АРП по изобразительному искусству 3-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования Администрации Пермского края
МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад "
УТВЕРЖДЕНО
И.о директора
Сенилова Н.А.
При
каз№87/ОД
от31.08 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с ОВЗ (ЗПР)
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 1-4 классов

1

Васькино,2023

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для
обучающихся 3-4 классов с задержкой психического развития разработана в
соответствии со следующими документами:
–
статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
–
приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
–
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
–
приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования (ФАОП НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
–
адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ
«Васькинская ООШ-Д/С»;
–
рабочая программа воспитания МАОУ«Васькинская ООШ-Д/С».
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству адресована
обучающимся с задержкой психического развития общеобразовательного 3- 4 классов.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает цензовое образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у
обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции
недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении

2

содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на
последующей ступени основного общего образования.
Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание
может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп
либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная
и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Коррекционная

направленность

изобразительному

адаптированной

искусству

заключается

рабочей
в

программы

создании

по

оптимальных
психолого-

3

педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в психическом
развитии обучающихся с задержкой психического развития и оказания им помощи в
освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательный процесс построен на:
– усилении практической направленности изучаемого материала;
– выделении сущностных признаков изучаемых явлений;
– опоре на жизненный опыт обучающегося;
– опоре на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в
рамках одного предмета, так и между предметами;
– соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и
достаточности;
–

введение

в

содержание

учебных

программ

коррекционных

разделов,

предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее
знаний

и

умений

обучающихся, формирование

школьно-значимых

функций,

необходимых для решения учебных задач.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
–

гуманистической

направленности:

опора

на

потенциальные

возможности

обучающегося, учѐт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении,
общении со сверстниками и взрослыми;
– педагогической целесообразности: интеграция усилий педагога и родителей.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
 получение

начального

организаций общего
образовательным

общего
или

образования

в

условиях

образовательных

специального типа,

адекватного

потребностям обучающегося с ОВЗ;

 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение,

оптимизирующее

взаимодействие

ребенка

с

педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации.

4

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с
(ЦНС)

учетом

функционального

состояния

центральной

нервной

системы

и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой

истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 увеличение сроков освоения АООП НОО ОВЗ до 5 лет;
 гибкое

варьирование

организации

процесса

обучения

путем

расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, использования
соответствующих методик и технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого,
способствующих

как

использовании
общему

специальных

развитию

методов,

обучающегося,

приемов
так

и

и

средств,

компенсации

индивидуальных недостатков развития);
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 обеспечение непрерывного

контроля

за

становлением

учебно-познавательной

деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности
и поведения;
 комплексное

сопровождение,

включающее

специальную

психо-коррекционную

помощь, направленную на компенсацию дефицитов эмоционального развития и
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 специальная

психокоррекционная

помощь,

направленная

на

формирование

способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;

5

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
и

взаимодействия

формирование

(с

членами

навыков

семьи,

социально

со

сверстниками

одобряемого

и

взрослыми),

поведения,

максимальное

расширение социальных контактов;
 обеспечение
(организация
формирования

взаимодействия
сотрудничества
социально

семьи

с

и

родителями,

активной

позиции,

образовательного
активизация

учреждения

ресурсов

нравственных

и

семьи

для

общекультурных

ценностей).
Для обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо
соблюдать следующие условия обучения:
1.

Соответствие

темпа,

объема

и

сложности

учебной

программы

реальным

познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы,
уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать
учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3.

Сотрудничество

с

взрослыми,

оказание

педагогом

необходимой

помощи

обучающемуся с учетом его индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и
принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального
комфорта.
Программа

отражает

содержание

обучения

предмету

«Изобразительное

искусство» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность
специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении
учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Цель

учебного

предмета

«Изобразительное

искусство»

—

формирование

художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е.
культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве;

6

- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и
навыков.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе
изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру
и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства и др. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим

методом

является

выделение

трех

основных

видов художественной деятельности для

визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная
деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как
способ

его

вхождения

в

мир

человеческой культуры

самоидентификации. Художественное
художественного

творчества

каждого

развитие
ребенка.

