МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования Администрации Пермского края
МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад "
УТВЕРЖДЕНО
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ№87/ОДот«31»
августа 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с ОВЗ (ЗПР)
учебного предмета «Технология»
3 классов
Васькино,2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы
Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология» 1-4 класс. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной
общеобразовательной программой начального общего образования МАОУ «Васькинская ООШ-детский сад». Рабочая программа
адресована учащимся 3 класса общеобразовательного учреждения. Данная рабочая программа входит в образовательную область
«Технология». Срок реализации данной программы – 1 год. На освоение предмета отводится 34ч.
Данная программа рассчитана на обучение учащихся с ОВЗ (задержка психического развития). Для данных учащихся
необходимо: - создание оптимальных условий для развития каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе; - организация
безбарьерной, развивающей предметной среды; - создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в
духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; - формирование у обучающихся позитивной, социально-направленной
учебной мотивации; - применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов,
приемов, форм организации учебной работы; - адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного
для освоения ребенком с ОВЗ; - адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов. Краткая
психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии,
проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. ЗПР относится к разряду слабовыраженных
отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности, которые
испытывают учащиеся, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Наиболее ярким
признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы - учащимся очень сложно сделать над собой волевое усилие,
заставить себя выполнить чтолибо. Нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Особенности памяти - ограничен объем памяти и
снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени
страдает вербальная память. Учащиеся значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Речевые
проблемы связаны в первую очередь с темпом ее развития. Отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в
первую очередь во время решения задач на словеснологическое мышление. В процессе школьного обучения дети с ЗПР владеют на
недостаточном уровне необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез,
обобщение, сравнение, абстрагирование). Эмоциональная сфера – наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее
выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий,
несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены
настроений и контрастных проявлений эмоций. Развитие личности - для данных учащихся характерна низкая самооценка,
неуверенность в себе. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные
реакции, 3 аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие
ожидания затруднений, боязни неудачи. Совершенствование сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев
рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики. - оптико-пространственной ориентации, - зрительномоторной координации и др. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и
узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие
слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Развитие
основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения
основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать
деятельность; - развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного
мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами,
явлениями и событиями). Развитие речи, овладение техникой речи. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение
словаря. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приѐмами поиска средств еѐ
осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами,
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной форме. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности
человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приѐмами ручной обработки материалов, освоение
правил техники безопасности.
4. Использование приобретѐнных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для
выполнения учебно- познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Ожидаемые результаты формирования
УУД к концу 3-го года обучения:
В области познавательных учебных действий школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы,
рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность еѐ использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять
способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для
их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной
или материализованной форме; выполнять символические действия 5 моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
В области регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет того, что
выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной
целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования
действий, необходимых для получения планируемых результатов. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии
позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода
практической работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.),
руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия.
Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от
характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.
В области коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой
методических приемов, предлагаемой автором учебника УМК «Перспектива». В частности, выполнение целого ряда заданий
предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое
сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно). Подавляющее большинство видов
работ направлено на формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их
излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всѐ
это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им
свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их
работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные
потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира:
архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с
обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления
изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее
представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение
человеком инженерных задач на основе изучения природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник
как устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой
тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных
ролей (руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов
обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала
(например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративно-художественным и
технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие), называние и выполнение приёмов их
рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия, выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и
построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на
внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий.
Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей
изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным
условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного
соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение
заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование
измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в
развёртку (и наоборот).
Информационно-коммуникативные технологии
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача
информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные
издания, персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение.
Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки
информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение технологии в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма,
размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов
изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том
числе Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с
поставленной задачей, действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать их причины и
искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Повторение и обобщение пройденного
во втором классе
1
0
0
2
Информационно-коммуникативные
технологии
3
0
0
3
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
(технология обработки пластических
масс, креповой бумаги
4
0
0
4
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений Фольга.
Технология обработки фольги
1
0
0
5
Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение свойства,
сферы использования
1
0
0
6
Объемные формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж развертки
6
0
0
7
Технологии обработки текстильных
материалов
4
0
0
8
Пришивание пуговиц. Ремонт одежды
3
0
0
9
Современные производства и профессии
4
0
0
10
Подвижное и неподвижное соединение
6
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
деталей из деталей наборов типа
«Конструктор». Конструирование
изделий из разных материалов
11
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
0
34
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Повторение и обобщение пройденного
во втором классе
1
0
0
05.09
2
Знакомимся с компьютером.
Назначение, основные устройства
1
0
0
12.09
3
Компьютер – твой помощник.
Запоминающие устройства – носители
информации
1
0
0
19.09
4
Работа с текстовой программой
1
0
0
26.09
5
Как работает скульптор. Скульптуры
разных времен и народов
1
0
0
03.10
6
Рельеф. Придание поверхности
фактуры и объема
1
0
0
10.10
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
7
Как работает художник-декоратор.
Материалы художника,
художественные технологии
1
0
0
17.10
8
Свойства креповой бумаги. Способы
получение объемных форм
1
0
0
24.10
9
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки фольги
1
0
0
07.11
10
Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение свойства,
сферы использования0
1
0
0
14.11
11
Плоские и объемные формы деталей и
изделий. Развертка. Чертеж развертки.
Рицовка
1
0
0
21.11
12
Плоские и объемные формы деталей и
изделий. Развертка. Чертеж развертки.
Рицовка
1
0
0
28.11
13
Развертка коробки с крышкой
1
0
0
05.12
14
[Оклеивание деталей коробки с
крышкой]]
1
0
0
12.12
15
Конструирование сложных разверток
1
0
0
19.12
16
Конструирование сложных разверток
1
0
0
26.12
17
Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое закрепление
нитки на ткани. Изготовление
швейного изделия
1
0
0
16.12
18
Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое закрепление
1
0
0
23.12
нитки на ткани. Изготовление
швейного изделия
19
Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного изделия
1
0
0
30.12
20
Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного изделия
1
0
0
06.02
21
Пришивание пуговиц. Ремонт одежды
1
0
0
13.02
22
Конструирование и изготовление
изделия (из нетканого полотна) с
отделкой пуговицей
1
0
0
20.02
23
Проект. Коллективное дидактическое
пособие для обучения счету (с
застежками на пуговицы)
1
0
0
27.02
24
История швейной машины. Способ
изготовления изделий из тонкого
трикотажа стяжкой
1
0
0
15.03
25
История швейной машины. Способ
изготовления изделий из тонкого
трикотажа стяжкой
1
0
0
12.03
26
Пришивание бусины на швейное
изделие
1
0
0
26.03
27
Пришивание бусины на швейное
изделие
1
0
0
02.04
28
Подвижное и неподвижное
соединение деталей из деталей
наборов типа «Конструктор»
1
0
0
09.04
29
Проект «Военная техника»
1
0
0
16.04
30
Конструирование макета робота
1
0
0
23.04
31
Конструирование игрушкимарионетки
1
0
0
30.04
32
Механизм устойчивого равновесия
(кукла-неваляшка)
1
0
0
07.05
33
Конструирование игрушки из носка
или перчатки
1
0
0
14.05
34
Резервный урок
1
0
0
21.05
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0