ИНФОРМАТИКА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
Рассмотрено
методическим объединением
учителей
Протокол № 1
от 29 августа 2021г.

Согласовано
Заместителем директора по УВР
29 августа 2021г.

Утверждено
Приказом директора
№ 77/ОД от 30.08.2021 г

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

7-9 класс

Демидова Светлана Викто

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по информатике для 7 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы
основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для
основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012).
В учебном плане МАОУ «Васькинская ООШ - детский сад» на изучение предмета «Информатика» в 7 классе отводится 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником Информатика и ИКТ.: учебник для 7 класс: И.Г. Семакин, Л. А.
Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова . – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2012 г.
Цели: Формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с
использованием современных информационных технологий в основной школе.
Задачи: - формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии;
- совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного
отношения к полученной информации;
- повышение качества преподавания предмета.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач.
Познавательные УУД
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
Коммуникативные УУД
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции).

Предметные результаты
Выпускник научится:
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения
информации; время передачи информации и др.);
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
 составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы
истинности;
 анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
 перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе
использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
 строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых
средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования.
Выпускник получит возможность:
 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий
современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
 переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему
счисления;
 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических
изображений, звука;
 научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;






научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных
свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для
исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

2. Содержание учебного предмета.
Введение в предмет
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
1.
Человек и информация.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
2.
Компьютер: устройство и программное обеспечение.
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление
данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.Персональный компьютер. Основные устройства и
характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО.
Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
3.
Текстовая информация и компьютер.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и
печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом
(распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
4.
Графическая информация и компьютер.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.
Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
5.
Мультимедиа и компьютерные презентации.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства
мультимедиа. Компьютерные презентации.

3. Календарно-тематическое планирование
№
№
п/п урока

Тема урока

Практические
работы

Основное содержание урока

1

Предмет
информатики. Роль
информации в жизни
людей. Информация и
знания

Знакомство учеников
с компьютерным
классом. Техника
безопасности и
правила поведения в
компьютерном
классе

§ Понятия вещества, энергии, информации.
§ Информатика как наука.
§ Компьютер – универсальное техническое
средство для работы с информацией.
§ Информационно-компьютерные технологии
– важная составляющая жизни современного
общества.

2

Информация и знания.
Восприятие
информации
человеком

3

4

Информационные
процессы

Работа с тренажёром
клавиатуры

Работа с тренажёром

§ Информация как знания человека.
§ Декларативные и процедурные знания.
§ Информативность сообщения.
§ Образная и знаковая формы восприятия
информации.
§ Язык – знаковая форма представления
информации.
§ Способы хранения информации (внутренняя
и внешняя память).
§ Приём и отправление – две стороны
процесса передачи информации.
§ Некоторые способы обработки информации.
Практика. Работа с тренажёром клавиатуры
(15 минут)
Приобретаемые умения и навыки:
§ Использование русского алфавита для
набора текста
§ Использование русского алфавита при

Вид и формы
контроля

Примечан
ие/
домашнее
задание
Введение.
Техника
безопаснос
ти и
санитарны
е нормы
работы на
ПК
§§1,2

Самостоятельная
работа

Практическая
работа

§3

Практическая

§5

клавиатуры
Выполнение
практического
задания №1
5

Измерение
информации
(алфавитный подход).
Единицы измерения
информации

6

Назначение и
устройство
компьютера.
Принципы
организации
внутренней и внешней
памяти

7

Понятие
программного
обеспечения и его
типы. Назначение
операционной
системы и её
основные функции

наборе текста.
§ Переключение клавиатуры на латинский
алфавит и обратно.
§ Использование латинского алфавита при
наборе текста.
§ Алфавит, мощность алфавита.
§ 1 бит – информационный вес символа
двоичного алфавита.
§ N=2b – формула для определения
информационного веса символа.
§ Информационный объём текста
§ Единицы измерения информации: байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт.
§ Компьютер как модель человека,
работающего с информацией.
§ Схема информационного обмена в
компьютере.
§ Отличие программы и данных.
§ Отличие внутренней и внешней памяти
компьютера.
§ Принцип двоичной кодировки информации.
§ Структура внутренней памяти
компьютера, её свойства.
§ Носители и устройства внешней памяти.
§ Типы программного обеспечения
§ Состав прикладного программного
обеспечения.
§ Системное программное обеспечение и
функции операционной системы.
§ Понятие интерактивного режима работы.
§ Сервисные программы.
§ Система программирования – инструмент