и

в

осуществляется

в

Цели

то

же

время

практической,

как

способ

деятельностной

самопознания
форме

и

в процессе

художественного образования состоят в развитии эмоционально-

нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовнонравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая

роль

программы

состоит

также

в

воспитании гражданственности и патриотизма. Эта

задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип
«от род-ного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг
за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
7

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
3 КЛАСС
Модуль «Графика»
Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки.
Совмещение изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги.
Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок
открытки или аппликация.
Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката.
Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе наблюдений и фотографий архитектурных
достопримечательностей своего города.
Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин.
Изображение лица человека. Строение, пропорции, взаиморасположение частей лица.
Эскиз маски для маскарада: изображение лица – маски персонажа с ярко выраженным характером. Аппликация из цветной
бумаги.
Модуль «Живопись»
Создание сюжетной композиции «В цирке», использование гуаши или карандаша и акварели (по памяти и представлению).
Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по выбору).
Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по цветной бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа
или аппликации.
Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. «Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих
личность обучающегося.
Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера
погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении.
Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру. Выражение в портрете (автопортрете) характера человека,
особенностей его личности с использованием выразительных возможностей композиционного размещения в плоскости листа,
8

особенностей пропорций и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в композицию
дополнительных предметов.
Модуль «Скульптура»
Создание игрушки из подручного нехудожественного материала, придание ей одушевлённого образа (добавления деталей
лепных или из бумаги, ниток или других материалов).
Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки или создание этого персонажа путём бумагопластики.
Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету изображения).
Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в скульптуре. Работа с пластилином или глиной.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды из дерева и глины в традициях народных
художественных промыслов Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по выбору учителя).
Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при помощи печаток или штампов.
Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия построения композиции, статика и динамика узора,
ритмические чередования мотивов, наличие композиционного центра, роспись по канве. Рассматривание павловопосадских платков.
Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе, например, ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек,
киосков, подставок для цветов.
Модуль «Архитектура»
Зарисовки исторических памятников и архитектурных достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по
памяти, на основе использования фотографий и образных представлений.
Проектирование садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием
бумаги, картона, пенопласта и других подручных материалов. Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно
«Образ моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация рисунков зданий и других элементов
городского пространства, выполненных индивидуально).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных российских
иллюстраторов детских книг.
Восприятие объектов окружающего мира – архитектура, улицы города или села. Памятники архитектуры и архитектурные
достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном мире.
Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и Санкт-Петербурге (обзор памятников по выбору учителя).
Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные музеи: Государственная Третьяковская галерея,
Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С.
9

Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи. Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные
художественные музеи (выбор музеев – за учителем). Осознание значимости и увлекательности посещения музеев; посещение
знаменитого музея как событие; интерес к коллекции музея и искусству в целом.
Виды пространственных искусств: виды определяются по назначению произведений в жизни людей.
Жанры в изобразительном искусстве – в живописи, графике, скульптуре – определяются предметом изображения;
классификация и сравнение содержания произведений сходного сюжета (например, портреты, пейзажи).
Представления о произведениях крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К.
Саврасова, В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского и других.
Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости:
покой (статика), разные направления и ритмы движения (например, собрались, разбежались, догоняют, улетают). Вместо пятен
(геометрических фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков.
В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в том
числе с поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание орнаментов на
основе одного и того же элемента.
Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом графическом редакторе).
Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или
поздравительной открытки.
Редактирование фотографий в программе Picture Manager: изменение яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка,
поворот, отражение.
Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи местные (по выбору учителя).
4 КЛАСС
Модуль «Графика»
Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера изображения по мере удаления от первого плана, смягчения
цветового и тонального контрастов.
Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости
листа: бег, ходьба, сидящая и стоящая фигуры.
Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и сказаний разных народов.
10

