Рабочая программа внеурочной деятельности Учись учиться 3класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»

«Утверждено»
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ № 87/ОД
от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Учись учиться»
Направление: общеинтеллектуальное

Тип программы: адаптированная
Возраст детей: 9 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Алексеева Н.А.
Должность: учитель 1 категории

2023– 2024 учебный год

Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития
познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных
процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных
возможностей детей.
Занятия внеурочной деятельности «Учись учиться» специфически направленные на развитие базовых психических функций детей,
приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших
школьников. А именно то обстоятельство, что в 7–10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается
физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное
воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Оно способно, в частности, компенсировать в известной степени задержки
психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию
детей со стороны родителей). Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие занятия в учебный процесс
начальных классов: возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся
основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними.
Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так,
что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о
том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и
слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать,
обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. У многих детей младшего школьного
возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Исходя из этого,
можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача.
Работа учителя по преодолению трудностей обучения учащихся малоэффективна и по причине использования традиционных способов
работы со слабоуспевающими: учитель проводит дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном
разъяснении учебного материала. Подобные занятия требуют большой затраты времени, усилий учителя и чаще всего не дают желаемого
результата. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в
начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления.

Несформированность основных умственных действий и навыков у школьников не только отрицательно влияет на успеваемость и
создаёт специфические трудности при выполнении учебной деятельности, но и ведёт к учебным перегрузкам. Научно-психологический
анализ проблем школьного обучения приводят к выводу о том, что в современной массовой школе должно существовать коррекционноразвивающее направление целью которого является активное воздействие взрослого на процесс формирования познавательной сферы
ребёнка. Задача этого направления – обеспечение соответствия умственного развития ребёнка требованиям учебной деятельности.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностномотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда
других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.
Цель: диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия,
переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий
учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».
Задачи:
Образовательные:







формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей;
формирование положительной мотивации к учению;
формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
формирование умения работать в группе;
формирование и развитие логического мышления;

Развивающие:


развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);







развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать
учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
развитие речи и словарного запаса учащихся;
развитие быстроты реакции.
Воспитательные:




воспитание культуры общения;
и развитие у учащихся разносторонних интересов.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности





Личностные результаты:
увеличить скорость и гибкость мышления;
концентрировать, переключать своё внимание;
развивать свою память;

Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
 логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
 выделять существенные признаки и закономерности предметов;
 сравнивать предметы, понятия;
 обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
 определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
Познавательные УУД:
 улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;



уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

Коммуникативные УУД:
 находить несколько способов решения задач; работать в группе;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.

Предметные
учащиеся получат возможность научиться:





самостоятельно выполнить задания;
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
находить несколько способов решения задач; работать в группе.

2.Содержание курса внеурочной деятельности
1. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Составь новые слова», «Найди
лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
2. Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй
такую же фигуру».

3. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи
числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».
4. Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же
фигуру», «Продолжи числовой ряд».
5. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй
такую же фигуру».
6. Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Найди общее название»,
«Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру».
7. Упражнения на развитие внимания. «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
8. Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии»,
«Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Особенности возрастной группы
Возраст детей: 9 лет
Число обучающихся: 1 человек
Режим занятий
Программа рассчитана на 8 часов в 3 ЗПР классе
Формы организации занятий:
 беседы;
 практические занятия;
 индивидуальные занятия;
 творческие занятия.

Виды деятельности:




теоретическая деятельность;
игры;
упражнения.

Тематический план
№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия

Количество часов

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды
отношений между понятиями.
Упражнения на развитие внимания.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
Упражнения на развитие умения
устанавливать связи между
понятиями. Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».