Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности для обучающихся 1-4-х классов Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) осуществляется в формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях. Формы внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. При реализации внеурочной деятельности допускается формирование групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Организация внеурочной деятельности обучающихся первых классов МАОУ «Васькинская ООШ-ДС» в рамках реализации ФГОС осуществляется на основе нормативно- правовых документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее - обновленный ФГОС НОО); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115; Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и /или безвредности для человека факторов среды обитания»; В Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Васькинская ООШ-ДС». В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта с учетом пожеланий родителей (законных представителей) и интересов учащихся в рамках внеурочной деятельности предлагаются программы по пяти направлениям: духовно – нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно – оздоровительное, социальное, общекультурное. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, КВНов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований. План внеурочной деятельности направлен, в первую очередь, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд важных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Цель внеурочной деятельности - создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Задачи: формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развивать творческую деятельность, творческие способности учащихся; создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; -формировать культуру общения учащихся, осознание ими необходимости позитивного общения со взрослыми и сверстниками; передавать учащимся знания, умения, навыки социального общения людей, опыт поколений; знакомить с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений; воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели. Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности. Основные принципы организации внеурочной деятельности обучающихся: 1. Интерес 2. Сотрудничество 3. Доверие 4. Неназидательность. Соблюдая принцип единства образовательного пространства в сфере общего образования, МАОУ «Васькинская ООШ-ДС» придерживается эффективного подхода к использованию часов, отведенных на внеурочную деятельность. Спортивно-оздоровительное направление представлено программой: «Народные игры» -1час «ЗОЖ в моей семье»-0,5 часа Духовно-нравственное направление представлено программами: - «Разговор о важном»- 1 час в неделю. - «Учись учиться» - 0,5 часов в неделю. Общеинтеллектуальное направление представлено программами: - «Финансовая грамотность»- 1 час в неделю. - «Шашки и шахматы»- 1 час в неделю. Общекультурное направление представлено программами: - «Серебряные нотки»-0,5 часа Социальное направление представлено программой: - «В мире марийского языка» - 1 час в неделю. Направление внеурочной деятельности Духовнонравственное Название программы внеурочной деятельности Разговор о важном ФИО учителя Алексеева Н.А. Афонасьева Финансовая грамотность Алексеева. 1 2 3 4 1 Всего 2 0,5 1 0,5 1 Общеинтеллек Шахматы и шашки туальное Алексеева Н.А. 0,5 0,5 1 Серебряные нотки Николаева Л.Е. 0,25 0,25 0,5 Общекультур ное Социальное Спортивнооздоровительн ое В мире марийского языка Народные игры ЗОЖ в моей семье Итого часов Николаева Л.Е 1 Николаева Л.Е. 0,5 Николаева Л.Е. 3,75 1 2 0,5 1 0,25 0,25 4,0 7,75 Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности для обучающихся 3-4-х классов (ЗПР, вид 7.2) Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности реализуется с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и программами коррекционно-развивающей направленности. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповымии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: Название программы Класс Всего 3 4 Секреты орфографии 0,25 0,25 0,5 Учись учиться 0,25 0,25 0,5 Ритмика 0,25 0,25 0,5 Итого часов 0,75 0,75 1,5