работа

Работа по
карточкам

§4

Работа по
карточкам

§§5 ,6

Работа по
карточкам

§§9, 10

8

Пользовательский
интерфейс

9

Устройство
персонального
компьютера и его
основные
характеристики

10

Файлы и файловые
структуры

Знакомство с
комплектацией
устройство
персонального
компьютера,
подключение
внешних устройств.
Выполнение
практического
задания №2

для работы программиста.
§ Пользовательский интерфейс – форма
взаимодействия программы с пользователем.
§ Объект, свойства объекта, действия над
объектом.
§ Объектно-ориентированный интерфейс –
интерфейс современных системных и
прикладных программ.
§ Контекстное меню – способ определения
свойств объекта и выполнения действий над
ним.
§ Знакомство с оконным интерфейсом
Windows
§ Персональный компьютер – компьютер для
личного пользования.
§ Основные устройства персонального
компьютера.
§ Минимальный комплект устройств.
§ Магистральный принцип взаимодействия
устройств персонального компьютера.
§ Характеристики микропроцессора:
тактовая частота, разрядность.
§ Объём – основная характеристика
оперативной памяти.
§ Характеристики устройств внешней
памяти.
§ Подключение внешних устройств
компьютера: монитора, клавиатуры, мыши.
§ Файл – информация, хранящаяся на внешнем
носителе и объединенная общим именем.
§ Файловая система как часть ОС.
§ Имя файла, правила формирования имени.

Работа по
карточкам

§ 12

Практическая
работа

§§7, 8

Работа по
карточкам

§ 11

11

Файлы и файловые
структуры

12

Итоговое
тестирование
по
темам «Человек и
информация. Первое
знакомство
с
компьютером».
Представление
текстов в памяти
компьютера.
Кодировочные
таблицы

13

14

Текстовые редакторы
и текстовые
процессоры

Работа с файловой
структурой
операционной
системы.
Выполнение
практического
задания №3

§ Понятие логического диска.
§ Файловая структура диска, понятие
каталога.
§ Путь к файлу – координата
местоположения файла на диске.
§ Назначение таблицы размещения файлов
§ Смена устройства (логического диска).
§ Смена папки.
§ Создание папок.
§ Копирование файлов и папок.
§ Перемещение файлов и папок.
§ Переименование файлов и папок.
§ Удаление файлов и папок.
§ Изменение вида содержимого папки.
§ Сортировка файлов и папок.
§ Использование корзины для удаления файлов
и её очистка.
Тестирование

§ Преимущества компьютерного хранения
документов.
§ Кодировочная таблица, международный
стандарт ASCII.
§ Текстовые файлы
§ Понятие гипертекста.
§ Понятия текстового редактора и
текстового процессора.
§ Режимы работы

Практическая
работа

§ 11

тестирование

§ § 1 - 12

Работа по
карточкам

§ 13

Работа по
карточкам

§ § 14 - 15

15

Текстовые редакторы
и текстовые
процессоры

Сохранение и
загрузка файлов.
Основные приемы
ввода и
редактирования
текста. Выполнение
практического
задания №4

16

Текстовые редакторы
и текстовые
процессоры

17

Текстовые редакторы
и текстовые
процессоры

Работа со шрифтами,
приёмы
форматирования
текста.
Орфографическая
проверка текст.
Печать документа.
Выполнение
практического
задания №5.
Использование
буфера обмена для
копирования
и
перемещения текста.
Режим
поиска
и
замены. Выполнение
практического
задания №6.

§ Шрифты
§ Форматирование текста
§ Работа с фрагментами текста
§ Многооконный режим работы
§ Использование знаков препинания при наборе
текста.
§ Использование режимов вставки и замены
при наборе текста.
§ Вставка символов.
§ Удаление символов.
§ Объединение строк.
§ Разделение строк.
§ Загрузка файла.
§ Сохранение файла на диске.
§ Задание параметров страницы.
§ Орфографическая проверка текста с
использованием встроенного словаря.
§ Выделение фрагмента текста.
§ Задание шрифта, его размера и начертания.
§ Установка параметров абзаца и его
форматирование.
§ Выравнивание абзацев.
§ Вывод документа на печать.
§ Удаление фрагмента текста.
§ Копирование фрагмента текста.
§ Перемещение фрагмента текста.
§ Поиск заданного фрагмента текста и его
замена на другой.

