МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования Администрации Пермского края
МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад "
УТВЕРЖДЕНО
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ№87/ОД
от31.08 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с ОВЗ (ЗПР)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1-4 классов
Васькино,2023
1
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по литературному чтению для учащихся 1 –
4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического
здоровья составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 с изменениями
и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1598;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол от 22 декабря 2015г.
№ 4/15. Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ
http://fgosreestr.ru/node/2068);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития МАОУ «Васькинская ООШ-детский сад»;
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Приказ №1023 от 24.11.2022г.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
обучающихся с ЗПР составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Данная программа адресована учащимся 1– 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант
7.2).
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием
сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам
сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному
содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к
формированию полноценной жизненной компетенции.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из ведущих
предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно- нравственного развития обучающихся с ЗПР.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в
системе подготовки обучающегося с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение
излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В
процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры:
формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в
2
словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует
формированию общей культуры.
Приобретённые обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни.
Содержание обучения
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),
постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических
и интонационных норм
чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму
и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
3
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления других обучающихся, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или
оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий):книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть
выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев,
анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть
тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с
использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и
речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
4
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода;
деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде
назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного
высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и
научно-популярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова,
модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого
этикета в условиях внеучебного общения.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности),
пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на
вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания.
Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом
особенностей монологического высказывания.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в минисочинениях, рассказ на заданную тему.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения
современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной
литературы, доступные для восприятия обучающихся с ЗПР.
5
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по
выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,
детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи
(с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик),
сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности обучающихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении
действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
6
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых
средств устной выразительности речи;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в
обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев,
оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
формирование потребности в систематическом чтении;
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Обучение грамоте
1.1
Развитие речи
Всего
Фонетика
4
1.3
Чтение
72
Итого по разделу
80
6
2.2
Произведения о детях и для детей
9
2.3
Произведения о родной природе
6
2.5
Устное народное творчество — малые
фольклорные жанры
Произведения о братьях наших меньших
2.6
Произведения о маме
3
2.7
Фольклорные и авторские произведения о
чудесах и фантазии
4
2.4
Практические
работы
4
1.2
Раздел 2. Систематический курс
Сказка народная (фольклорная) и
2.1
литературная (авторская)
Контрольные
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
4
7
8
2.8
Библиографическая культура (работа с
детской книгой)
1
Итого по разделу
40
Резервное время
12
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
132
0
0
9
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
1
О нашей Родине
6
2
Фольклор (устное народное творчество)
16
1
3
Звуки и краски родной природы в разные
времена года (осень)
8
1
4
О детях и дружбе
12
1
5
Мир сказок
12
6
Звуки и краски родной природы в разные
времена года (зима)
12
1
7
О братьях наших меньших
18
1
8
Звуки и краски родной природы в разные
времена года (весна и лето)
18
1
9
О наших близких, о семье
13
1
10
Зарубежная литература
11
1
11
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)
2
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
8
1
136
9
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
0
10
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
О Родине и её истории
6
2
Фольклор (устное народное творчество)
16
3
Творчество И.А.Крылова
4
4
Творчество А.С.Пушкина
9
5
Картины природы в произведениях
поэтов и писателей ХIХ века
8
6
Творчество Л.Н.Толстого
10
7
Литературная сказка
9
8
Картины природы в произведениях
поэтов и писателей XX века
10
1
9
Произведения о взаимоотношениях
человека и животных
16
1
10
Произведения о детях
18
1
11
Юмористические произведения
6
https://m.edsoo.ru/7f411a40
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
11
12
Зарубежная литература
10
13
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)
4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Резервное время
10
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
8
0
12
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
1
О Родине, героические страницы истории
12
1
2
Фольклор (устное народное творчество)
11
1
3
Творчество И.А.Крылова
4
4
Творчество А.С.Пушкина
12
5
Творчество М. Ю. Лермонтова
4
6
Литературная сказка
9
7
Картины природы в творчестве поэтов и
писателей ХIХ века
7
8
Творчество Л. Н. Толстого
7
9
10
11
Картины природы в творчестве поэтов и
писателей XX века
Произведения о животных и родной
природе
Произведения о детях
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
6
https://m.edsoo.ru/7f412cec
12
1
13
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
13
12
Пьеса
5
13
Юмористические произведения
6
14
Зарубежная литература
8
15
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой
7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Резервное время
13
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
8
0
14
15
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
1
В мире книг. Книга как особый вид
искусства
2
Общее представление о первых
книгах на Руси, знакомство с
рукописными книгами
3
Ценность чтения художественной
литературы и фольклора,
осознание важности читательской
деятельности
4
Развитие речи: использование
образных слов, пословиц и
поговорок, крылатых выражений.
Книги и словари, созданные В.И.
Далем
5
Художественные особенности
волшебной сказки разного вида (о
животных, бытовые)
6
Былина как народный песенный
сказ о героическом событии.
