Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад» Рассмотрено методическим объединением учителей Протокол № 1 от 29 августа 2021г. Согласовано Заместителем директора по УВР 29 августа 2021г. Утверждено Приказом директора № 77/ОД от 30.08.2021 г РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7-9 класс Демидова Светлана Викто 2021 – 2022 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по информатике для 7 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012). В учебном плане МАОУ «Васькинская ООШ - детский сад» на изучение предмета «Информатика» в 7 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником Информатика и ИКТ.: учебник для 7 класс: И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова . – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2012 г. Цели: Формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с использованием современных информационных технологий в основной школе. Задачи: - формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; - формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии; - совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; - воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; - повышение качества преподавания предмета. Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. Познавательные УУД умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; Коммуникативные УУД умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции). Предметные результаты Выпускник научится: декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; оперировать единицами измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.); записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности; анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей; строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования. Выпускник получит возможность: углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления; познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций. сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними. 2. Содержание учебного предмета. Введение в предмет Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. 1. Человек и информация. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение. Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. 3. Текстовая информация и компьютер. Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) 4. Графическая информация и компьютер. Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. 5. Мультимедиа и компьютерные презентации. Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. 3. Календарно-тематическое планирование № № п/п урока Тема урока Практические работы Основное содержание урока 1 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе § Понятия вещества, энергии, информации. § Информатика как наука. § Компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией. § Информационно-компьютерные технологии – важная составляющая жизни современного общества. 2 Информация и знания. Восприятие информации человеком 3 4 Информационные процессы Работа с тренажёром клавиатуры Работа с тренажёром § Информация как знания человека. § Декларативные и процедурные знания. § Информативность сообщения. § Образная и знаковая формы восприятия информации. § Язык – знаковая форма представления информации. § Способы хранения информации (внутренняя и внешняя память). § Приём и отправление – две стороны процесса передачи информации. § Некоторые способы обработки информации. Практика. Работа с тренажёром клавиатуры (15 минут) Приобретаемые умения и навыки: § Использование русского алфавита для набора текста § Использование русского алфавита при Вид и формы контроля Примечан ие/ домашнее задание Введение. Техника безопаснос ти и санитарны е нормы работы на ПК §§1,2 Самостоятельная работа Практическая работа §3 Практическая §5 клавиатуры Выполнение практического задания №1 5 Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации 6 Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти 7 Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции наборе текста. § Переключение клавиатуры на латинский алфавит и обратно. § Использование латинского алфавита при наборе текста. § Алфавит, мощность алфавита. § 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. § N=2b – формула для определения информационного веса символа. § Информационный объём текста § Единицы измерения информации: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. § Компьютер как модель человека, работающего с информацией. § Схема информационного обмена в компьютере. § Отличие программы и данных. § Отличие внутренней и внешней памяти компьютера. § Принцип двоичной кодировки информации. § Структура внутренней памяти компьютера, её свойства. § Носители и устройства внешней памяти. § Типы программного обеспечения § Состав прикладного программного обеспечения. § Системное программное обеспечение и функции операционной системы. § Понятие интерактивного режима работы. § Сервисные программы. § Система программирования – инструмент работа Работа по карточкам §4 Работа по карточкам §§5 ,6 Работа по карточкам §§9, 10 8 Пользовательский интерфейс 9 Устройство персонального компьютера и его основные характеристики 10 Файлы и файловые структуры Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практического задания №2 для работы программиста. § Пользовательский интерфейс – форма взаимодействия программы с пользователем. § Объект, свойства объекта, действия над объектом. § Объектно-ориентированный интерфейс – интерфейс современных системных и прикладных программ. § Контекстное меню – способ определения свойств объекта и выполнения действий