Рабочая программа внеурочной деятельности Народные игры 1-4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
«Утверждено»
И.о директора
Н.АСенилова
Приказ № 87/ОД
от «31» августа 2023г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Народные игры»
Направление: спортивно-оздоровительное

Тип программы: адаптированная
Возраст детей: 7-9
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Николаева Л.Е.
Должность: учитель

2023– 2024 учебный год

1

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Народные игры» входит во
внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие
личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование
коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это
способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом,
интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях
поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий,
игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем
выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически
выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это
неотъемлемая часть любой национальной культуры. В кладовую подвижных игр вошли
народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также
интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание,
память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию
подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических
качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и
выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания
могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности
являются:
 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
 формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором
алгоритма действия,
 развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
 привлечение обучающихся к обмену информацией
в процессе свободного
общения на занятиях.

Цель:
Приобщение учащихся к народным традициям, обычаям, играм.
Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре
родной страны и культуре других стран.
Задачи:
 Познакомить обучающихся с народными играми русского народа и
марийского.
 расширять представления учащихся о культуре русского народа и марийского
народа.





формировать у детей интерес к истории и народному творчеству;
развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; прививать интерес и
любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях
учебной игровой и соревновательной деятельности;
способствовать функциональному развитию организма школьника, развитию
его всех физических качеств.

2

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами в работе курса «Народные игры» у учащихся будут
следующие:
Учащиеся смогут:
 самостоятельно подбирать и проводить игры с товарищами в свободное время;
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учащиеся смогут научиться:
 организовывать
собственную
деятельность,
с
учетом требований ее
безопасности, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
 работать по предложенному педагогом плану;
 проговаривать последовательность действий на занятии;
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
 оценивать результаты своей работы;
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
 добывать новые знания;
 находить дополнительную информацию по содержанию курса,
дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
 устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
 формировать умения активно включаться в коллективную
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

используя

деятельность,
3






формировать умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой
форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в
играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю,
стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического
воспитания детей. У обучающихся формируются устойчивое, заинтересованное,
уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально
положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре
и наследию.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны
детям.
Вводное занятие(2ч)
. Народные игры. Какие бывают игры. Правила игр. Как выбирают вожака, что такое
жребий.
Правила игр. Как выбирают вожака, водящего. Назначение считалки. Что такое жребий
Русские народные игры (8ч.)
Русская народная игра –незаменимое средство получения ребенком знаний и
представление об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки,
ценных морально-волевых качеств. В ходе изучения данного раздела дети с русскими
народными играми "Кошки -мышки", «Гуси-гуси», «У медведя во бору», танец-игра
«ручеек», «Третий лишний», «Змейка», разучивание считалок. Совершенствование
разученных игр.
Марийские народные игры (6ч)
Марийские национальные игры довольно просты в исполнении, поэтому и правила
таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Народная подвижная игра несет одну из
важнейших функций - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств,
воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к
победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения
4

сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение
к культуре родного края. В ходе изучения данного раздела дети знакомятся с такими
играми как «Биляша», "Прячем серебряное колечко", Сокыр тага» (Слепой баран), «Бой
петухов».
Фольклорный праздник "Народные игры"(1ч) Заключительное занятие проводится в
форме праздника в зале марийского центра в д.Сызганка совместно детьми из Сызганской
школы, участниками кружка по народоведению.
Формы проведения занятий:


беседа







практическое занятие
игровое занятие
игра-путешествие
праздник
рассказ

Формы учета достижений учащихся: активность участия в праздниках, играх.
Виды деятельности:
 Игровая деятельность
 Познавательная деятельность
 Досугово–развлекательная
 Спортивная

5

Календарно-тематическое планирование (1-2кл)

№
п/п

Тема занятия

Форма

Количест
во часов

Дата
проведения
занятия

1

Вводное занятие. (2ч)
Народные игры. Какие бывают игры.
Правила игр. Как выбирают вожака, что такое
жребий.