Фольклорные особенности:
выразительность, напевность
исполнения
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
4.09
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4fda
5.09
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5142
6.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc47f96
7.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc480a4
11.09
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4aa16
12.09
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c
16
7
Характеристика главного героя
(где жил, чем занимался, какими
качествами обладал). На примере
образа Ильи Муромца
8
Описание картин природы как
способ рассказать в песне о родной
земле. Темы народных песен
9
Отражение нравственных
ценностей и правил в фольклорной
сказке. Произведения по выбору,
например, русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»
10
Осознание понятия трудолюбие на
примере народных сказок.
Произведения по выбору,
например, русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»
11
Особенности построения
(композиция) волшебной сказки:
составление плана. На примере
русской народной сказки «Иванцаревич и Серый Волк»
12
Иллюстрация как отражение
сюжета волшебной сказки
(картины В.М. Васнецова,
иллюстрации И.Я. Билибина)
1
13
Характеристика героя, волшебные
1
13.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4b420
14.09
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b10a
18.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4af70
19.09
1
20.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
21.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ae44
25.09
Библиотека ЦОК
17
помощники. На примере русской
народной сказки «Иван-царевич и
серый волк»
26.09
27.09
14
Представление в сказке народного
быта и культуры. Произведения по
выбору, например, русская
народная сказка "Сивка-бурка"
1
15
Пословицы народов России
1
16
Устное народное творчество.
Характеристика малых жанров
фольклора: потешки, небылицы,
скороговорки, считалки…
17
Загадка как жанр фольклора,
знакомство с видами загадок
18
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Фольклор
(устное народное творчество)
19
Работа с детскими книгами.
Проект: составляем словарь
устаревших слов
20
Резервный урок. Работа со
словарём: язык былины,
устаревшие слова, их место и
представление в современной
лексике. Проект "Словарь
устаревших слов"
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b10a
28.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc483ec
2.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
https://m.edsoo.ru/8bc4a610
3.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48892
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
4.10
1
https://m.edsoo.ru/8bc48ab8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
5.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc489a0
9.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc49cc4
18
21
Резервный урок. Историческая
1
10.10
Библиотека ЦОК
19
обстановка как фон создания
произведения (на примере былин)
22
23
Резервный урок. Сравнение
средств создания пейзажа в текстеописании, в изобразительном
искусстве, в произведениях
музыкального искусства XIX-XX
веков
Средства художественной
выразительности (эпитет,
сравнение, олицетворение) в
лирических произведениях поэтов
XIX-XX веков
24
Описание картин осенней природы
в стихотворении Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной…»,
«Листья»
25
Сравнение стихотворений об
осени. На примере произведений
Ф.И. Тютчева «Есть в осени
первоначальной…» и А.Н.
Майкова «Осень»
26
Олицетворение как одно из средств
выразительности лирического
произведения
27
Восприятие картин зимнего
пейзажа в стихотворениях , А.А.
Фета «Кот поёт, глаза прищуря»,
«Мама! Глянь-ка из окошка…» , И.
https://m.edsoo.ru/8bc4b542
11.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4bd94
12.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4dc98
16.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8
17.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4e24c
18.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6
19.10
1
20
С. Никитин "Встреча зимы"
28
Слова, с помощью которых поэт
описывает и оживляет природу на
примере стихотворений И. З.
Сурикова "Детство", "Зима"
29
Поэты о красоте родной природы.
На примере произведения Н.А.
Некрасова «Железная дорога»
(отрывок)
30
31
32
33
Оценка чувств и настроения,
вызываемых лирическим
произведением. На примере
произведения Н.А. Некрасова «Не
ветер бушует над бором…»
(отрывок)
Наблюдение за словами и
выражениями, с помощью которых
создаются картины зимы на
примере стихотворения И. А.
Некрасова "Не ветер бушует над
бором…"
Использование с учётом учебных
задач аппарата издания (обложка,
оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации).
Художник-иллюстратор
А.С. Пушкин – великий русский
поэт
23.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4d676
24.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4d784
25.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4d43c
26.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4d554
7.11
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f5142
8.11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6
21
34
Восприятие пейзажной лирики
1
9.11
Библиотека ЦОК
22
А.С. Пушкина: средства
художественной выразительности
(сравнение, эпитет), рифма, ритм
https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4
35
Фольклорная основа литературной
сказки А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане…»
36
Знакомство с литературной
сказкой А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане…»: приём повтора
как основа изменения сюжета
37
Характеристика положительных и
отрицательных героев, примеры
превращений и чудес в сказке А.С.
Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»
38
Наблюдение за художественными
особенностями текста сказки А.С.
Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»
39
Работа с детскими книгами. И.Я.
Билибин – иллюстратор сказок
А.С. Пушкина
40
Резервный урок. Средства
художественной выразительности
в тексте сказки А. С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…»
1
41
Роль интерьера. Иллюстрации
Билибина (описание интерьера)
1
13.11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8
14.11
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4ca64
15.11
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4
16.11
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4c80c
20.11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cc80
21.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cb68
22.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f82c
23
42
Составление устного рассказа
«Почему я люблю сказки А. С.
