Рабочая программа внеурочной деятельности Шашки и шахматы 1-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»

«Утверждено»
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ № 87/ОД
от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Шашки и шахматы»
Направление: общеинтеллектуальное

Тип программы: адаптированная
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Алексеева Н.А.
Должность: учитель 1 категории

2023– 2024 учебный год

Пояснительная записка
Программа для младших школьников «Шашки и шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление
внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходящие в начальной школе изменения, ставят на первый
план развивающие функции обучения, которые в значительной степени способствуют становлению личности младших
школьников, наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
«Шашки и шахматы» в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение
круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс
по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Главным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели:
1. Обучить правилам игры в шахматы.

2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Обучающие:
 Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
 Научить ориентироваться на шахматной доске.
 Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
 Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
 Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
 Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Развивающие:
 Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
 Развивать начальные формы волевого управления поведением.
Воспитательные:
 воспитывать уважительное отношение к противнику

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
















Личностные:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
Метапредметные:
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
Познавательные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Коммуникативные
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения и оценку событий.
Предметные








учащиеся получат возможность научиться:
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие.
Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и её правила
2.Содержание курса внеурочной деятельности

1. Шахматная доска (2 ч)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками
(фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры( 2 ч)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на
ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры,
кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем
отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур( 2 ч)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь
любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную
позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает
мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур( 16 ч)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и
разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается
аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая
каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные"
поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
"заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по
шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою
фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры
противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не
оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих
фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает
тот, кто побьет все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии( 8 ч)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или
нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения (4 ч)
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим
образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается
аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур.
Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая
каждым ходом по фигуре
«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные»
поля и не перепрыгивая их.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные
ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.
Особенности возрастной группы
Возраст детей: 7-11 лет
Особенности набора детей: свободный.
Число обучающихся: 10 человек, списочный состав группы
Режим занятий
Программа рассчитана на 34 часа в 1-4 классе
Число часов в неделю - 1 час
Формы организации занятий:
 Соревнование
 Игры
Виды деятельности:
 Игровая деятельность
 Познавательная деятельность

Календарно-тематическое планирование
№
п.п

Тема занятия

Количество часов

1
2
3

1-2 класс
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур

1
1
1

4

Ходы и взятие фигур

8

5
6

Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из начального положения

4
2
17

1
2
3

3-4 класс
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур

1
1
1

4

Ходы и взятие фигур

8

5
6

Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из начального положения

4
2
17
34

Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».