Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад» «Утверждено» И.о директора Н.А.Сенилова Приказ № 87/ОД от «31» августа 2023г. ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Серебряные нотки» Направление: общекультурное Тип программы: адаптированная Возраст детей: 7-9 Срок реализации: 1 год Руководитель: Николаева Л.Е. Должность: учитель 2023– 2024 учебный год «Музыка начинается с пения» Курт Закс Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Серебряные нотки» имеет общекультурное направление. Музыка - это один из уникальных и важнейших способов коммуникации, связывающая людей через пространство и время. Роберт Шуман в своем знаменитом своде «Жизненных правил для музыкантов», обращаясь к юным музыкантам, настойчиво советовал: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность...». Хоровое искусство играет большую роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, ее творческого потенциала. В современный период хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Хоровое пение дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных. По уровню освоения программы определяется как общекультурная, предполагающая удовлетворение познавательного интереса ребенка, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения. Программа краткосрочная, по учебному плану школы на реализацию программы «Серебряные нотки» отводится 7 часов в 1-2 классах и 7 часов в 3-4 классах. Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкальноэстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных вокальнохоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования; создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки; - формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса; создать условия для творческой самореализации ребенка; воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию сценической культуры. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время занятия, репетиционной и концертной деятельности, умения работать в коллективе; самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметные результаты планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; создавать исполнительский план хорового произведения; расширять музыкальный кругозор. Коммуникативные УУД участвовать в жизни класса, школы, села.) – участие в концертных выступлениях различного уровня (класс, школа, район, город, регион); уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке; научиться петь под минусовку и в сопровождении баяна Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 1-2классы Введение(1ч) Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения. Искусство пения – искусство души и для души. Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека. «Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. .Вокально-хоровая работа (6ч) Знакомство с голосовым аппаратом. Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом. Знакомство с детьми, изучение способности к пению. Координационно-тренировочные занятия. 2. Певческая установка. Унисон. Работа с репертуаром по теме «Песни про осень», «Об учителе». 3-4 классы Введение (1ч) Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет Вокально-хоровая работа (6ч) Дикция: Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок .Работа над репертуаром. Разучивание упражнений для распевания.Работа над чистотой интонации. Работа над расширением певческого дыхания; Совершенствование дикции; Формы организаций: Форма занятий – групповая. практические занятия ; урок-концерт; репетиция; концерт; индивидуальная работа с учащимися мастер-класс; участие в конкурсах и фестивалях. Виды деятельности Вокально-хоровая Концертно-исполнительская ритмические упражнения; дыхательная гимнастика творческие задания Календарно-тематическое планирование (1-2кл) № п/п Тема занятия Форма Количество Дата занятия часов проведения занятия 1 Вводное занятие. Владение Беседа голосовым аппаратом Практ. 1. 04.09 упражнения Вокально-хоровая работа (6ч) 2 Знакомство с голосовым аппаратом. 3 18.09 Рассказ 1 25.09 П/З 1 02.10 Практ.упражн 1 09.10 Презентация Звуковедение: гласные и Р согласные. 4 Певческая позиция. Дыхание. ения. 5 Распевание.Унисон Р.П/З 1 16.10 6 Дикция. Артикуляция Р.П/З 1 23.10 7 Гигиена певческого голоса Р. П/Упраж. 1 13.11 8 Обощение изученного. П/У 1 20.11 Итого:8занятий Календарно-тематическое планирование 3-4классы №п/п Тема занятия Форма Количество Дата занятия часов проведения занятия 1 Вводное занятие. Владение Беседа П/У 1 15.01 Р.П/З 2 22.01-29.01 голосовым аппаратом 2-3 Сценическая культура и сценический образ 4 Основы нотной грамоты Р.П/З 1 05.02 5 Движения вокалистов под Р.П/З 1 12.02 1 19.02 1 26.02 1 11.03 музыку 6 Практическое занятие 7 Вокально-хоровая работа 8 Концертно-исполнительская Концертная деятельность Концертно- деятельность исполнительская деятельность П/З