Пушкина»
43
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Творчество
А.С. Пушкина»
44
И. А. Крылов – великий русский
баснописец. Иносказание в его
баснях
45
Осознание особенностей басни, как
произведения-поучения, которое
помогает увидеть свои и чужие
недостатки
46
Знакомство с произведениями И.
А. Крылова. Явная и скрытая
мораль басен
47
Работа с басней И.А. Крылова
«Ворона и Лисица»: тема, мораль,
герои, особенности языка
48
Живописные полотна как
иллюстрация к лирическому
произведению: пейзаж
49
Жанровое многообразие
произведений Л.H. Толстого:
сказки, рассказы, басни, быль
50
Наблюдение за художественными
особенностями рассказа-описания
и рассказа-рассуждения на
23.11
1
https://m.edsoo.ru/8bc4c938
27.11
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e
28.11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cd98
29.11
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4d072
30.11
1
https://m.edsoo.ru/8bc4d298
4.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194
5.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50358
6.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e35a
7.12
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e684
24
примере рассказа Л.Н. Толстого
«Лебеди» и др.
51
Различение рассказчика и автора
произведения. На примере рассказа
Л.Н. Толстого «Акула»
52
Разные виды планов на примере
произведения Л. Н. Толстого
«Акула»
53
54
Различение художественного и
научно-познавательного текстов
«Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого
Анализ сюжета были «Прыжок»
Л.Н. Толстого: главные герои,
отдельные эпизоды, составление
плана
55
Выделение структурных частей
композиции (начало действия,
завязка, кульминация, развязка)
произведения Л. Н. Толстого
«Прыжок» и других по выбору
56
Осознание связи содержания
произведения с реальным
событием. На примере были
«Прыжок» Л.Н. Толстого
57
Работа с детскими книгами:
жанровое многообразие
произведений Л.Н. Толстого
11.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a
12.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e576
https://m.edsoo.ru/8bc4e972
13.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4eecc
14.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4e972
18.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4e45e
19.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4eb98
20.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ed00
25
58
Тематическая проверочная работа
1
1
21.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f066
26
по итогам раздела «Творчество
Л.Н. Толстого»
59
Работа с детскими книгами
«Литературные сказки писателей»:
составление аннотации
60
Создание образов героевживотных в литературных сказках.
На примере произведения Д. Н.
Мамина-Сибиряка «Сказка про
храброго зайца...»
61
Особенности литературной сказки
В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница»: анализ сюжета,
композиции
62
Осознание главной мысли (идеи)
сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница»
1
63
Характеристика героя сказки В.М.
Гаршина «Лягушкапутешественница», Д. Н.. МаминСибиряк "Сказка про храброго
зайца…"
1
64
Судьбы крестьянских детей в
произведениях писателей.
Произведения по выбору
1
65
Составление устного рассказа
«Моя любимая книга»
1
25.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4
26.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc514ba
27.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4f958
28.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ff70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52806
https://m.edsoo.ru/8bc52bd0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fe30
27
66
Научно-естественные сведения о
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f548
28
природе в сказке Максима
Горького «Случай с Евсейкой»
67
68
Средства художественной
выразительности (эпитет,
сравнение) в лирических
произведениях поэтов. На примере
произведения Саши Чёрного
«Воробей»
Оценка чувств и настроения,
вызываемых лирическим
произведением. На примере
произведений Саши Чёрного «Что
ты тискаешь утёнка...» и «Слон»
1
1
69
Отражение темы Родина в
произведении М.М. Пришвин
«Моя Родина»: роль и особенности
заголовка
1
70
Осознание нравственных
ценностей в произведениях о
Родине: любовь к родной стороне,
гордость за красоту и величие
своей Отчизны. Любить Родину —
значит знать её историю
1
71
Патриотическое звучание
стихотворений о Родине. На
пример произведения С.А.
Васильева «Россия»: интонация,
темп, ритм, логические ударения
1
72
Репродукции картин как
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5072c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50876
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47a6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
Библиотека ЦОК
29
иллюстрации к произведениям о
Родине
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
73
Создание образа Родины в
произведениях писателей.
Произведения по выбору,
например, И. С. Никитин «Встреча
зимы»
1
74
Раскрытие главной идеи
произведения К.Д. Ушинского
«Наше отечество»: чувство любви
к Родине, сопричастность к
прошлому и настоящему своей
страны
1
75
Представление темы «Дети на
войне» в рассказе Л. Пантелеева
«На ялике»
1
76
Составление портрета главного
героя рассказа Л.А. Кассиля
«Алексей Андреевич»
1
77
Осмысление поступков и
поведения главного героя рассказа
Л.А. Кассиля «Алексей
Андреевич»
1
78
Восприятие картин природы в
стихотворениях С. А. Есенина
"Берёза", "Черёмуха" и др.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47b72
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52ebe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53242
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53364
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5347c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc501f0
30
79
Работа со стихотворением С.А.
