Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад» «Утверждено» И.о директора Сенилова Н.А. Приказ № 87/ОД от «31» августа 2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Направление: общеинтеллектуальное Тип программы: адаптированная Возраст детей: 7-11 лет Срок реализации: 1 год Руководитель: Алексеева Н.А. Должность: учитель 1 категории 2023– 2024 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность» предназначена для 1 - 4 классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по финансовой грамотности "Финансовая грамотность" - целостная система для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком. Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа внеурочной деятельности социальной направленности начального общего образования и авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2019 год Цели: • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения; • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи/ Задачи: - создать основы для финансово - грамотного поведения граждан. - развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; • • • • • • • • • • • • • • • 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: осознание себя как члена семьи, общества и государства; учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения элементарных финансовых задач; самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов; ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов; понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег); понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные: Регулятивные: определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели; составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата; оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок; использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи; корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей. Познавательные: • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов; • производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач; • владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера; • оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Коммуникативные: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме; слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого; излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта, в учебной игре; осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные учащиеся получат возможность научиться правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи- объяснять проблемы, возникающие при обмене; приводить примеры товарных денег; объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом; описывать виды и функции денег; объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта; производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала; называть основные источники доходов; приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи; называть основные направления расходов семьи; приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы; считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах; объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи; объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты; называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий; делать выводы. 2.Содержание курса внеурочной деятельности Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа) Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика» Тема 2. Потребности (1 час) Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей. Тема 3. Торговля (12 часов) Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Тема 4. Графики ( 3 часа) Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов» Тема 5. Деньги (5 часов) История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки Тема 6. Занимательная экономика (5 часов) Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками Тема 7. Экономические задачи (3 часа) Решаем задачи с экономическим содержанием Тема 8. Аренда (1 час) Аренда. Что такое «аренда». История аренда Тема 9. Банки. Вклады (2 часа) Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России. Особенности возрастной группы Возраст детей: 7-11 лет Особенности набора детей: свободный. Число обучающихся: 10 человек, списочный состав группы Режим занятий Программа рассчитана на 34 часа в 1-4 классе Число часов в неделю - 1 час Формы организации занятий: Ситуационная игра Ролевые игры обсуждение Виды деятельности: Игровая деятельность Познавательная деятельность исследовательская деятельность; Тематический план № п.п Тема Количество часов 2 3 4 5 6 7 8 9 1-2 класс Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении 1 экономики. Экономика в жизни человека. 1 Труд и удовлетворение потребностей. 1 Когда и где возникла торговля? 1 Зачем современному обществу нужна торговля? 1 Зачем современному обществу нужна торговля? 1 Как и где производятся товары? 1 Как и где производятся товары? 1 Что такое цена товара? 1 10 Почему цены на товары разные? 1 11 12 13 14 15 16 17 От чего зависит цена товара? Товары ежедневного потребления. Какие они? Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно. Качество товара и его себестоимость. Рынок. Проблема выбора качественного товара. Отношения покупателя и продавца. Этикет. Что такое график? 1 1 1 1 1 1 1 18 19 20 21 3-4 классы Виды графиков. Графики доходов и расходов. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. 1 1 1 1 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Почему каждый народ имеет свои деньги? Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика в окружающем нас мире. «Мой первый экономический проект». Экономические задачи. Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара». Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара». Аренда. Что такое аренда? История аренды. Банки. Крупные банки нашей страны . Зачем люди вкладывают деньги в банк. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34