Практическая
работа

§ 15

Практическая
работа

§ 15

Работа по
карточкам

§ 15

18

Текстовые редакторы
и текстовые
процессоры

19

Дополнительные
возможности
текстового процессора

20

Текстовые редакторы
и текстовые
процессоры

21

Итоговое
тестирование по теме
«Текстовая
информация
и
текстовые редакторы»
Компьютерная
графика и области её
применения. Понятие
растровой
и
векторной графики

22

23

Графические
редакторы растрового
типа

Работа с таблицами.
Выполнение
практического
задания №7

Выполнение
итогового
практического
задания №8.

Работа с растровым
графическим
редактором

§ Создание таблицы.
§ Удаление строк и столбцов таблицы.
§ Вставка строк и столбцов таблицы.
§ Изменение ширины столбца.
§ Заливка и установка границ для отдельных
ячеек таблицы.
§ Сортировка таблицы.
§ Использование объектов WordArt.
§ Орфографический контроль
§ стили и шаблоны
§ списки, графика, формулы в текстовых
документах
Практика. Выполнение итогового
практического задания №8.

Практическая
работа

§ 16

Работа по
карточкам

§ 16, 17

Практическая
работа

§ § 13-17

Тестирование.

тестирование

§ § 13-17

§ История компьютерной графики
§ Области применения компьютерной
графики.
§ Два принципа представления изображения.
§ Растровая графика
§ Векторная графика.
§ Возможности графических редакторов.
§ Среда графического редактора.
§ Режимы работы графического редактора.
§ Использование инструментов
прямоугольник, окружность, заливка, линия,

Работа по
карточкам

§ § 18, 21

Практическая
работа

§ 22

24

Кодирование
изображения

25

Векторная графика

Работа с векторным
графическим
редактором

26

Технические средства
компьютерной
графики

Сканирование
изображения и его
обработка в
графическом
редакторе

кисть, выделение, текст.
§ Использование отката.
§ Копирование и перемещение фрагментов
изображения.
§ Изменение рабочего и фонового цветов.
§ Стирание части изображения с помощью
ластика.
§ Принцип формирования цвета пикселя на
экране.
§ Связь между количеством цветов в палитре
и количеством бит для кодирования одного
пикселя (формула).
§ Формула определения объёма видеопамяти
для хранения изображения заданного размера.
§ Использование инструментов для рисования
прямоугольника, окружности, линии,
многоугольника.
§ Использование различных типов заливки.
§ Копирование, удаление и перемещение
объектов изображения.
§ Изменение размеров объектов.
§ Изменение толщины линии.
§ Схема системы вывода изображения на
экран монитора.
§ Принципы работы растровых дисплеев.
§ Принципы работы жидкокристаллических
мониторов
§ Устройство видеоадаптера.
§ Устройства ввода изображения в
компьютер.
§ Сканирование изображения.
§ Изменение размера изображения.

Работа по
карточкам

§ 20

Практическая
работа

§ 21

Практическая
работа

§ 19

27

Понятие
мультимедиа.
Компьютерные
презентации

28

Компьютерные
презентации

29

Представление звука в
памяти компьютера.
Технические средства
мультимедиа

30

Технология
мультимедиа

Создание
презентации с
использованием
текста, графики и
звука

Запись звука и
изображения с
использованием
цифровой техники.
Создание
презентации с
применением
записанного звука и
изображения (либо с
созданием

§ Автоматическая настройка цветового
баланса, контрастности и яркости.
§ Кадрирование изображения.
§ Понятие мультимедиа.
§ Области использования мультимедиа.
§ Что такое презентация.
§ Типы презентаций.
§ Этапы создания презентаций.
§ Выбор оформления и шаблона презентации.
§ Создание и удаление слайдов.
§ Добавление текста.
§ Вставка графики в презентацию.
§ Анимация объектов.
§ Создание переходов между слайдами и
использование различных эффектов для
перехода.
§ История звукозаписывающей техники.
§ Аналоговое представление звука.
§ Цифровое представление звука.
§ Система ввода-вывода звука.
§ Устройства хранения мультимедийной
информации.
§ Запись звука.
§ Запись видеоизображения.
§ Добавление звука в презентацию.
§ Добавление видеоизображения в
презентацию.
§ Создание гиперссылок и кнопок перехода
(при отсутствии возможности работы со
звуком и видео).

Работа по
карточкам

§ § 23, 26

Практическая
работа

§ 26

Работа по
карточкам

§ §24, 25

Практическая
работа

§ 26

гиперссылок).
31

32

Резерв 2 часа.

Итоговое
тестирование к главе 4
«Графическая
информация
и
компьютер» и главе 5
«Технология
мультимедиа»
Итоговое
тестирование по курсу
7 класса

Тест №3 (итоговый).