Есенина «Берёза»: средства
выразительности в произведении
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51096
31
80
Работа с детскими книгами о
братьях наших меньших:
написание отзыва
1
81
Животные в литературных сказках.
На примере произведения И.С.
Соколова-Микитова
«Листопадничек»
1
82
Поучительный смысл сказок о
животных. На примере
произведения И.С. СоколоваМикитова «Листопадничек»
1
83
Резервный урок. Работа с детской
книгой и справочной литературой
1
84
Отражение нравственно-этических
понятий (любовь и забота о
животных) в рассказах писателей
1
85
86
Осознание понятий верность и
преданность животных
Взаимоотношения человека и
животных – тема произведения
Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc524d2
1
1
87
Соотнесение заглавия и главной
мысли рассказа Д.Н. МаминСибиряка «Приёмыш»
1
88
Обсуждение проблемы "Что значит
любить животных?" на примере
рассказа В.Ю. Драгунского "Он
живой и светится"
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc525e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc523ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5169a
32
89
Отражение темы дружба животных
в рассказах писателей. На примере
произведения К. Г. Паустовского
«Кот-ворюга»
1
90
Характеристика героев-животных,
их портрет в рассказах писателей.
На примере рассказа К. Г.
Паустовского «Кот-ворюга»
1
91
Работа с рассказом К.Г.
Паустовского «Кот-ворюга»:
анализ композиции, составление
плана
1
92
Произведения К.Г. Паустовского о
природе и животных. Главная
мысль (идея) рассказа «Барсучий
нос»
1
93
Работа c произведением К. Г.
Паустовского "Барсучий нос":
особенности композиции,
составление плана рассказа
1
94
Особенности композиции в
рассказах о животных. На примере
рассказа Б. С. Житкова «Про
обезьяну»
1
95
Создание характеров героевживотных в рассказах писателей.
На примере рассказа Б. С. Житкова
«Про обезьяну»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc513ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51b04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51e24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51f46
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5218a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc522a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc518de
33
96
Резервный урок. Рассказы
1
Библиотека ЦОК
34
писателей-натуралистов о
заботливом и бережном отношении
человека к животным к природе
родного края
https://m.edsoo.ru/8bc519f6
97
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела
«Взаимоотношения человека и
животных»
1
98
Резервный урок. Составление
устного рассказа «Любовь и забота
о братьях наших меньших» по
изученным произведениям
1
99
Звукопись, её выразительное
значение в лирических
произведениях. Чувства,
вызываемые лирическими
произведениями. С. Я. Маршак
"Гроза днём", "Голос в лесу"
1
100
Создание картин природы в
произведениях поэтов. На примере
стихотворения И.А.Бунина
«Первый снег»
1
101
Наблюдение за описанием зимнего
пейзажа. На примере
стихотворения С.Д. Дрожжина
«Зимний день»
1
102
Работа детскими книгами. Проект
"Составление сборника стихов"
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51c12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50bbe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc504ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50e34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51294
35
103
Тематическая проверочная работа
1
1
Библиотека ЦОК
36
по итогам раздела «Картины
природы в произведениях поэтов и
писателей ХIХ – ХХ века»
https://m.edsoo.ru/8bc50aa6
104
Сравнение средств создания
пейзажа в тексте-описании, в
изобразительном искусстве, в
произведениях музыкального
искусства XX века
1
105
Выделение главной мысли (идеи) в
произведениях о детях
1
106
Работа с детскими книгами: авторы
юмористических рассказов
1
107
Нравственная оценка ситуаций,
поведения и поступков героев. На
примере произведения М.М.
Зощенко "Золотые слова"
1
108
Особенности юмористических
произведений (ирония) М. М.
Зощенко и других авторов на
выбор
1
109
Основные события сюжета
произведения А.П.Гайдара «Тимур
и его команда» (отрывки)
1
110
Роль интерьера (описание штаба) в
создании образов героев
произведения А.П. Гайдара
«Тимур и его команда» (отрывки)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50984
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52928
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3ca2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3a5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3b80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53710
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5434a
37
111
Нравственная оценка ситуаций,
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53850
38
поведения и поступков героев
произведения А.П. Гайдара
«Тимур и его команда» (отрывки)
112
Отражение в произведении важных
человеческих качеств: честности,
стойкости, ответственности. На
примере рассказа А. П. Платонов
«Цветок на земле»
1
113
Деление текста на части,
составление плана, выявление
главной мысли (идеи). На примере
рассказа А. П. Платонов «Цветок
на земле»
1
114
Особенности внешнего вида и
характера героя-ребёнка. А. П.
Платонов «Цветок на земле»
1
115
Особенности юмористических
произведений Н.Н.Носова и других
авторов на выбор
1
116
Комичность как основа сюжета
рассказов Н.Н.Носова и других
авторов на выбор
1
117
Характеристика героя
«Денискиных рассказов» В.Ю.
