Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность1-4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»

«Утверждено»
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ № 87/ОД
от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Направление: общеинтеллектуальное

Тип программы: адаптированная
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Алексеева Н.А.
Должность: учитель 1 категории

2023– 2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность» предназначена для 1 - 4 классов и составлена на основе
программы внеурочной деятельности по финансовой грамотности
"Финансовая грамотность" - целостная система для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые
разработанная в России. Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и
стал в будущем финансово благополучным человеком.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их
мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа внеурочной деятельности социальной направленности начального общего образования
и авторской программы
«Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2019 год
Цели:
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи/
Задачи:
 - создать основы для финансово - грамотного поведения граждан.
 - развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора
учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в
природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края;

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения элементарных финансовых задач;
самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Познавательные:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и
расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным
финансовым понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Коммуникативные:

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта, в учебной игре;
осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться
правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности,
благо, расходы семьи- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
приводить примеры товарных денег;
объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;
описывать виды и функции денег;
объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
называть основные источники доходов;
приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
называть основные направления расходов семьи;
приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;
считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
делать выводы.
2.Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.
Тема 3. Торговля (12 часов)

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары.
Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики ( 3 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Тема 5. Деньги (5 часов)
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на
деньгах. Защита денег от подделки
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и
окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками
Тема 7. Экономические задачи (3 часа)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.

Особенности возрастной группы
Возраст детей: 7-11 лет
Особенности набора детей: свободный.
Число обучающихся: 10 человек, списочный состав группы
Режим занятий
Программа рассчитана на 34 часа в 1-4 классе
Число часов в неделю - 1 час
Формы организации занятий:


Ситуационная игра



Ролевые игры



обсуждение

Виды деятельности:


Игровая деятельность



Познавательная деятельность



исследовательская деятельность;

Тематический план
№
п.п

Тема

Количество часов

2
3
4
5
6
7
8
9

1-2 класс
Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении 1
экономики.
Экономика в жизни человека.
1
Труд и удовлетворение потребностей.
1
Когда и где возникла торговля?
1
Зачем современному обществу нужна торговля?
1
Зачем современному обществу нужна торговля?
1
Как и где производятся товары?
1
Как и где производятся товары?
1
Что такое цена товара?
1

10

Почему цены на товары разные?

1

11
12
13
14
15
16
17

От чего зависит цена товара?
Товары ежедневного потребления. Какие они?
Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно.
Качество товара и его себестоимость.
Рынок. Проблема выбора качественного товара.
Отношения покупателя и продавца. Этикет.
Что такое график?

1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21

3-4 классы
Виды графиков.
Графики доходов и расходов.
История денег. Деньги бумажные и металлические.
Деньги России и мира.

1
1
1
1

1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Почему каждый народ имеет свои деньги?
Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.
Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.
Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.
Экономика и русский язык.
Экономика в окружающем нас мире.
«Мой первый экономический проект».
Экономические задачи.
Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара».
Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара».
Аренда. Что такое аренда? История аренды.
Банки. Крупные банки нашей страны
. Зачем люди вкладывают деньги в банк.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».