МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования Администрации Пермского края МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад " УТВЕРЖДЕНО И.о директора Сенилова Н.А. Приказ№87/ОДот«31» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся с ОВЗ (ЗПР) учебного предмета «Технология» 3 классов Васькино,2023 Пояснительная записка Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология» 1-4 класс. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой начального общего образования МАОУ «Васькинская ООШ-детский сад». Рабочая программа адресована учащимся 3 класса общеобразовательного учреждения. Данная рабочая программа входит в образовательную область «Технология». Срок реализации данной программы – 1 год. На освоение предмета отводится 34ч. Данная программа рассчитана на обучение учащихся с ОВЗ (задержка психического развития). Для данных учащихся необходимо: - создание оптимальных условий для развития каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе; - организация безбарьерной, развивающей предметной среды; - создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; - формирование у обучающихся позитивной, социально-направленной учебной мотивации; - применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы; - адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ; - адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Основные трудности, которые испытывают учащиеся, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы - учащимся очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить чтолибо. Нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Особенности памяти - ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Учащиеся значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Речевые проблемы связаны в первую очередь с темпом ее развития. Отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словеснологическое мышление. В процессе школьного обучения дети с ЗПР владеют на недостаточном уровне необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Эмоциональная сфера – наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Развитие личности - для данных учащихся характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, 3 аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Совершенствование сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики. - оптико-пространственной ориентации, - зрительномоторной координации и др. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие речи, овладение техникой речи. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приѐмами поиска средств еѐ осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приѐмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. 4. Использование приобретѐнных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения: В области познавательных учебных действий школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность еѐ использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия 5 моделирования и преобразования модели, работать с моделями. В области регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте. В области коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой методических приемов, предлагаемой автором учебника УМК «Перспектива». В частности, выполнение целого ряда заданий предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно). Подавляющее большинство видов работ направлено на формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всѐ это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Технологии, профессии и производства Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии. Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление). Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и другие). Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчинённый). Технологии ручной обработки материалов Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие), называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Конструирование и моделирование Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот). Информационно-коммуникативные технологии Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Изучение технологии в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице; определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия; восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия. Работа с информацией: анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. Коммуникативные универсальные учебные действия строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и способах создания; описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства; формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения задания. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация и самоконтроль: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. Совместная деятельность: выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам; справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы; выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Повторение и обобщение пройденного во втором классе 1 0 0 2 Информационно-коммуникативные технологии 3 0 0 3 Способы получения объемных рельефных форм и изображений (технология обработки пластических масс, креповой бумаги 4 0 0 4 Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги 1 0 0 5 Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования 1 0 0 6 Объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки 6 0 0 7 Технологии обработки текстильных материалов 4 0 0 8 Пришивание пуговиц. Ремонт одежды 3 0 0 9 Современные производства и профессии 4 0 0 10 Подвижное и неподвижное соединение 6 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы деталей из деталей наборов типа «Конструктор». Конструирование изделий из разных материалов 11 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 34 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 1 Повторение и обобщение пройденного во втором классе 1 0 0 05.09 2 Знакомимся с компьютером. Назначение, основные устройства 1 0 0 12.09 3 Компьютер – твой помощник. Запоминающие устройства – носители информации 1 0 0 19.09 4 Работа с текстовой программой 1 0 0 26.09 5 Как работает скульптор. Скульптуры разных времен и народов 1 0 0 03.10 6 Рельеф. Придание поверхности фактуры и объема 1 0 0 10.10 Электронные цифровые образовательные ресурсы 7 Как работает художник-декоратор. Материалы художника, художественные технологии 1 0 0 17.10 8 Свойства креповой бумаги. Способы получение объемных форм 1 0 0 24.10 9 Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга. Технология обработки фольги 1 0 0 07.11 10 Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы использования0 1 0 0 14.11 11 Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка 1 0 0 21.11 12 Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки. Рицовка 1 0 0 28.11 13 Развертка коробки с крышкой 1 0 0 05.12 14 [Оклеивание деталей коробки с крышкой]] 1 0 0 12.12 15 Конструирование сложных разверток 1 0 0 19.12 16 Конструирование сложных разверток 1 0 0 26.12 17 Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление нитки на ткани. Изготовление швейного изделия 1 0 0 16.12 18 Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление 1 0 0 23.12 нитки на ткани. Изготовление швейного изделия 19 Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального швейного изделия 1 0 0 30.12 20 Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального швейного изделия 1 0 0 06.02 21 Пришивание пуговиц. Ремонт одежды 1 0 0 13.02 22 Конструирование и изготовление изделия (из нетканого полотна) с отделкой пуговицей 1 0 0 20.02 23 Проект. Коллективное дидактическое пособие для обучения счету (с застежками на пуговицы) 1 0 0 27.02 24 История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа стяжкой 1 0 0 15.03 25 История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа стяжкой 1 0 0 12.03 26 Пришивание бусины на швейное изделие 1 0 0 26.03 27 Пришивание бусины на швейное изделие 1 0 0 02.04 28 Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей наборов типа «Конструктор» 1 0 0 09.04 29 Проект «Военная техника» 1 0 0 16.04 30 Конструирование макета робота 1 0 0 23.04 31 Конструирование игрушкимарионетки 1 0 0 30.04 32 Механизм устойчивого равновесия (кукла-неваляшка) 1 0 0 07.05 33 Конструирование игрушки из носка или перчатки 1 0 0 14.05 34 Резервный урок 1 0 0 21.05 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0