АРП по русскому языку 4 класс.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования Администрации Пермского края
МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад "
УТВЕРЖДЕНО
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ№87/ОД
от31.08 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с ОВЗ (ЗПР)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 классов

Васькино,2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с ЗПР
разработана на основе:

Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ.
От 29.12.2012г.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015
г. № 4/15);

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно
–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует
познавательные и социокультурные цели:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о
языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с
основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и
повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как
направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский
язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении
русского языка во многом определяют качество подготовки учащегося по другим
школьным предметам.

Направления коррекционной работы:
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности через упражнения,
ориентирование в задании при работе с тетрадями для самостоятельных работ

соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями учителя, осуществление
самоконтроля и самооценки при выполнении таких работ.
Формирование умений и навыков при списывании и записи по диктовку учителя.
Учёт темпа деятельности детей с ЗПР, готовности к усвоению нового материала.
Предупреждение психофизических перегрузок.
Создание климата психологического комфорта.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими
содержательными линиями:
•
Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова
(морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
•
Орфография и пунктуация;
•
Развитие речи;
•
Лексикография.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре
русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также
способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических
и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит
решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный
уровень учащихся как будущих членов общества.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как
направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский
язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении
русского языка во многом определяют качество подготовки учащегося по другим
школьным предметам.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных
интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от
контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к
опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной
культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.

Коррекционный курс способствует:
овладению базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и
коррекция ее недостатков;
развитию познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций;
развитию зрительно-моторной координации; формированию произвольной регуляции
деятельности и поведения;
коррекции нарушений устной и письменной речи;
обеспечению учащемуся
успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом,
повышению мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса,
при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития
обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на
уроке и в освоении программы в целом.

3. Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
Количество часов, отводимое в 4 классе на изучение предмета «Русский язык»,
составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).
4.
Описание
предмета

ценностных

ориентиров

содержания

учебного

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем,
что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным
языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка
способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального
самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь
является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики
получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах
речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, коррекционного курса
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты:
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:
—становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
—уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
—первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;

—проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
—неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:
—уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
—стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
—бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;

трудового воспитания:
—осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;

экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:
—первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира);
—познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные результаты:
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:
—сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых
единиц;
—объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
—определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
—находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
—выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;

—устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
—с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
—сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
—проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
—прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:
—выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
—согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
—распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
—соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
—анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
—понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
—признавать возможность существования разных точек зрения;
—корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
—готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
формируются регулятивные универсальные учебные действия.

у

обучающегося

Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.

—устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
—соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
—находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
—сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:
—формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
—проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
—ответственно выполнять свою часть работы;
—оценивать свой вклад в общий результат;
—выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Предметные результаты:
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского
языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения;

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры
человека;


проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);

подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам
антонимы;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение
слова по контексту;

проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род,
число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;

определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном
числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;

устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем
времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в
настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола
как части речи;


определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме:
лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать предложение, словосочетание и слово;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;

различать распространённые и нераспространённые предложения;

распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из
двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения
без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);


производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные
и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные
окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме
2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться
и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;




правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные
правила, описки;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки,
объявления и др.);

определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
опорой на тему или основную мысль;

корректировать порядок предложений и частей текста;

составлять план к заданным текстам;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;



осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной)
информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия;

уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и
электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.


Планируемые результаты освоения внутрипредметного модуля
Обучающиеся научатся:
-различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
-обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание,
повествование, рассуждение;
-составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами
описания, повествования и рассуждения;
-доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
-владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в
повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
-составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник
произведений;
-находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную
статью, извлекая необходимую информацию;
-писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
-создавать тексты по предложенному заголовку;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого лица;
-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить
в тексте смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с
исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для
самостоятельно создаваемых текстов).