Рассказ

1

08.09

2

Правила игр.
Как выбирают вожака, водящего. Назначение
считалки. Что такое жребий.

Беседа

1

22.09

3

Русские народные игры.(9ч)
Знакомство с игрой «Кошки-мышки»

1

29.09

П/з

4

Разучивание считалок: «Ехал мужик по
дороге», «Шел баран по крутым горам»,
«Заяц белый, куда бегал?»

Практиче
ское
занятие

1

06.10

5

Ознакомление с особенностями русских
Рассказ,
народных игр.
практичес
Проведение и разучивание игры: «Гуси – гуси» кое
занятие

1

13.10

6

Разучивание и проведение русской народной
игры «У медведя во бору»

1

20.10

1

27.10

Рассказ,
П/з

7

Разучивание и проведение русской народной
игры «Ручеёк»

8

Разучивание и проведение русской народной
игры «Третий лишний»

Практиче
ское
занятие

1

10.11

9

Разучивание и проведение русской народной
игры «Змейка

Рассказ

1

17.11

Совершенствование разученных игр.

Практиче
ское
занятие

1

24.11

10

П/з

6

Марийские народные игры.

Беседа

В мире марийских игр

видеомат
ериал

12

Ший шоргаш тоен модына. Прячем серебряное
колечко.

13

11

1

01.12

Практиче
ское
занятие

1

08.12

Разучивание и проведение марийской
народной игры «Биляша»

Рассказ,
практичес
кое
занятие

1

15.12

14

Разучивание и проведение марийской
народной игры «Сокыр тага» (Слепой баран)

Практиче
ское
занятие

1

22.12

15

Разучивание и проведение марийской
народной игры «Бой петухов»

Рассказ,
практичес
кое
занятие

1

29.12

16

Веревочка

Рассказ,
практичес
кое
занятие

1

12.01

17

Фольклорный праздник «Народные игры»

П/З

1

19.01

7

Календарно-тематическое планирование (3-4кл)
№
п/п

Тема занятия

Форма

Количе
ство
часов

Дата
проведения
занятия

1

Рассказ
Вводное занятие. (2ч)
Народные игры. Какие бывают игры.
Правила игр. Как выбирают вожака, что такое
жребий.

1

13.01

2

Вспоминаем самые любимые народные игры

П/з

1

20.01

3

Русские народные игры.(9ч)
Разучивание и проведение русской народной
игры «Фанты»

Рассказ

27.01
П/з

Разучивание и проведение русской народной
игры «Пятнашки»

Рассказ

5

Разучивание и проведение русской
народной игры «Пчёлки и ласточка»

6

4

1

02.02

Рассказ,
практическое
занятие

1

09.02

Разучивание и проведение русской народной
игры "Иванка" Разучивание и проведение
русской народной игры "Иванка"

Рассказ,
практическое
занятие

1

16.02

7

Разучивание и проведение русской народной
игры «Ручеёк»

Практическое
занятие по
разучиванию
веревочки

1

23.02

8

Разучивание и проведение русской народной
игры «Третий лишний»

Практическое
занятие

1

01.03

9

Разучивание и проведение русской народной
игры «Мороз»

1

15.03

10

Совершенствование разученных игр.

Практическое
занятие

Практическое
занятие

1
22.03

8

Марийские народные игры.

Беседа

В мире марийских игр

видеоматериа
л

12

Ший шоргаш тоен модына. Прячем
серебряное колечко.

13

11

1

29.03

Практическое
занятие

1

05.04

Разучивание и проведение марийской
народной игры «Биляша»

Рассказ,
практическое
занятие

1

12.04

14

Разучивание и проведение марийской
народной игры «Сокыр тага» (Слепой баран)

Практическое
занятие

1

19.04

15

Разучивание и проведение марийской
народной игры «Бой петухов»

Рассказ,
практическое
занятие

1

26.04

16

Веревочка

Рассказ,
практическое
занятие

1

03.05

17

Фольклорный праздник «Народные игры»

П/З

1

10.05

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».