Изображение города – тематическая графическая композиция; использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная
техника).
Модуль «Живопись»
Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).
Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет,
двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по
представлению (из выбранной культурной эпохи).
Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и
вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам.
Модуль «Скульптура»
Знакомство со скульптурными памятниками героям и защитникам Отечества, героям Великой Отечественной войны и
мемориальными комплексами. Создание эскиза памятника ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Работа с пластилином
или глиной. Выражение значительности, трагизма и победительной силы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и назначению предмета, в художественной обработке которого
он применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на
тканях, одежде, предметах быта и другие.
Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная резьба и роспись, украшение наличников и других элементов
избы, вышивка, декор головных уборов и другие.
Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы.
Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности
мужской одежды разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий.
Женский и мужской костюмы в традициях разных народов.
Своеобразие одежды разных эпох и культур.
Модуль «Архитектура»
Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её
устройство (каркасный дом); изображение традиционных жилищ.
Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации
её фасада и традиционного декора. Понимание тесной связи красоты и пользы, функционального и декоративного в архитектуре
традиционного жилого деревянного дома. Разные виды изб и надворных построек.
11

Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы, закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни
древнего города, собор как архитектурная доминанта.
Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий:
древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода.
Освоение образа и структуры архитектурного пространства древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад,
главный собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе.
Понимание значения для современных людей сохранения культурного наследия.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, А. М. Васнецова, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П.
Рябушкина, И. Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры.
Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по
выбору учителя).
Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский Кром, Казанский
кремль (и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских). Памятники русского деревянного
зодчества. Архитектурный комплекс на острове Кижи.
Художественная культура разных эпох и народов. Представления об архитектурных, декоративных и изобразительных
произведениях в культуре Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные памятники Западной Европы Средних
веков и эпохи Возрождения. Произведения предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания национальных
культур в современном мире.
Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Мемориальные
ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (и
другие по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки
схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции традиционного
крестьянского деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства. Моделирование конструкции разных видов
традиционных жилищ разных народов (например, юрта, каркасный дом, в том числе с учётом местных традиций).
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкций храмовых зданий
разных культур: каменный православный собор, готический или романский собор, пагода, мечеть.
12

Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека,
изображение различных фаз движения. Создание анимации схематического движения человека (при соответствующих технических
условиях).
Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить две фазы движения фигурки в виртуальный редактор GIFанимации и сохранить простое повторяющееся движение своего рисунка.
Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему архитектуры, декоративного и изобразительного
искусства выбранной эпохи или этнокультурных традиций народов России.
Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
-положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Коммуникативные
использовать принятые материалы социального
взаимодействия с учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту:
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных cоциальных ситуациях
-доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса:
пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-работать с учебными принадлежностями и
организовывать
учебное место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
13

свои действия
-соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные
-выделять существенные, общие и отличительные свойства
предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
-наблюдать; работать с информацией, понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по
изобразительному искусству:
Модуль «Графика».
Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги, многообразии форм детских книг, о работе
художников-иллюстраторов.
Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок обложки с соединением шрифта (текста) и
изображения, рисунок заглавной буквицы, создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте.
Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях надписи, о работе художника над шрифтовой
композицией.
Создавать практическую творческую работу – поздравительную открытку, совмещая в ней шрифт и изображение.
Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую композицию – эскиз афиши к выбранному
спектаклю или фильму.
Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица.
Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека.
Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля).
Модуль «Живопись»
Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по наблюдению натуры или по представлению.
14

Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в натюрмортах известных
отечественных художников.
Приобретать опыт создания творческой живописной работы – натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрмортаавтопортрета».
Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по представлению.
Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.
Приобрести представление о деятельности художника в театре.
Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету.
Познакомиться с работой художников по оформлению праздников.
Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на основе наблюдений, по памяти и по представлению.
Модуль «Скульптура»
Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки (или создание этого
персонажа в технике бумагопластики, по выбору учителя).
Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем
самым «одушевления образа».
Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа).
Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные промыслы гжель и хохлома.
Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду гжели и хохломы; осваивать простые
кистевые приёмы, свойственные этим промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного
художественного промысла).
Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в росписи тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на
зрительный материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте.
Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов.
Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза росписи женского платка).
Модуль «Архитектура»
Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению на тему исторических памятников или
архитектурных достопримечательностей своего города.
Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета.
15

Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм,
наполняющих городское пространство.
Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики) транспортное средство.
Выполнить творческий рисунок – создать образ своего города или села или участвовать в коллективной работе по созданию
образа своего города или села (в виде коллажа).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и эстетически относиться к иллюстрациям известных
отечественных художников детских книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена нескольких
художников детской книги.
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей,
выделять центральные по архитектуре здания и обсуждать их архитектурные особенности, приобретать представления,
аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для
жителей регионов на основе фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные памятники.
Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств: изобразительных видов искусства –
живописи, графики, скульптуры; архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника
в кино, в театре, на празднике.
Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры, определяемые предметом изображения.
Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д.
Поленова, И. К. Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях.
Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные музеи, участвовать в исследовательских квестах, в
обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий.
Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других (по выбору
учителя), приобретать представления об их произведениях.
Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему посвящены их коллекции: Государственная
Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина.
Знать, что в России много замечательных художественных музеев, иметь представление о коллекциях своих региональных
музеев.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими фигурами, инструментами традиционного
рисования.
16

Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем, например: исследования свойств ритма и построения
ритмических композиций, составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого повторения (раппорт),
экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов.
Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и пропорции; осваивать с помощью графического
редактора схематическое изменение мимики лица.
Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании, например, поздравительных открыток, афиши.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по
изобразительному искусству:
Модуль «Графика»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей практической творческой деятельности.
Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти
знания в своих рисунках.
Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и представление о красоте человека в разных культурах,
применять эти знания в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей народов разных культур.
Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры.
Модуль «Живопись»
Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны,
пейзаж, типичный для среднерусской природы).
Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать образ женщины в русском народном костюме
и образ мужчины в народном костюме.
Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета пожилого человека, детского портрета или автопортрета,
портрета персонажа (по представлению из выбранной культурной эпохи).
Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка).
Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город».
Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного панно (аппликации из индивидуальных
рисунков) на темы народных праздников (русского народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых
выражается обобщённый образ национальной культуры.
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина эскиза памятника героям Великой Отечественной войны или участие в коллективной разработке проекта
макета мемориального комплекса ко Дню Победы в Великой Отечественной войне (работа выполняется после освоения собранного
материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране в память о Великой Отечественной войне).
17

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Исследовать и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или исторических эпох
(особенности символов и стилизованных мотивов), показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде,
оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи.
Изучить и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской народной
культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для
предметов быта).
Получить представления о красоте русского народного костюма и головных женских уборов, особенностях мужской одежды
разных сословий, а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе.
Познакомиться с женским и мужским костюмами в традициях разных народов, со своеобразием одежды в разных культурах и в
разные эпохи.
Модуль «Архитектура»
Получить представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов, об их связи с окружающей природой.
Познакомиться с конструкцией избы – традиционного деревянного жилого дома – и надворных построек, уметь строить из
бумаги или изображать конструкцию избы, понимать и уметь объяснять тесную связь декора (украшений) избы с функциональным
значением тех же деталей: единство красоты и пользы. Иметь представления о конструктивных особенностях переносного жилища –
юрты.
Иметь знания, уметь объяснять и изображать традиционную конструкцию здания каменного древнерусского храма, знать
примеры наиболее значительных древнерусских соборов и где они находятся, иметь представление о красоте и конструктивных
особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города, его
архитектурном устройстве и жизни в нём людей. Знать основные конструктивные черты древнегреческого храма, уметь его
изобразить, иметь общее, целостное образное представление о древнегреческой культуре.
Иметь представление об основных характерных чертах храмовых сооружений, характерных для разных культур: готический
(романский) собор в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть, уметь изображать их.
Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для современных людей сохранения архитектурных памятников и
исторического образа своей и мировой культуры.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и традиций русской отечественной культуры (произведения
В. М. Васнецова, А. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И. Я.
Билибина и других по выбору учителя).
18

Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский
кром, Казанский кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского
деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи).
Узнавать соборы Московского Кремля, Софийский собор в Великом Новгороде, храм Покрова на Нерли.
Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве.
Знать и узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных ансамблей и уметь объяснять их особое значение в
жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской
битвы» на Мамаевом кургане, «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке, Пискарёвский мемориал в Санкт-Петербурге и
другие по выбору учителя), знать о правилах поведения при посещении мемориальных памятников.
Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других
культурах Древнего мира, в том числе Древнего Востока, уметь обсуждать эти произведения.
Узнавать, различать общий вид и представлять основные компоненты конструкции готических (романских) соборов, знать
особенности архитектурного устройства мусульманских мечетей, иметь представление об архитектурном своеобразии здания
буддийской пагоды.
Приводить примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и
других (по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью графических изображений и их варьирования в
компьютерной программе Paint: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных
изменений.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию традиционного
крестьянского деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства.
Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного дома на основе избы и традициями её
украшений.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию юрты, находить в
поисковой системе разнообразные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид юрты.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции храмовых зданий
разных культур (каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом, готический или романский
собор, пагода, мечеть).

19

Построить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе;
изобразить различные фазы движения, двигая части фигуры (при соответствующих технических условиях создать анимацию
схематического движения человека).
Освоить анимацию простого повторяющегося движения изображения в виртуальном редакторе GIF-анимации.
Освоить и проводить компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам изучаемого материала, собирая в
поисковых системах нужный материал, или на основе собственных фотографий и фотографий своих рисунков, делать шрифтовые
надписи наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить и знать.
Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные и зарубежные художественные музеи
(галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем.
Тематическое планирование
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практически
е работы

1

Введение

1

0

0

2

Искусство в твоем доме

8

0

0

3

Искусство на улицах твоего города

8

0

0

4

Художник и зрелище

7

0

0

5

Художник и музей

10

0

0

34

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

20

4 КЛАСС
Количество часов
Наименование разделов и тем
программы

№ п/п

Контрольны
е работы

Всего

Практические
работы

1

Введение

1

0

0

2

Истоки родного искусства

7

0

0

3

Древние города нашей земли

11

0

0

4

Каждый народ – художник

9

0

0

5

Искусство объединяет народы

6

0

0

34

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

1

Тема урока

Изображение, постройка,
украшения и материалы:
знакомимся с иллюстрациями и
дизайном предметов

Количество часов
Контрольны
Всего
е работы

1

0

Практические
работы

0

Дата
изучения

01.09.202
3

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1496ae
21

2

3

4

5

Твои игрушки: создаем игрушки
из подручного нехудожественного
материала и/или из
пластилина/глины
Посуда у тебя дома: изображаем
орнаменты и эскизы украшения
посуды в традициях народных
художественных промыслов
Обои и шторы у тебя дома:
создаем орнаменты для обоев и
штор
Орнаменты для обоев и штор:
создаем орнаменты в графическом
редакторе

1

0

0

08.09.202
3

1

0

0

15.09.202
3

1

0

0

22.09.202
3

1

0

0

29.09.202
3

6

Мамин платок: создаем орнамент
в квадрате

1

0

0

06.10.202
3

7

Твои книжки: создаем эскизы
обложки, заглавной буквицы и
иллюстраций к детской книге
сказок

1

0

0

13.10.202
3

8

Открытки: создаем
поздравительную открытку

1

0

0

20.10.202
3

9

Труд художника для твоего дома:
рассматриваем работы
художников над предметами быта

1

0

0

27.10.202
3

10

Памятники архитектуры:
виртуальное путешествие

1

0

0

10.11.202
3

1

0

0

11

Исторические и архитектурные
памятники: рисуем

17.11.202

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14af2c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b166
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14cd18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b2c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1494d8
https://m.edsoo.ru/8a14c0e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14929e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14c35e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b490
22