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Планируемые
результаты
сформированности
социальных
(жизненных)
компетенций:
Умение адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения,
связанные с состоянием здоровья.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи.
Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса.
Умение осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей
природной и социальной действительности. Расширение и накопление знакомых и
разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы.

Планируемые результаты специальной поддержки:
Выраженное стремление усваивать новый учебный материал, проявление желания
включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
Проявление потребности делиться своими впечатлениями, задавать вопросы;
Знакомство со способами
учебно-познавательной
и предметно-практической
деятельности; овладение навыками наблюдательности;
Стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической
деятельности;
Овладение первоначальными навыками умения ставить и удерживать цель деятельности;
планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать

самоконтроль на всех этапах деятельности;
Осуществление словесного отчётао процессе
оценивание процесса и результата деятельности.

и

результатах

деятельности;

Специфические результаты:
Обучение носит элементарно - практический характер. В процессе обучения у
учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать,
группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах,
о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и
безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий
предметов, действий, признаков.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся
овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса,
восклицательного знака.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний.
Совершенствуются графические навыки.
Умение воспроизводить словесный материал близко к тексту, пользуясь планом
ответа. Проявление способностей к творческой деятельности.
Проявление
навыков
самоконтроля,
целеустремлённости
внимания;
Осуществление фонематического анализа и синтеза;
Расширение активного словаря.
Проявление потребности выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения.

6. Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Сведения о русском языке

Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.

Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам. Звукобуквенный разбор слова.

Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и
сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного
произношения слов.

Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи
фразеологизмов (простые случаи).

Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав
неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов
изученных частей речи (ознакомление).

Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье
типа ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин,
-ий; имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые

прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения
(повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного
числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов. Способы
определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение,
вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение
(повторение).

Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении
(при
помощи
смысловых
вопросов);
распространённые
и
нераспространённые предложения
(повторение изученного). Предложения с
однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация
перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение
(ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но;
бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).

Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование
орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);

безударные падежные окончания имён прилагательных;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;

наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;

безударные личные окончания глаголов;

знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов.


Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).

Содержание внутрипредметного модуля «Живое слово»
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог;
монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование
текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный
пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск
информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на
основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся
в тексте информации.

На уроках русского языка решаются как общие с образовательной школой, так и
специфические коррекционные задачи:
-Развитие фонетического слуха, функции фонематического анализа и синтеза;
-Совершенствование грамматического строя речи.
-Расширение активного словаря.
-Развитие способностей к творческой деятельности.
-Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения.
-Увеличение объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий;
-Совершенствование точности восприятий;
-Усвоение знаний, умений и навыков при помощи произвольного осознанного
запоминания;
-Формирование полноты воспроизведения словесного материала, умение пользоваться
планом ответа, составлять план ответа, воспроизводить словесный материал близко к
тексту;
-Развитие словесно – логической, образной, зрительной памяти;
-Умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования;
развивать функции фонематического анализа и синтеза;
- Совершенствование грамматического строя речи.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№

Количество
часов

Название раздела

1

Сведения о
русском языке

2

Фонетика

и

ЭОР и ЦОР

2

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

2

Электронная

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
-Установление доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации
их познавательной
деятельности;
-побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими и сверстниками,
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
-привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с получаемой
на уроке социально значимой
информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
-Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке

форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).