над ним. § Знакомство с оконным интерфейсом Windows § Персональный компьютер – компьютер для личного пользования. § Основные устройства персонального компьютера. § Минимальный комплект устройств. § Магистральный принцип взаимодействия устройств персонального компьютера. § Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность. § Объём – основная характеристика оперативной памяти. § Характеристики устройств внешней памяти. § Подключение внешних устройств компьютера: монитора, клавиатуры, мыши. § Файл – информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем. § Файловая система как часть ОС. § Имя файла, правила формирования имени. Работа по карточкам § 12 Практическая работа §§7, 8 Работа по карточкам § 11 11 Файлы и файловые структуры 12 Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы 13 14 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3 § Понятие логического диска. § Файловая структура диска, понятие каталога. § Путь к файлу – координата местоположения файла на диске. § Назначение таблицы размещения файлов § Смена устройства (логического диска). § Смена папки. § Создание папок. § Копирование файлов и папок. § Перемещение файлов и папок. § Переименование файлов и папок. § Удаление файлов и папок. § Изменение вида содержимого папки. § Сортировка файлов и папок. § Использование корзины для удаления файлов и её очистка. Тестирование § Преимущества компьютерного хранения документов. § Кодировочная таблица, международный стандарт ASCII. § Текстовые файлы § Понятие гипертекста. § Понятия текстового редактора и текстового процессора. § Режимы работы Практическая работа § 11 тестирование § § 1 - 12 Работа по карточкам § 13 Работа по карточкам § § 14 - 15 15 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4 16 Текстовые редакторы и текстовые процессоры 17 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6. § Шрифты § Форматирование текста § Работа с фрагментами текста § Многооконный режим работы § Использование знаков препинания при наборе текста. § Использование режимов вставки и замены при наборе текста. § Вставка символов. § Удаление символов. § Объединение строк. § Разделение строк. § Загрузка файла. § Сохранение файла на диске. § Задание параметров страницы. § Орфографическая проверка текста с использованием встроенного словаря. § Выделение фрагмента текста. § Задание шрифта, его размера и начертания. § Установка параметров абзаца и его форматирование. § Выравнивание абзацев. § Вывод документа на печать. § Удаление фрагмента текста. § Копирование фрагмента текста. § Перемещение фрагмента текста. § Поиск заданного фрагмента текста и его замена на другой. Практическая работа § 15 Практическая работа § 15 Работа по карточкам § 15 18 Текстовые редакторы и текстовые процессоры 19 Дополнительные возможности текстового процессора 20 Текстовые редакторы и текстовые процессоры 21 Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики 22 23 Графические редакторы растрового типа Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7 Выполнение итогового практического задания №8. Работа с растровым графическим редактором § Создание таблицы. § Удаление строк и столбцов таблицы. § Вставка строк и столбцов таблицы. § Изменение ширины столбца. § Заливка и установка границ для отдельных ячеек таблицы. § Сортировка таблицы. § Использование объектов WordArt. § Орфографический контроль § стили и шаблоны § списки, графика, формулы в текстовых документах Практика. Выполнение итогового практического задания №8. Практическая работа § 16 Работа по карточкам § 16, 17 Практическая работа § § 13-17 Тестирование. тестирование § § 13-17 § История компьютерной графики § Области применения компьютерной графики. § Два принципа представления изображения. § Растровая графика § Векторная графика. § Возможности графических редакторов. § Среда графического редактора. § Режимы работы графического редактора. § Использование инструментов прямоугольник, окружность, заливка, линия, Работа по карточкам § § 18, 21 Практическая работа § 22 24 Кодирование изображения 25 Векторная графика Работа с векторным графическим редактором 26 Технические средства компьютерной графики Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе кисть, выделение, текст. § Использование отката. § Копирование и перемещение фрагментов изображения. § Изменение рабочего и фонового цветов. § Стирание части изображения с помощью ластика. § Принцип формирования цвета пикселя на экране. § Связь между количеством цветов в палитре и количеством бит для кодирования одного пикселя (формула). § Формула определения объёма видеопамяти для хранения изображения заданного размера. § Использование инструментов для рисования прямоугольника, окружности, линии, многоугольника. § Использование различных типов заливки. § Копирование, удаление и перемещение объектов изображения. § Изменение размеров объектов. § Изменение толщины линии. § Схема системы вывода изображения на экран монитора. § Принципы работы растровых дисплеев. § Принципы работы жидкокристаллических мониторов § Устройство видеоадаптера. § Устройства ввода изображения в компьютер. § Сканирование изображения. § Изменение размера изображения. Работа по карточкам § 20 Практическая работа § 21 Практическая работа § 19 27 Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации 28 Компьютерные презентации 29 Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа 30 Технология мультимедиа Создание презентации с использованием текста, графики и звука Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием § Автоматическая настройка цветового баланса, контрастности и яркости. § Кадрирование изображения. § Понятие