12

13

14

15

16

17

достопримечательности города
или села
Парки, скверы, бульвары: создаем
эскиз макета паркового
пространства
Ажурные ограды: проектируем
декоративные украшения в городе
Волшебные фонари: создаем
малые архитектурные формы для
города (фонари)
Витрины: создаем витрины малые архитектурные формы для
города
Удивительный транспорт: рисуем
или создаем в бумагопластике
фантастический транспорт
Труд художника на улицах твоего
города: создаем панно «Образ
моего города»

3
1

0

0

24.11.202
3

1

0

0

01.12.202
3

1

0

0

08.12.202
3

1

0

0

15.12.202
3

1

0

0

22.12.202
3

1

0

0

29.12.202
3

18

Художник в цирке: рисуем на
тему «В цирке»

1

0

0

12.01.202
4

19

Художник в театре: создаем эскиз
занавеса или декораций сцены

1

0

0

19.01.202
4

1

0

0

26.01.202
4

1

0

0

20
21

Театр кукол: создаем сказочного
персонажа из пластилина или в
бумагопластике
Маска: создаем маски сказочных
персонажей с характерным

02.02.202

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b6e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b8e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14ba1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14bd46
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a19e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a45a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a7f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14996a
23

выражением лица

4

22

Афиша и плакат: создаем эскиз
афиши к спектаклю или фильму

1

0

0

09.02.202
4

23

Праздник в городе: создаем
композицию «Праздник в городе»

1

0

0

16.02.202
4

24

Школьный карнавал: украшаем
школу, проводим выставку наших
работ

1

0

0

23.02.202
4

25

Музей в жизни города:
виртуальное путешествие

1

0

0

01.03.202
4

1

0

0

15.03.202
4

26

27

Картина – особый мир:
восприятие картин различных
жанров в музеях
Музеи искусства: участвуем в
виртуальном интерактивном
путешествии в художественные
музеи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14c71e

1

0

0

29.03.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149c3a
https://m.edsoo.ru/8a14c890

Картина-пейзаж: рисуем пейзаж,
отображаем состояние природы

1

0

0

05.04.202
4

29

Картина-портрет: рассматриваем
произведения портретистов,
сочиняем рассказы к портретам

1

0

0

12.04.202
4

30

Изображение портрета: рисуем
портрет человека красками

1

0

0

19.04.202
4

1

0

0

Картина-натюрморт: рисуем
натюрморт

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a626

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14d0d8
https://m.edsoo.ru/8a14ca48

28

31

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14982a

26.04.202

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149eb0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149abe
24

4
32

Картины исторические и бытовые:
создаем композицию
историческую или бытовую

1

0

0

03.05.202
4

33

Скульптура в музее и на улице:
лепим эскиз парковой скульптуры

1

0

0

10.05.202
4

1

0

0

17.05.202
4

34

0

0

Художественная выставка:
организуем художественную
выставку работ обучающихся
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14acca

4 КЛАСС
№
п/п

1

2
3

Тема урока

Каждый народ строит,
украшает, изображает:
рассматриваем и обсуждаем
произведения великих
художников, скульпторов,
архитекторов
Пейзаж родной земли: рисуем
пейзаж по правилам линейной
и воздушной перспективы
красками
Деревянный мир: создаем
макет избы из бумаги

Количество часов
Контрольны
Всего
е работы

1

0

Практические
работы

0

1

0

0

1

0

0

Дата
изучения

01.09.202
3

08.09.202
3
15.09.202

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14fe78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14d4ca
https://m.edsoo.ru/8a14dd4e
https://m.edsoo.ru/8a150e90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f630
25

3
4

Изображение избы: рисуем и
моделируем избу в
графическом редакторе

1

0

0

22.09.202
3

5

Деревня: создаем коллективное
панно «Деревня»

1

0

0

29.09.202
3

1

0

0

1

0

0

06.10.202
3

1

0

0

13.10.202
3

1

0

0

20.10.202
3

6

7

8

9

Красота человека: создаем
портрет русской красавицы (в
национальном костюме с
учетом этнокультурных
особенностей региона)
Красота человека: изображаем
фигуру человека в
национальном костюме
Народные праздники: создаем
панно на тему народных
праздников
Родной угол: изображаем и
моделируем башни и
крепостные стены