графика

3

Лексика

5

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

4

Состав
слова
(морфемика)

6

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых

общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими и сверстниками,
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
-привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с получаемой
на уроке социально значимой
информацией;
применение на уроке
интерактивных форм работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся;
-включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся
к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений
в классе;
-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с получаемой
на уроке социально значимой
информацией;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся;
-включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся
к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений
в классе;
-инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности обучающихся;
-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с получаемой
на уроке социально значимой
информацией;
-демонстрация обучающимся
примеров ответственного,

образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

5

Морфология

51

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

6

Синтаксис

16

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

7

Орфография
пунктуация

54

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

и

гражданского поведения,
проявления человеколюбия
и добросердечности через
подбор соответствующих
текстов;
-включение в урок игровых
процедур, с целью
поддержания мотивации
обучающихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
-инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности обучающихся;
-Применение на уроке
интерактивных форм работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся;
-включение в урок игровых
процедур, с целью
поддержания мотивации
обучающихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
-инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности обучающихся;
-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с получаемой
на уроке социально значимой
информацией;
-демонстрация обучающимся
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия
и добросердечности через
подбор соответствующих
текстов;
-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с получаемой
на уроке социально значимой
информацией;
-демонстрация обучающимся
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия
и добросердечности через
подбор соответствующих

8

Внутрипредметны
й модуль «Живое
слово» (Развитие
речи)

34

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).

Итого: 170 часов (из них 34 часа - модульных занятий)

текстов;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся;
-инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности обучающихся;
-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с получаемой
на уроке социально значимой
информацией;
-демонстрация обучающимся
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия
и добросердечности через
подбор соответствующих
текстов;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
с обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся;
-инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности обучающихся;

Номер Название раздела,
урока
номер урока в
по
разделе
порядку

Тема урока

Знакомство с учебником . Наша речь и
наш язык.
Язык и речь. Формулы вежливости.

3

Сведения о
русском языке (1)
Сведения о
русском языке (2)
Модуль №1

4

Модуль №2

5

Модуль №3

Обучающее изложение
повествовательного текста.
Анализ изложения. Типы текстов.

6
7

Орфография и
пунктуация (1)
Синтаксис (1)

8

Синтаксис (2)

9

Синтаксис (3)

10

Модуль №4

11

Синтаксис (4)

12

Орфография и
пунктуация (2)
Синтаксис (5)

1
2

13
14

Состав слова
(морфемика) (1)

15

Синтаксис (6)

16

Синтаксис (7)

17

Синтаксис (8)

18

Орфография и
пунктуация (3)

19

Орфография и
пунктуация (4)

Текст и его план

Виды и формы
контроля

Устный опрос
Практическая
работа
Фронт. и
индивид. опрос
Изложение

Фронт. и
индивид. опрос
Контрольное
Контрольное списывание №1
списывание
Слово, сочетание слов (словосочетание) Фронт. и
и предложение, осознание их сходства и индивид. опрос
различий;
Связь между словами в словосочетании Фронт. и
и предложении (при помощи
индивид. опрос
смысловых вопросов).
Виды предложений по цели
Фронт. и
высказывания и по интонации .
индивид. опрос
Диалог. Обращение.
Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Распространённые и
Фронт и
нераспространённые предложения.
индивид опрос.
Главные и второстепенные члены
предложения.
К/д.
Bходной мониторинг
Работа над ошибками. Словосочетание.
Повторение: состав изменяемых слов,
выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса.
Однородные члены предложения
(общее понятие)
Интонация перечисления в
предложениях с однородными членами.
Предложения с однородными членами
без союзов
Предложения с однородными членами с
союзами а, но, с одиночным союзом и.
Связь однородных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Проверочная
работа

Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Проверочная
работа

20

Модуль №5

21

Синтаксис (9)

22

Синтаксис (10)

23

Синтаксис (11)

24

Синтаксис (12)

25

Синтаксис (13)

26
27

Орфография и
пунктуация (5)
Синтаксис (14)

28

Модуль №6

29
30

Орфография и
пунктуация (6)
Модуль №7

31

Лексика (1)

32

Лексика (2)

33

Лексика (3)

34

Лексика (4)

35

Состав слова
(морфемика) (2)
Состав слова
(морфемика) (3)

36

37
38
39

40
41

Состав слова
(морфемика) (4)
Орфография и
пунктуация (7)
Орфография и
пунктуация (8)
Орфография и
пунктуация (9)
Орфография и

Сочинение по картине И.И. Левитана
«Золотая осень»
Работа над ошибками. Простые и
сложные предложения. Связь между
простыми предложениями в составе
сложного
Сложное предложение и предложение с
однородными членами.