Драгунского
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53a12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53bca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc541a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3db0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3ed2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc544a8
39
118
Средства выразительности текста
юмористического содержания:
преувеличение. На примере
произведений В.Ю. Драгунского
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3630
40
119
Составление юмористического
рассказа
1
120
Составление устного рассказа
«Мой любимый детский писатель»
на примере изученных
произведений
1
121
122
123
124
Работа с книгами о детях:
написание отзыва
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Произведения о
детях»
Работа с книгами о детях:
составление аннотации
Расширение знаний о писателях,
как переводчиках зарубежной
литературы. На примере переводов
С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и
др.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3928
Библиотека ЦОК
1
1
1
1
125
Волшебные предметы и
помощники в литературных
сказках Ш. Перро
1
126
Особенности литературных сказок
Х.-К. Андерсена (сюжет, язык,
герои) на примере сказки "Гадкий
утёнок"
1
127
Особенности литературных сказок:
раскрытие главной мысли,
композиция, герои. На примере
1
https://m.edsoo.ru/8bc52a40
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52fd6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f430a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4422
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f41de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4d8c
41
сказки Х.-К. Андерсена "Гадкий
утёнок"
128
Взаимоотношения человека и
животных в рассказах зарубежных
писателей. На примере рассказа
Джека Лондона «Бурый волк»
1
129
Деление текста на части,
составление плана, выявление
главной мысли (идеи) рассказа
Джека Лондона «Бурый волк»
1
130
Средства создания образов героевживотных в рассказах зарубежных
писателей. На примере рассказа
Э.Сетон-Томпсона «Чинк»
1
131
Осознание нравственно-этических
понятий: верность и преданность
животных. На примере рассказа
Э.Сетон-Томпсона «Чинк»
1
132
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Зарубежная
литература»
1
133
Составление устного рассказа
«Мой любимый детский писатель»
на примере изученных
произведений
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f488c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4544
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4666
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4774
1
42
134
Резервный урок.Осознание
важности читательской
деятельности. Работа со
стихотворением Б.Заходера «Что
1
43
такое стихи»
135
Резервный урок. Проверочная
работа по итогам изученного в 3
классе
1
136
Резервный урок. Летнее чтение.
Выбор книг на основе
рекомендательного списка и
тематического каталога
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
136
1
8
0
44
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
1
Разнообразие малых жанров
фольклора (назначение, сравнение,
классификация)
2
Проявление народной культуры в
разнообразных видах фольклора:
словесном, музыкальном,
обрядовом (календарном)
3
Образы русских богатырей: где
жил, чем занимался, какими
качествами обладал. На примере
былины «Ильины три поездочки»
4
Герой былины - защитник страны.
На примере былины "Ильины три
поездочки"
5
Резервный урок. Средства
художественной выразительности в
былине: устойчивые выражения,
повторы, гипербола, устаревшие
слова
6
Отражение народной былинной
темы в творчестве художника В.
М.Васнецова
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
4.09
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f67cc
5.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f6952
6.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f6d1c
7.09
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f783e
11.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f6e34
12.09
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6f38
https://m.edsoo.ru/f29f70aa
45
7
Резервный урок. Летопись «И
повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда». Знакомство с
произведением А. С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»
8
Путешествие героя как основа
композиции волшебной сказки. На
примере русской народной сказки
"Волшебное кольцо"
9
10
Образ Александра Невского в
произведении С.Т.Романовского
«Ледовое побоище». Страницы
истории России, великие люди и
события. На примере Житие
Сергия Радонежского
Представление в сказке народного
быта и культуры: сказки о
животных, бытовые, волшебные
13.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f5afc
14.09
1
18.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f62e0
19.09
1
11
Характеристика героев волшебной
сказки: чем занимались, какими
качествами обладают. На примере
русской народной сказки
"Волшебное кольцо"
12
Сравнение фольклорных
произведений разных народов:
тема, герои, сюжет. Представление
в сказке нравственных ценностей,
быта и культуры народов мира
1
13
Отражение нравственных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f76cc
20.09
1
21.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6ace
25.09
Библиотека ЦОК
46
ценностей на примере
фольклорных сказок народов
России и мира
14
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Фольклор –
народная мудрость»
15
Резервный урок.Работа с детскими
книгами на тему: «Фольклор
(устное народное творчество)»:
собиратели фольклора (А.Н.
Афанасьев, В.И. Даль)
16
Составление устного рассказа
«Моё любимое произведение А.С.
Пушкина»
17
Составление выставки
«Произведения А.С. Пушкина».
Написание аннотации к книгам на
выставке
18
Оценка настроения и чувств,
вызываемых лирическим
произведением А.С. Пушкина. На
примере стихотворения «Няне»
19
Картины осени в лирических
произведениях А.С. Пушкина:
сравнения, эпитет, олицетворения
https://m.edsoo.ru/f29f6c04
26.09
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7956
27.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f6ace
28.09
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0bdc0
2.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f2a0aa06
3.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f2a0a36c
4.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7a78
47
20
Восприятие пейзажной лирики А.С.