10

Родной край: создаем макет
«Древний город»

1

0

0

27.10.202
3

11

Древние соборы: изображаем
древнерусский храм

1

0

0

10.11.202
3

12

Города Русской земли: рисуем
древнерусский город или
историческую часть
современного города

1

0

0

17.11.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a151070
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14eafa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14ec6c
https://m.edsoo.ru/8a14ede8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14e302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14fcca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f838
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14db64

26

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Древнерусские воинызащитники: рисуем героев
былин, древних легенд, сказок
Великий Новгород:
знакомимся с памятниками
древнерусского зодчества
Псков: знакомимся с
памятниками древнерусского
зодчества
Владимир и Суздаль:
знакомимся с памятниками
древнерусского зодчества
Москва: знакомимся с
памятниками древнерусского
зодчества
Узорочье теремов: выполняем
зарисовки народных
орнаментов
Пир в теремных палатах:
выполняем творческую работу
«Пир в теремных палатах»
Страна восходящего солнца:
изображаем японский сад
Страна восходящего солнца:
изображаем японок в
национальной одежде и
создаем панно «Праздник в
Японии»
Народы гор и степей:
моделируем юрту в
графическом редакторе

1

0

0

24.11.202
3

1

0

0

01.12.202
3

1

0

0

08.12.202
3

1

0

0

15.12.202
3

1

0

0

22.12.202
3

1

0

0

29.12.202
3

1

0

0

12.01.202
4

1

0

0

19.01.202
4

1

0

0

26.01.202
4

1

0

0

02.02.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14d7b8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14ec6c
https://m.edsoo.ru/8a14e938

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f036

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f270
27

23

24

Народы гор и степей: рисуем
степной или горный пейзаж с
традиционными постройками
Города в пустыне: создаём
образ города в пустыне с его
архитектурными
особенностями

1

0

0

09.02.202
4

1

0

0

23.02.202
4

25

Древняя Эллада: изображаем
олимпийцев в графике

1

0

0

01.03.202
4

26

Древняя Эллада: создаем панно
«Олимпийские игры в Древней
Греции»

1

0

0

15.03.202
4

27

Европейские города: рисуем
площадь средневекового
города

28

29

30
31

Многообразие художественных
культур в мире: создаем
презентацию на тему
архитектуры, искусства
выбранной эпохи или
этнокультурных традиций
народов России
Материнство: изображаем
двойной портрет матери и
ребенка
Мудрость старости: создаем
живописный портрет пожилого
человека
Сопереживание: выполняем
тематическую композицию

1

0

0

29.03.202
4

1

0

0

05.04.202
4

1

0

0

12.04.202
4

1

0

0

19.04.202
4

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a151584
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a15074c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a15088c
https://m.edsoo.ru/8a14faa4
https://m.edsoo.ru/8a150a80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a151a7a
https://m.edsoo.ru/8a151318

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a15006c

26.04.202
28

32

33

34

«Сопереживание»
Герои-защитники: создаем
презентацию памятника героям
и защитникам Отечества,
героям Великой Отечественной
войны
Герои-защитники: лепим из
пластилина эскиз памятника
героям или мемориального
комплекса ко Дню Победы в
Великой Отечественной войне
Юность и надежды: создаем
живописный детский портрет

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

1

0

0

03.05.202
4

1

0

0

10.05.202
4

1

0

0

17.05.202
4

34

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a150cb0
https://m.edsoo.ru/8a14e4c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14e6b8

Список литературы
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. «Основы дефектологии» (под ред. Власовой Т.А.). М.,2015 г.
2.«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» (пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов
пед.институтов, под ред. В.В.Воронковой). М., 2015 г.
3.Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе». М.,2010 г.
4.«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» (Олигофренопедагогика.Учебное пособие для студентов
высш. и средн. учебных заведений, под ред. Б.П.Пузанова). М., 2013 г.
5. Белоусов К.А. Методическая разработка для педагогов на тему: «Методические рекомендации для педагогов и родителей по
проведению занятий ИЗО для детей с ограниченными возможностями здоровья». г.Кстово 2017.

29

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».