Сочинение

Сложносочинённые предложения
с союзами и, а, но;
Сложносочинённые предложения
с союзами и, а, но;
Бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов)
Упражнение в написании сложных
предложений.
Обобщающий урок по теме
"Предложение"

Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Практическая
работа
Самооценка с
использованием
«Оценоч. листа»
Проект

Проект "Похвальное слово знакам
препинания"
Контрольный диктант по теме
«Предложение»
Работа над ошибками. Обучающее
изложение повествовательного текста.
Анализ изложения. Слово и его
лексическое значение. Многозначные
слова. Прямое и переносное значения
слов.
Заимствованные слова. Устаревшие
слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших
слов (простые случаи).
Фразеологизмы. Обобщение знаний о
лексических группах слов
Основа слова. Состав неизменяемых
слов.
Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Состав слова. Распознавание значимых
частей слова. Проверочная работа
Правописание гласных и согласных в
корнях слов.
Правописание гласных и согласных в
корнях слов, удвоенных согласных в
словах.
Правописание приставок и суффиксов.
Разделительные твёрдый и мягкий

Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Фронт. и
индивид. опрос

К/д
Изложение
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт и
индивид опрос.
Фронт и
индивид опрос.
Слов/д
Тестирование
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Проверочная
работа
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Самостоятельная
19

42

пунктуация (10)
Модуль №8

знаки
Обучающее изложение
повествовательного текста.
Анализ изложения. Части речи.
Морфологические признаки частей
речи.
Склонение имен существительных и
имен прилагательных.
Имя числительное. Глагол

43

Морфология (1)

44

Морфология (2)

45

Морфология (3)

46

Модуль №9

47

Морфология (4)

48

Орфография и
пунктуация (11)

49

Орфография и
пунктуация (12)

Обобщающий урок по теме "Слово в
языке и речи"

50
51

Орфография и
пунктуация (13)
Модуль №10

52

Морфология (5)

53

Морфология (6)

54

Морфология (7)

55

Морфология (8)

56

Морфология (9)

57

Морфология (10)

58

Морфология (11)

59

Модуль №11

60

Морфология (12)

Контрольный диктант по теме
«Слово в языке и речи»
Работа над ошибками. Корректирование
текстов с учётом точности,
правильности, богатства и
выразительности письменной речи.
Распознавание падежей имён
существительных.
Упражнение в распознавании
именительного, родительного,
винительного падежей неодушевленных
имен существительных.
Упражнение в распознавании
одушевленных имен существительных в
родительном и винительном падежах, в
дательном падеже.
Упражнение в распознавании имен
существительных в творительном и
предложных падежах
Повторение сведений о падежах и
приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Проверочная работа
Три склонения имён существительных
(общее представление).
1-е склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён
существительных 1-го склонения
Сочинение по картине А.А. Пластова
«Первый снег».
Анализ сочинения. Работа над

Сочинение-отзыв по картине
В.М.Васнецова «Иван-царевич на
Сером волке»
Анализ сочинения. Работа над
ошибками.
Наречие как часть речи.
Правописание наречий.

работа
Изложение
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Сочинение
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Самооценка с
использованием
«Оценоч. листа»
К/д
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Проверочная
работа
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Сочинение
Фронт. и
20

ошибками. 2-е склонение имён
существительных
Упражнение в распознавании имён
существительных 2-го склонения.

61

Морфология (13)

62

Морфология (14)

3-е склонение имён существительных

63

Морфология (15)

64

Морфология (16)

65

Модуль №12

66

Орфография и
пунктуация (14)

67

Морфология (17)

Упражнение в распознавании имён
существительных 3-го склонения
Типы склонения. Алгоритм
определения склонения имени
существительного.
Обучающее изложение
повествовательного текста.
Анализ изложения. Падежные
окончания имен существительных
единственного числа 1, 2, 3 – го
склонения. Способы проверки
безударных падежных окончаний имён
существительных
Именительный и винительный падежи.