Пушкина: средства
художественной выразительности в
стихотворении «Зимняя дорога» и
5.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7ba4
48
других его произведениях
21
Сравнение стихотворения А. С.
Пушкина с репродукцией картины.
На примере стихотворения "Туча"
и репродукции картины И. И.
Левитана «Вечерний звон»
22
Знакомство с литературной сказкой
А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»:
сюжет произведения
23
Характеристика положительных и
отрицательных героев, волшебные
помощники в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях»
24
Наблюдение за художественными
особенностями текста, языком
авторской сказки А.С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях»
25
Фольклорная основа литературной
сказки А.С. Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях»
26
Сходство фольклорных и
литературных произведений А.С.
Пушкина, В.А. Жуковского по
тематике, художественным образам
(«бродячие» сюжеты)
9.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f2a0a7f4
10.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f7cbc
11.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f8284
https://m.edsoo.ru/f29f85c2
12.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f8478
16.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f7e42
17.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f86d0
49
27
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Творчество
А.С. Пушкина»
28
Составление сообщения о М. Ю.
Лермонтове. Строфа как элемент
композиции стихотворения М.Ю.
Лермонтова «Парус»
29
Работа со стихотворением М.Ю.
Лермонтова «Утёс»:
характеристика средств
художественной выразительности
30
Наблюдение за художественными
особенностями лирических
произведений М.Ю. Лермонтова.
Стихотворения о Кавказе
31
Патриотическое звучание
стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Москва, Москва! …Люблю тебя
как сын…»: метафора как
«свёрнутое» сравнение
32
33
Творчество Л.Н. Толстого –
великого русского писателя
Общее представление о повести
как эпическом жанре. Знакомство с
отрывками из повести
Л.Н.Толстого «Детство»
18.10
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f890a
19.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f9418
23.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f9558
24.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f9710
25.10
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f983c
26.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa66a
7.11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa7a0
50
34
Чтение научно-познавательных
рассказов Л.Н.Толстого. Примеры
текста-рассуждения в рассказе
8.11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa8ae
51
«Черепаха» и в повести Л.Н.
Толстого "Детство"
35
Анализ художественных рассказов
Л.Н.Толстого. Особенности
художественного текста-описания
на примере рассказа «Русак»и
отрывков из повести Л. Толстого
"Детство". Составление цитатного
плана
36
Роль портрета, интерьера в
создании образа героя повести
«Детство»
1
37
Басни Л.Н.Толстого: выделение
жанровых особенностей
1
38
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Жанровое
многообразие творчества Л.Н.
Толстого»
39
Резервный урок. Подготовка
выставки книг Л. Толстого.
Подготовка сообщения о книгах Л.
Толстого (сказки, рассказы, были,
басни)
40
Взаимоотношения со сверстниками
– тема рассказа А.П. Чехова
«Мальчики»
1
41
Образы героев-детей в рассказе
А.П. Чехова «Мальчики»
1
9.11
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29faa20
13.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fab56
14.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fac6e
15.11
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29fad7c
16.11
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f2a0a5e2
20.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd662
21.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fdb80
52
42
Соотнесение заглавия и главной
мысли рассказа А.П. Чехова
«Мальчики»
1
43
Осознание ценности чтения для
учёбы и жизни
1
44
Поэты о красоте родной природы:
анализ авторских приёмов создания
художественного образа
45
Составление устного рассказа по
репродукции картины на основе
изученных произведений
46
Описание явления природы в
стихотворении В.А. Жуковский
«Загадка»: приёмы создания
художественного образа
47
Сравнение образа радуги в
стихотворениях В.А. Жуковского
«Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как
неожиданно и ярко»
48
Восприятие картин природы в
стихотворении А.А. Фета
«Весенний дождь» и других его
стихотворений
49
Авторские приёмы создания
художественного образа в
стихотворении Е.А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух чист»..»
22.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fdcc0
23.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a6f0
27.11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9b34
28.11
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa21e
29.11
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29fa002
30.11
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f9ee0
4.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29fa11a
5.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9c42
53
50
Резервный урок. Анализ
1
6.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9d82
54
настроения в стихотворении
51
Выразительность поэтической речи
стихотворения И.С. Никитина «В
синем небе плывут над полями…»
и другие на выбор
52
Анализ чувств и настроения,
создаваемых лирическим
произведением. На примере
произведения А.А. Прокофьева
"Люблю берёзу русскую..."