мультимедиа. § Области использования мультимедиа. § Что такое презентация. § Типы презентаций. § Этапы создания презентаций. § Выбор оформления и шаблона презентации. § Создание и удаление слайдов. § Добавление текста. § Вставка графики в презентацию. § Анимация объектов. § Создание переходов между слайдами и использование различных эффектов для перехода. § История звукозаписывающей техники. § Аналоговое представление звука. § Цифровое представление звука. § Система ввода-вывода звука. § Устройства хранения мультимедийной информации. § Запись звука. § Запись видеоизображения. § Добавление звука в презентацию. § Добавление видеоизображения в презентацию. § Создание гиперссылок и кнопок перехода (при отсутствии возможности работы со звуком и видео). Работа по карточкам § § 23, 26 Практическая работа § 26 Работа по карточкам § §24, 25 Практическая работа § 26 гиперссылок). 31 32 Резерв 2 часа. Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» Итоговое тестирование по курсу 7 класса Тест №3 (итоговый). тестирование Итоговое тестирование по курсу 7 класса тестирование § §18-26 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по информатике для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012). В учебном плане МАОУ «Васькинская ООШ - детский сад» на изучение предмета «Информатика» в 8 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником Информатика и ИКТ.: учебник для 8 класса: И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова . – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2012 г. Цели: Формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с использованием современных информационных технологий в основной школе. Задачи: - формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; - формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии; - совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; - воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; - повышение качества преподавания предмета. Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Ученик научится (или получит возможность научиться): приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера; организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств. Метапредметные результаты Регулятивные УУД. освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться: получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность; владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.; Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ. Предметные результаты Обучающийся научится: • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; • оперировать единицами измерения количества информации; • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.); • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности; • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей; Обучающийся получит возможность: • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления; • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций. 2. Содержание учебного предмета. 1. Передача информации в компьютерных сетях 8 ч (4+4) Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. В результате изучения раздела: учащиеся знают: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. учащиеся умеют: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. 2. Информационное моделирование 4 ч (3+1) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. учащиеся знают: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). учащиеся умеют: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; 3. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч (5+5) Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение по законам логики. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. учащиеся знают: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. учащиеся умеют: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. 4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. учащиеся знают: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. учащиеся умеют: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. Учебно-тематический план № 1 Количество часов Тема Передача информации в компьютерных сетях .Инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете. общее теория практика 8 4 4 2 Информационное моделирование 4 3 1 3 Хранение и обработка информации в базах данных 10 5 5 4 Табличные вычисления на компьютере 10 5 5 5 Повторение 2 17 15 Итого: 34 3. Тематическое планирование Раздел № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока Передача информации в компьютерных сетях Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Практическая работа №1 «Работа в локальной сети». Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой». Аппаратное и программное обеспечение сети Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы. Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 3 «Способы поиска в Интернете». Архивирование и разархивирование данных. Практическая работа №4 Тестирование «Передача информации в компьютерных сетях» Информационное моделирование Моделирование. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели . Табличные модели Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа №5 «Информационное моделирование на компьютере» Тестирование «Информационное моделирование» Хранение и обработка информации в базах данных Основные понятия хранения и обработки информации в базах данных. Практическая работа № 6 «Создание и заполнение баз данных». Количество уроков 8 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 10 1 14 15 16 17 18 19 20 Система управления базами данных. Практическая работа №7 Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №8 Основы логики: логические величины и формулы. Условия выбора и простые логические выражения. Условия выбора и сложные логические выражения Условия поиска и сложные логические выражения. ПР №9 Сортировка, удаление и добавление записей. Практическая работа №10 1 1 1 1 1 1 1 21 Решение задач на основы логики 1 Дата проведения урока По плану Фактически 22 23 24 25 26 27 Итоговый тест «Хранение и обработка информации в БД» Табличные вычисления на компьютере Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Числа в памяти компьютера Электронная таблица. Практическая работа №11 Правила заполнения в электронной таблице. Практическая работа №12 «Правила заполнения таблицы». Работа с диапазонами. Относительная адресация. 1 10 1 1 1 1 1 28 29 Деловая графика. Условная функция. Практическая работа № 13 «Условная функция». Логические функции и абсолютные ссылки. ПР №14 1 1 30 1 31 Электронные таблицы и математическое моделирование. Практическая работа № 14 «Электронные таблицы и математические моделирования.». Пример имитационной модели. Практическая работа № 15 «Имитационные модели в электронной таблице». 32 Тестирование «Электронные таблицы» 1 33 Повторение Передача информации в компьютерных сетях Информационное моделирование 2 1 1 34 1 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по информатике для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012). В учебном плане МАОУ «Васькинская ООШ - детский сад» на изучение предмета «Информатика» в 9 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса: И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова . – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013 г. Цели: Формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с использованием современных информационных технологий в основной школе. Задачи: - формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; - формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии; - совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; - воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; - повышение качества преподавания предмета. Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. В результате освоения курса информатики за 9 класс учащиеся научатся понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно); понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное; исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов; исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке. исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы; определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке; использовать величины (переменные) различный типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. ученики получат возможность научится: исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд; подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма; по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; познакомиться с использованием в программах строковых величин; исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.); разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. Познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами. Содержание учебного предмета Раздел 1. Управление и алгоритмы 13 ч Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Раздел 2.Введение в программирование 15 ч Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Раздел 3. Информационные технологии и общество 4 ч Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Раздел 4. Итоговое повторение (3ч) Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и № п/п 1. 2. 3. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема (раздел) программы Количество часов Управление и алгоритмы Введение в программирование Информационные технологии и общество Итоговое повторение ВСЕГО: 12 17 4 1 0 3. Тематическое планирование № урока Тема урока 1 Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. § § 1, 3, 4 2 Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. § § 3, 4 3 4 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. 5 6 7 Практические работы Разделы учебника §4 §5 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием §5 § §2, 6 Работа с циклами. Выполнение практического задания §6 Дата проведения урока Фактическ По плану и 8 Ветвления. Использование двухшаговой детализации 9 Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений Зачётное задание по алгоритмизации. 10 11 Тест по теме «Управление и алгоритмы» 12 Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных Линейные вычислительные алгоритмы. 13 14 15 §7 § § 1-7 § §8, 9 § §10, 11 Построение блок-схем Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания 16 17 §7 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Оператор ветвления § 11 § §12, 13 18 19 Логические операции на Паскале 20 Циклы на языке Паскаль 21 22 Одномерные массивы в Паскале 23 24 27 28 § 14 § §13, 14 § §15, 16 Разработка §15 программ c использованием цикла с предусловием § §17, 18 Разработка программ обработки одномерных массивов Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве 25 26 Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций § §17, 18 § 19 Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Сортировка массива § 20 Тест по теме «Программное управление работой компьютера». § § 8-21 § 21 29 30 31 32 33 Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ Основы социальной информатики § §22-24 Тест по теме «Информационные технологии и общество» Подготовка к итоговому тестированию по курсу 7 - 9 кл Итоговое тестирование по курсу 7-9 класса § 22-27 § §25-27 Учебники 7- 9 кл. Учебники 7- 9 кл.