68

Орфография и
пунктуация (15)

69

Морфология (18)

70

Орфография и
пунктуация (16)
Орфография и
пунктуация (17)
Орфография и
пунктуация (18)

71
72

73

Орфография и
пунктуация (19)

74

Орфография и
пунктуация (20)

75

Орфография и
пунктуация (21)
Орфография и
пунктуация (22)
Модуль №13

76
77
78

Орфография и
пунктуация (23)

79

Модуль № 14

Правописание окончаний имён
существительных в родительном
падеже.
Именительный, родительный и
винительный падежи одушевлённых
имён существительных.
Правописание окончаний имён
существительных в дательном падеже.
Контрольная работа за 1 полугодие
Упражнение в правописании
безударных окончаний имен
существительных в родительном и
дательном падежах.
Правописание окончаний имён
существительных в творительном
падеже
Упражнение в правописании окончаний
имен существительных в творительном
падеже
Правописание окончаний имён
существительных в предложном падеже
Правописание безударных окончаний
имен существительных во всех падежах.
Сочинение по картине В.А.Тропинина
«Кружевница»
Анализ сочинения. Работа над
ошибками. Упражнение в правописании
безударных падежных окончаний имён
существительных.
Формулирование простых выводов на

индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Практическая
работа
Изложение
Фронт. и
индивид. опрос

Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
К/д
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Сочинение
Практическая
работа
Фронт. и
21

80

Орфография и
пунктуация (24)

81

Морфология (19)

82

Морфология (20)

83

Морфология (21)

84

Орфография и
пунктуация (25)

85

Морфология (22)

86

Орфография и
пунктуация (26)

87

Орфография и
пунктуация (27)

88

Модуль №15

89
90

Модуль №16
Морфология (23)

основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации.
Контрольный диктант по теме
«Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных в единственном
числе»
Работа над ошибками. Склонение имен
существительных во множественном
числе.
Именительный падеж имён
существительных множественного
числа.
Родительный падеж имён
существительных множественного
числа.
Правописание окончаний имен
существительных множественного
числа в родительном падеже.
Родительный и винительный падежи
имен существительных множественного
числа.
Дательный, творительный, предложный
падежи имён существительных
множественного числа
Анализ изложения. Правописание
падежных окончаний имён
существительных в единственном и
множественном числе
Обобщающий урок по теме "Имя
существительное" Проверочная
работа
Работа над ошибками. Обучающее
изложение повествовательного текста.
Упр. 273
Проект «Говорите правильно»
Имя прилагательное – как часть речи.

91

Морфология (24)

Род и число имён прилагательных.

92

Морфология (25)

Склонение имён прилагательных

93

Модуль №17

94

Морфология (26)

95

Орфография и
пунктуация (28)

96

Орфография и

Сочинение на тему «Чем мне
запомнилась картина В.Серова «Мика
Морозов»
Работа над ошибками. Склонение имён
прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе.
Правописание окончаний имен
прилагательных мужского и среднего
рода в именительном падеже.
Правописание окончаний имен

индивид. опрос
К/д

Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос

Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Практическая
работа
Проверочная
работа
Изложение
Проект
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Сочинение
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
22

пунктуация (29)
97

Орфография и
пунктуация (30)

98

Морфология (27)

99

Орфография и
пунктуация (31)

100

Орфография и
пунктуация (32)

101

Модуль №18

102

Модуль №19

103

Орфография и
пунктуация (33)

104

Морфология (28)

105

Морфология (29)

106

Морфология (30)

107

Морфология (31)

108

Орфография и
пунктуация (34)

109
110

Модуль №20
Орфография и
пунктуация (35)

111

Морфология (32)