тестирование

Итоговое тестирование по курсу 7 класса

тестирование

§ §18-26

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по информатике для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы
основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для
основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012).
В учебном плане МАОУ «Васькинская ООШ - детский сад» на изучение предмета «Информатика» в 8 классе отводится 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником Информатика и ИКТ.: учебник для 8 класса: И.Г. Семакин, Л. А.
Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова . – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2012 г.
Цели: Формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с
использованием современных информационных технологий в основной школе.
Задачи: - формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;
- формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии;
- совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного
отношения к полученной информации;
- повышение качества преподавания предмета.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты






Ученик научится (или получит возможность научиться):
приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по
настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
 освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
 формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
 оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости
коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
 получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
 умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную
информационную безопасность;
 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться



умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

Предметные результаты
Обучающийся научится:
• декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
• оперировать единицами измерения количества информации;
•
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения
информации; время передачи информации и др.);
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
•
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы
истинности;
•
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); перекодировать информацию из одной
пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
• выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
Обучающийся получит возможность:
• углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий
современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
• научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
• научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
• переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему
счисления;
• познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических
изображений, звука;
• научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
• научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных
свойств логических операций.

2. Содержание учебного предмета.
1. Передача информации в компьютерных сетях 8 ч (4+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная
паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной
имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы).
Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
В результате изучения раздела:
учащиеся знают:
 что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
 назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов,
протоколов;
 назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
 что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
учащиеся умеют:
 осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
 осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
 осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
 осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
 работать с одной из программ-архиваторов.

2. Информационное моделирование 4 ч (3+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области
применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
учащиеся знают:



что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

учащиеся умеют:
 приводить примеры натурных и информационных моделей;
 ориентироваться в таблично организованной информации;
 описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
3. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы
управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение по законам логики.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование
запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными
условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление
записей.
учащиеся знают:







что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
учащиеся умеют:








открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация
относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание
электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование
фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
учащиеся знают:







что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
учащиеся умеют:







открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Учебно-тематический план
№
1

Количество часов

Тема
Передача информации в компьютерных сетях .Инструктаж
по ТБ. Правила поведения в кабинете.

общее

теория

практика

8

4

4

2

Информационное моделирование

4

3

1

3

Хранение и обработка информации в базах данных

10

5

5

4

Табличные вычисления на компьютере

10

5

5

5

Повторение

2
17

15

Итого:

34

3. Тематическое планирование
Раздел

№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока
Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы
глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Практическая работа №1 «Работа в
локальной сети».
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой».
Аппаратное и программное обеспечение сети
Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы.
Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 3 «Способы поиска в Интернете».
Архивирование и разархивирование данных. Практическая работа №4
Тестирование «Передача информации в компьютерных сетях»
Информационное моделирование
Моделирование. Назначение и свойства моделей.
Графические информационные модели . Табличные модели
Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа №5 «Информационное моделирование на
компьютере»
Тестирование «Информационное моделирование»
Хранение и обработка информации в базах данных
Основные понятия хранения и обработки информации в базах данных. Практическая работа № 6 «Создание и
заполнение баз данных».

Количество
уроков
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
10
1

14
15
16
17
18
19
20

Система управления базами данных. Практическая работа №7
Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №8
Основы логики: логические величины и формулы.
Условия выбора и простые логические выражения.
Условия выбора и сложные логические выражения
Условия поиска и сложные логические выражения. ПР №9
Сортировка, удаление и добавление записей. Практическая работа №10

1
1
1
1
1
1
1

21

Решение задач на основы логики

1

Дата проведения
урока
По плану Фактически

22
23
24
25
26
27

Итоговый тест «Хранение и обработка информации в БД»
Табличные вычисления на компьютере
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Числа в памяти компьютера
Электронная таблица. Практическая работа №11
Правила заполнения в электронной таблице. Практическая работа №12 «Правила заполнения таблицы».
Работа с диапазонами. Относительная адресация.

1
10
1
1
1
1
1

28
29

Деловая графика. Условная функция. Практическая работа № 13 «Условная функция».
Логические функции и абсолютные ссылки. ПР №14

1
1

30

1

31

Электронные таблицы и математическое моделирование. Практическая работа № 14 «Электронные таблицы и
математические моделирования.».
Пример имитационной модели. Практическая работа № 15 «Имитационные модели в электронной таблице».

