Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
«Утверждено»
И.о директора
Н.А.Сенилова
Приказ № 87/ОД
от «31» августа 2023г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Серебряные нотки»
Направление: общекультурное
Тип программы: адаптированная
Возраст детей: 7-9
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Николаева Л.Е.
Должность: учитель
2023– 2024 учебный год
«Музыка начинается с пения»
Курт Закс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Серебряные нотки» имеет общекультурное
направление. Музыка - это один из уникальных и важнейших способов коммуникации,
связывающая людей через пространство и время. Роберт Шуман в своем знаменитом
своде «Жизненных правил для музыкантов», обращаясь к юным музыкантам, настойчиво
советовал: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе
музыкальность...». Хоровое искусство играет большую роль в формировании духовной
культуры, нравственных качеств личности, ее творческого потенциала. В современный
период хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения
детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития
музыкальных способностей детей. Хоровое пение дает возможность каждому ребенку
проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных.
По уровню освоения программы определяется как общекультурная, предполагающая
удовлетворение познавательного интереса ребенка, приобретение им умений в совместной
творческой деятельности, обогащение навыками общения. Программа краткосрочная, по
учебному плану школы на реализацию программы «Серебряные нотки» отводится 7 часов
в 1-2 классах и 7 часов в 3-4 классах.
Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для
осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкальноэстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство. Реализация данной цели
предполагает решение следующих задач:
содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных
вокальнохоровых навыков: певческой установки, дыхания,
звукообразования, чистоты интонирования;
создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе
работы над репертуаром и слушания музыки; - формирование знаний о
строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
создать условия для творческой самореализации ребенка;
воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать
формированию сценической культуры.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям
реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время занятия, репетиционной
и концертной деятельности, умения работать в коллективе;
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
создавать исполнительский план хорового произведения;
расширять музыкальный кругозор.
Коммуникативные УУД
участвовать в жизни класса, школы, села.) – участие в концертных выступлениях
различного уровня (класс, школа, район, город, регион);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
научиться петь под минусовку и в сопровождении баяна
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
1-2классы
Введение(1ч) Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете,
знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет
обучения. Искусство пения – искусство души и для души. Музыка в нашей жизни.
Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как
результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние
пения на развитие личности, речи человека. «Ни слуха, ни голоса» и перспективы
научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные
способности.
.Вокально-хоровая работа (6ч)
Знакомство с голосовым аппаратом. Голосообразование – рождение звука.
Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность
гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом. Знакомство с детьми,
изучение способности к пению. Координационно-тренировочные занятия. 2.
Певческая установка. Унисон.
Работа с репертуаром по теме «Песни про осень», «Об учителе».
3-4 классы
Введение (1ч) Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете,
знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет
Вокально-хоровая работа (6ч)
Дикция: Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее
и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая
дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы
самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым
для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок
.Работа над репертуаром. Разучивание упражнений для распевания.Работа над
чистотой интонации.
Работа над расширением певческого дыхания; Совершенствование дикции;
Формы организаций:
Форма занятий – групповая.
практические занятия
; урок-концерт;
репетиция;
концерт;
индивидуальная работа с учащимися
мастер-класс;
участие в конкурсах и фестивалях.
Виды деятельности
Вокально-хоровая
Концертно-исполнительская
ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика
творческие задания
Календарно-тематическое планирование (1-2кл)
№ п/п
Тема занятия
Форма
Количество
Дата
занятия
часов
проведения
занятия
1
Вводное занятие. Владение
Беседа
голосовым аппаратом
Практ.
1.
04.09
упражнения
Вокально-хоровая работа (6ч)
2
Знакомство с голосовым
аппаратом.
3
18.09
Рассказ
1
25.09
П/З
1
02.10
Практ.упражн
1
09.10
Презентация
Звуковедение: гласные и
Р
согласные.
4
Певческая позиция. Дыхание.
ения.
5
Распевание.Унисон
Р.П/З
1
16.10
6
Дикция. Артикуляция
Р.П/З
1
23.10
7
Гигиена певческого голоса
Р. П/Упраж.
1
13.11
8
Обощение изученного.
П/У
1
20.11
Итого:8занятий
Календарно-тематическое планирование 3-4классы
№п/п
Тема занятия
Форма
Количество
Дата
занятия
часов
проведения
занятия
1
Вводное занятие. Владение
Беседа П/У
1
15.01
Р.П/З
2
22.01-29.01
голосовым аппаратом
2-3
Сценическая культура и
сценический образ
4
Основы нотной грамоты
Р.П/З
1
05.02
5
Движения вокалистов под
Р.П/З
1
12.02
1
19.02
1
26.02
1
11.03
музыку
6
Практическое занятие
7
Вокально-хоровая работа
8
Концертно-исполнительская
Концертная
деятельность Концертно-
деятельность
исполнительская деятельность
П/З