112

Модуль №21

113

Морфология (33)

114

Морфология (34)

115

Морфология (35)

прилагательных мужского и среднего
рода в родительном падеже.
Правописание окончаний имен
прилагательных мужского и среднего
рода в дательном падеже.
Именительный, винительный,
родительный падежи имён
прилагательных
Правописание окончаний имен
прилагательных мужского и среднего
рода в творительном и предложном
падежах.
Упражнение в правописании окончаний
имён прилагательных мужского и
среднего рода
Выборочное изложение описательного
текста. Упр.57
Анализ изложения. Наши проекты
«Имена прилагательные в «Сказке о
рыбаке и рыбке А.С. Пушкина»
Правописание падежных окончаний
имен прилагательных мужского и
среднего рода
Склонение имён прилагательных в
женском роде
Именительный и винительный падежи
имён прилагательных женского рода
Родительный, дательный, творительный
и предложный падежи имён
прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи
имён прилагательных женского рода
Упражнение в правописании падежных
окончаний имен прилагательных.
Проверочная работа
Изложение описательного текста.
Анализ изложения. Правописание
падежных окончаний имен
прилагательных.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Сочинение-отзыв по картине
Н.К.Рериха «Заморские гости».
.Анализ сочинения. Работа над
ошибками. Именительный и
винительный падежи имён
прилагательных множественного числа
Родительный и предложный падежи
имён прилагательных множественного
числа.
Дательный и творительный падежи

индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Самостоятельная
работа
Изложение
Проект
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Проверочная
работа
Изложение
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Сочинение
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
23

имён прилагательных множественного
числа.
Обобщающий урок по теме "Имя
прилагательное"

116

Орфография и
пунктуация (36)

117

Модуль №22

118

Морфология (36)

119
120

Орфография и
пунктуация (37)
Модуль №23

121

Морфология (37)

122

Морфология (38)

123

Морфология (39)

124

Морфология (40)

125

Модуль №24

126

Орфография и
пунктуация (38)

Изложение повествовательного текста с
элементами описания.
Изменение личных местоимений по
падежам.

127

Орфография и
пунктуация (39)

Обобщающий урок по теме
«Местоимение».

128

Модуль №25

129
130

Орфография и
пунктуация (40)
Морфология (41)

Ситуации устного и письменного
общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление)
Контрольный диктант по теме
«Местоимение»
Роль глаголов в языке

131

Морфология (42)

Изменение глаголов по временам

132

Морфология (43)

Неопределённая форма глагола

133

Морфология (44)

Изменение глаголов по временам

134

Модуль №26

135

Морфология (45)

136

Морфология (46)

Изложение повествовательного текста
по цитатному плану.
Анализ изложения. Спряжение
глаголов.
Спряжение глаголов.

137

Орфография и

2-е лицо глаголов настоящего и

Сочинение-отзыв по картине
И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Анализ сочинения. Работа над
ошибками. Обобщение по теме «Имя
прилагательное».
Контрольный диктант по теме «Имя
прилагательное».
Анализ контрольного диктанта.
Изучающее, ознакомительное чтение.
Поиск информации, заданной в тексте в
явном виде.
Местоимение как часть речи Личные
местоимения.
Изменение личных местоимений 1-го и
2-го лица по падежам
Изменение личных местоимений 3-го
лица по падежам.
Изменение личных местоимений по
падежам.

индивид. опрос
Самооценка с
использованием
«Оценоч. листа»
Сочинение
Фронт. и
индивид. опрос
К/д
Самос. работа

Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Изложение
Фронт. и
индивид. опрос
Самооценка с
использованием
«Оценоч. листа»
Фронт. и
индивид. опрос
К/д
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Изложение
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
24

пунктуация (41)
138

Модуль №27

139

Морфология (47)

140

Морфология (48)

141

Орфография и
пунктуация (42)

142

Орфография и
пунктуация (43)

143

Орфография и
пунктуация (44)

144

Морфология (49)