53
Образное изображение осени в
стихотворении И.А. Бунина
«Листопад»
54
Средства создания речевой
выразительности в стихотворения
К.Д. Бальмонта. На примере
стихотворения "Камыши"
55
Резервный урок. Составление
текста-рассуждения на тему «Зачем
нужна поэзия современному
человеку»
56
Темы лирических произведений
А.А. Блока. На примере
стихотворения «Рождество»
57
Составление устного рассказа по
репродукции картины на основе
изученных лирических
произведений
7.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29faec6
11.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29fb682
12.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb420
13.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29fb556
14.12
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29fb7e0
18.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb8f8
19.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0afd8
55
58
Резервный урок. Читательский
дневник (правила оформления)
59
Характеристика героя
литературной сказки. На примере
сказки В. Ф. Одоевского «Городок
в табакерке»
60
61
62
63
Народные образы героев сказа
П.П.Бажова «Серебряное копытце»
Наблюдение за художественными
особенностями, языком сказа
П.П.Бажова «Серебряное копытце»
Иллюстрации как отражение
сюжета сказов П.П.Бажова
Литературная сказка П.П.Ершова
«Конёк-Горбунок»: сюжет и
построение (композиция) сказки
20.12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0b1c2
21.12
1
25.12
1
26.12
1
27.12
1
28.12
1
64
Речевые особенности (сказочные
формулы, повторы, постоянные
эпитеты) сказки П.П.Ершова
«Конёк-Горбунок»
1
65
Литературная сказка С.Т. Аксакова
"Аленький цветочек" (сюжет,
композиция, герои)
1
66
Фольклорная основа литературной
сказки С.Т. Аксакова "Аленький
цветочек". Сочинение по сказке
1
67
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Литературная
1
1
56
сказка»
68
Расширение круга детского чтения.
Знакомство с авторами
юмористических произведений
1
69
Средства создания комического в
произведениях Н.Н.Носова и
других авторов на выбор
1
70
Знакомство с экранизацией
произведений юмористических
произведений. На примере
экранизации "Сказки о потерянном
времени" Е. Л. Шварца (1964 г.)
1
71
Резервный урок. Работа с детскими
книгами "Произведения В. Ю.
Драгунского"
1
72
Герой юмористических
произведений В.Ю.Драгунского.
Средства создания
юмористического содержания
1
73
Средства выразительности текста
юмористического содержания:
гипербола. На примере рассказа
В.Ю. Драгунского «Главные реки»
1
74
Знакомство с пьесой как жанром
литературы. Как подготовить
произведение к постановке в
театре?
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fef08
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff336
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff44e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe36e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08300
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe256
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fecba
57
75
Создание ремарок (их назначение и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29feb52
58
содержание) на основе анализа
характера героев произведения. На
примере рассказа В.Ю.
Драгунского "Главные реки"
76
Создание реквизита для
инсценивроания произведения.
Подготовка пригласительных
билетов и афишы на примере
рассказа В.Ю. Драгунского
"Главные реки"
1
77
Пьеса и сказка: драматическое и
эпическое произведения, их
структурные и жанровые
особенности
1
78
Работа с пьесой-сказкой С.Я.
Маршака «Двенадцать месяцев»
1
79
Характеристика героев
юмористических произведений. На
примере рассказа Л. Д. Каминского
"Автопортрет"
1
80
Резервный урок. Знакомство с
детскими журналами:«Весёлые
картинки», «Мурзилка» и другие.
Сочинение весёлой истории
1
81
Приёмы раскрытия главной мысли
рассказа. На примере произведения
Б. С. Житкова "Как я ловил
человечков"
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe9ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe7c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe8dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fede6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0b906
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff214
59
82
Работа с рассказом К.Г.
1
Библиотека ЦОК
60
Паустовского «Корзина с еловыми
шишками»
https://m.edsoo.ru/f29fba1a
83
Особенности художественного
текста-описания: пейзаж, портрет
героя, интерьер на примере
рассказа К.Г. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками»
1
84
Отличие автора от героя и
рассказчика на примере рассказов
М.М. Зощенко «О Лёньке и
Миньке»
1
85
Отражение нравственно-этических
понятий в рассказах М.М. Зощенко
«О Лёньке и Миньке». На примере
рассказа "Ёлка"
1
86
Знакомство с отрывками из повести
Н.Г. Гарин-Михайловского
«Детство Тёмы» (отдельные
главы): основные события сюжета
1
87
Словесный портрет героя повести
Н.Г. Гарин-Михайловского
«Детство Тёмы» (отдельнеы главы)
1
88
Осмысление поступков и
поведения главного героя повести
Н.Г. Гарин-Михайловского
«Детство Тёмы» (отдельные главы)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fbb28
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd43c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe6ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd216
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd31a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd554
61
89
Темы лирических произведений.
На примере стихотворений М.И.
Цветаевой "Наши царства", "Бежит
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a4b6
62
тропинка с бугорка…"
90
Резервный урок. Выразительность
поэтических картин родной
природы. На примере
стихотворения И.А. Бунина
«Детство»
1
91
Любовь к природе и родному краю
– тема произведений поэтов. На
примере стихотворений С.А.
Есенина
1
92
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Произведения о
детях и для детей»
1
93
Составление устного рассказа
«Герой, который мне больше всего
запомнился»
1
94
95
Книга как источник информации.
