ОГЭ) https://math-oge.sdamgia.ru/?redir=1 Критерии оценивания заданий: № задания Балл №21 1-14 Всего по 1б 14 б. №22 №23 Отметка Количество баллов «5» 18-20 «4» 17-14 «3» 13-10 «2» Меньше 10 баллов Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)