145

Орфография и
пунктуация (45)
Орфография и
пунктуация (46)
Модуль №28

146
147
148

Орфография и
пунктуация (47)

149

Орфография и
пунктуация (48)
Орфография и
пунктуация (49)
Орфография и
пунктуация (50)
Орфография и
пунктуация (51)
Модуль №29

150
151

будущего времени в единственном
числе
Сочинение по картине И.И.Левитана
«Весна. Большая вода».
Анализ в сочинения. Работа над
ошибками.
Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего
времени.
Ι и ΙΙ спряжение глаголов будущего
времени.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и в
будущем времени.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и в
будущем времени.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и в
будущем времени.
Возвратные глаголы.
Правописание –тся и –ться в
возвратных глаголах.
Правописание –тся и –ться в
возвратных глаголах.
Составление рассказа по серии
картинок.
Анализ сочинения. Работа над
ошибками. Правописание глаголов в
прошедшем времени.
Правописание родовых окончаний
глаголов в прошедшем времени.
Правописание безударного суффикса в
глаголах прошедшего времени
Обобщение по теме «Глагол»

155
156

Орфография и
пунктуация (52)
Модуль №30
Модуль №31

Контрольный диктант по теме
«Глагол»
Изложение повествовательного текста
по вопросам
Анализ контрольного диктанта. Работа
над ошибками.
Изложение повествовательного текста.
Анализ изложения. Язык. Речь. Текст

157

Синтаксис (15)

Предложение и словосочетание.

158

Синтаксис (16)

Предложение и словосочетание.

159

Орфография и
пунктуация (53)

Контрольное списывание №2

152
153
154

индивид. опрос
Сочинение
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Самост. работа
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Сочинение
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Фронт. и
индивид. опрос
Тестирование
К/д
Изложение
Фронт. и
индивид. опрос
Изложение
Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Фронт. и
индивид. опрос
Самост. работа
Контрольное
списывание
25

160

Лексика 5

Лексическое значение слова.

161

Орфография и
пунктуация (54)
Модуль №32

Промежуточная аттестация

162
163
164
165

Состав слова
(морфемика) (5)
Состав слова
(морфемика) (6)
Морфология (50)

Сочинение на тему «Мои впечатления
от картины И.И. Шишкина «Рожь».
Работа над ошибками. Состав слова.
Состав слова.
Части речи.

166

Фонетика и
графика (1)

Звуки и буквы.

167

Модуль №33

168

Фонетика и
графика (2)
Модуль №34
Морфология (51)

Контрольное изложение
повествовательного текста по
цитатному плану.
Анализ изложения. Звуки и буквы.

169
170

Игра «По галактике Частей Речи».
Обобщающий урок

Фронт. и
индивид. опрос
Промежуточная
аттестация
Сочинение
Фронт. и
индивид. опрос
Практическая
работа
Фронт. и
индивид. опрос
Слов./д
Фронт. и
индивид.
опрос
К/изложение
Практическая
работа
Игра
Фронт. и
индивид. опрос

Итого: 170 часов (из них 34 модульных занятия)

Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Действия по алгоритму, по инструкции
Списывание
Разнообразные виды диктантов (объяснительные, предупредительные, зрительные,
творческие, контрольные, словарные, выборочные, картинные)
Работа
с
текстом
Работа с учебником
Тестирование
Работа с таблицами и опорными схемами
Моделирование
и
конструирование
Анализ проблемных учебных ситуаций
Решение
грамматических
задач
Обучающие изложения и сочинения
Лексико-фразеологические игры
Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение
словарного запаса
Игры по морфемике и словообразованию
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
8. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Программу обеспечивают:
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 4 класс: учебник в 2 ч. – Просвещение: 2019 г.
2. О.Н.Крылова. Русский язык. 4 класс УМК Контрольные работы по русскому языку в 2 ч./
Издательство «Экзамен», 2021 г.
26

Материально-техническое обеспечение кабинета: мультимедийный проектор,
ноутбук, ксерокс, принтер

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».