32

Тестирование «Электронные таблицы»

1

33

Повторение
Передача информации в компьютерных сетях
Информационное моделирование

2
1
1

34

1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по информатике для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы
основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для
основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012).
В учебном плане МАОУ «Васькинская ООШ - детский сад» на изучение предмета «Информатика» в 9 классе отводится 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса: И.Г. Семакин, Л. А.
Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова . – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013 г.
Цели: Формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией с
использованием современных информационных технологий в основной школе.
Задачи: - формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;
- формирование представления о таком понятии как информация, информационные процессы, информационные технологии;
- совершенствовать умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного
отношения к полученной информации;
- повышение качества преподавания предмета.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
 Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
 Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах
и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;








развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В результате освоения курса информатики за 9 класс учащиеся научатся
 понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на
предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
 оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию,
соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме
и обратно);
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать
ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
 составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
 исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
 исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
 исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
 понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
 определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
 использовать величины (переменные) различный типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих
величин; использовать оператор присваивания;





анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных
значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

ученики получат возможность научится:












исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для
формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
познакомиться с использованием в программах строковых величин;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех
элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными
свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива
и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Управление и алгоритмы 13 ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы.
Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов
управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Раздел 2.Введение в программирование 15 ч
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в
программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы
описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы;
разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Раздел 3. Информационные технологии и общество 4 ч
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы
современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в
информационной сфере.
Раздел 4. Итоговое повторение (3ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание, редактирование и
№
п/п
1.
2.
3.
4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема (раздел) программы
Количество часов
Управление и алгоритмы
Введение в программирование
Информационные технологии и общество
Итоговое повторение
ВСЕГО:

12
17
4
1
0

3. Тематическое планирование

№
урока

Тема урока

1

Кибернетическая модель управления. Управление
без обратной связи.

§ § 1, 3, 4

2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель
алгоритмов: назначение, среда, система команд,
режимы работы.

§ § 3, 4

3

4

Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: построение линейных
алгоритмов. Выполнение
практического задания.
Вспомогательные алгоритмы. Метод
последовательной детализации и сборочный
метод.

5

6
7

Практические
работы

Разделы
учебника

§4

§5
Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов.
Выполнение практического
задания.

Управление с обратной связью. Язык блок-схем.
Использование циклов с предусловием

§5

§ §2, 6
Работа с циклами. Выполнение
практического задания

§6

Дата проведения
урока
Фактическ
По плану
и

8

Ветвления. Использование двухшаговой
детализации

9

Использование метода
последовательной детализации для
построения алгоритма.
Использование ветвлений
Зачётное задание по
алгоритмизации.

10
11

Тест по теме «Управление и алгоритмы»

12

Алгоритмы работы с величинами: константы,
переменные, основные типы, присваивание, ввод
и вывод данных
Линейные вычислительные алгоритмы.

13
14
15

§7

§ § 1-7

§ §8, 9
§ §10, 11
Построение блок-схем

Возникновение и назначение языка Паскаль.
Структура программы на языке Паскаль.
Операторы ввода, вывода, присваивания

16

17

§7

Работа с готовыми программами на
языке Паскаль: отладка,
выполнение, тестирование.
Разработка линейных алгоритмов.
Выполнение практического задания
.
Оператор ветвления

§ 11

§ §12, 13

18

19

Логические операции на Паскале

20

Циклы на языке Паскаль

21
22

Одномерные массивы в Паскале

23
24

27
28

§ 14

§ §13, 14

§ §15, 16
Разработка
§15
программ c использованием цикла с
предусловием
§ §17, 18
Разработка программ
обработки одномерных массивов

Понятие случайного числа. Датчик случайных
чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

25
26

Разработка программы на языке
Паскаль с использованием
операторов ввода, вывода,
присваивания и простых
ветвлений.
Разработка программы на языке
Паскаль с использованием
оператора ветвления и логических
операций

§ §17, 18
§ 19

Разработка программы поиска
числа в случайно сформированном
массиве
Поиск наибольшего и наименьшего элементов
массива
Сортировка массива

§ 20

Тест по теме «Программное управление работой
компьютера».

§ § 8-21

§ 21

29
30
31
32
33

Предыстория информационных технологий.
История чисел и систем счисления. История ЭВМ
и ИКТ
Основы социальной информатики

§ §22-24

Тест по теме «Информационные технологии и
общество»
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 7
- 9 кл
Итоговое тестирование по курсу 7-9 класса

§ 22-27

§ §25-27

Учебники
7- 9 кл.
Учебники
7- 9 кл.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».