Виды информации в книге
Человек и животные – тема многих
произведений писателей
1
1
96
Писатели – авторы произведений о
животных: выставка книг
1
97
Наблюдательность писателей,
выражающаяся в описании жизни
животных. На примере рассказа
А.И. Куприна «Скворцы»
1
98
Раскрытие темы о бережном
отношении человека к природе
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc1b8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09dd6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe12a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c34c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c234
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fbf6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc0aa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc5f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc7bc
63
родного края
99
Особенности художественного
описания родной природы. На
примере рассказа В.П.Астафьева
«Весенний остров»
1
100
Отражение темы «Материнская
любовь» в рассказе В.П. Астафьева
«Капалуха» и стихотворении
С.Есенина «Лебёдушка»
1
101
Образ автора в рассказе В.П.
Астафьев «Капалуха»
1
102
М.М. Пришвин - певец русской
природы. Чтение произведения
М.М. Пришвина «Выскочка»
1
103
Авторское мастерство создания
образов героев-животных. На
примере произведения Максима
Горького "Воробьишка"
1
104
Человек и его отношения с
животными. Обсуждение в классе
темы "Что такое
самопожертвование"
1
105
Развитие речи: озаглавливание
частей. На примере произведения
В. П. Астафьева «Стрижонок
Скрип»
1
106
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «Произведения о
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fcd02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fce92
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd0f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc30c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc4c4
1
64
животных и родной природе»
107
108
109
110
111
112
113
Резервный урок. Работа с детскими
книгами на тему: «Книги о Родине
и её истории»: типы книг
(изданий). Презентация книги,
прочитанной самостоятельно
Составление устного рассказа "Моя
любимая книга"
Проявление любви к родной земле
в литературе народов России. На
примере стихотворных и
прозаических произведениях
писателей и поэтов XIX и XX веков
Образ родной земли в
стихотворении С.Д.Дрожжина
«Родине»
Раскрытие главной идеи
произведения А.Т. Твардовского
«О Родине большой и малой»
(отрывок): чувство любви к своей
стране и малой родине
Характеристика народной
исторической песни: темы, образы,
герои
Осознание понятий поступок,
подвиг на примере произведений о
Великой Отечественной войне
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0bee2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c45a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5282
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f539a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f54c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f55de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f56ec
65
114
Наблюдение за художественными
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5c50
66
особенностями текста авторской
песни. Знакомство с песнями на
тему Великой Отечественной
войны
115
Тема героического прошлого
России в произведениях
литературы. На примере
"Солдатской песни" Ф. Н. Глинки
1
116
Составление устного рассказа
«Защитник Отечества» по
изученным произведениям
1
117
Тематическая проверочная работа
по итогам раздела «О Родине,
героические страницы истории»
1
118
Патриотическое звучание
произведений о Родине, о славных
и героических страницах истории
России
1
119
Книги о приключениях и
фантастике
1
120
Зарубежные писатели-сказочники:
раскрытие главной мысли и
особенности композиции
1
121
Особенности басни как лироэпического жанра. Басни
стихотворные и прозаические
1
122
Сравнение басен: темы и герои,
особенности языка. На примере
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f60a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f61c8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5e94
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5d7c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fded2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a087e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8eb4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8ff4
67
басен Крылов И.А. «Стрекоза и
муравей», И.И. Хемницера
«Стрекоза», Л.Н. Толстого
«Стрекоза и муравьи»
123
Аллегория и ирония как
характеристика героев басен. На
примере басни И.А. Крылова
«Мартышка и очки»
1
124
Работа с баснями И.А. Крылова.
Инсценирование их сюжета
1
125
Язык басен И.А. Крылова:
пословицы, поговорки, крылатые
выражения
1
126
127
128
Особенности сюжета
«Путешествия Гулливера»
Джонатана Свифта (отдельные
главы)
Характеристика главного героя
«Путешествия Гулливера»
Джонатана Свифта (отдельные
главы)
Особенности построения
(композиция) литературной сказки:
составление плана. Х. К. Андерсен
"Русалочка"
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f91d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9300
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9300
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08986
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08b2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08cb0
68
129
Средства художественной
выразительности в литературной
сказке. Х. К. Андерсен "Дикие
лебеди"
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09372
69
130
Описание героя в произведении
Марк Твена «Том Сойер»
(отдельные главы)
1
131
Анализ отдельных эпизодов
произведения Марк Твена «Том
Сойер» (отдельные главы):
средства создания комического.
Написание отзыва
1
132
Книги зарубежных писателей
1
133
Работа со словарём: поиск
необходимой информации
1
134
Знакомство с современными
изданиями периодической печати.
Золотой фонд детской литературы.
В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и
другие - авторы детских журналов
1
135
Резервный урок. Проверочная
работа по итогам изученного в 4
классе
1
136
Резервный урок. Рекомендации по
летнему чтению. Правила читателя
и способы выбора книги
(тематический, систематический
каталог)
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
136
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09502
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09674
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a097d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0b348
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c7c0
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f2a0c8ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c9fa
8
0
70
71
72