АРП по технологии. 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования Администрации Пермского края
МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад "

УТВЕРЖДЕНО
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ№87/ОД от «31»
августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с ОВЗ (ЗПР)
учебного предмета «Технология»»
для обучающихся 4 классов

Васькино, 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по технологии для обучающегося 4 класса
составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, адаптированной образовательной
программы образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ФАООП для обучающихся с ЗПР, утвержденной приказом Министерства просвещения
РФ от 24 ноября 2022 года №1025), Федеральной программой воспитания (одобрена
решением ФУМО от 02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования.
Изучение предмета «Технология» представляет значительные трудности для
обучающихся с ЗПР в силу их психофизических особенностей:
незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям инициации волевых
усилий при начале работы над изделием;
отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения затрудняет
процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном действии;
недостаточное развитие восприятия является основой возникновения трудностей при
выделении существенных (главных) признаках объектов, построении целостного
образа, сложностям узнавания известных предметов в незнакомом ракурсе;
импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа,
целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят к низкому качеству
получаемого изделия, недовольству полученным результатом;
нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной двигательной и речевой
активностью, влечет за собой
сложности понимания технологии работы с тем или иным материалом;
медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и
упражнений для их закрепления.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов;
основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются
таким образом, чтобы обучающиеся с ЗПР смогли опознать их, опираясь на
существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие
представления. Ряд сведений познается обучающимися с ЗПР в результате практической
деятельности.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей,
что также способствует лучшему усвоению образовательной программы обучающимися с
ЗПР.
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметнопрактическая
деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального,
а также духовного и нравственного развития обучающихся с ЗПР младшего школьного
возраста.
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с ЗПР,
формирование у них конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений, представленных в содержании
учебного предмета.
Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы
приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности
как важной части общей культуры человека;
2

становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром
природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных
производствах и профессиях;
формирование основ чертѐжно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертѐж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений.
Воспитательные задачи:
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отражѐнных в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, мотивации
успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение
правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Коррекционно-развивающее значение учебного предмета «Технология»
Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально-типологическими
различиями, которые проявляются устойчивостью учебных затруднений (из-за
дефицита познавательных способностей), мотивационно-поведенческими
особенностями, степенью проявления дисфункций
(нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации
и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение
индивидуального подхода к обучающимся.
На уроках технологии для всех обучающихся с ЗПР необходимо:
при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой
детали;
выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно
изготовить за одно занятие;
осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и
пресыщения;
трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметноинструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения
указанным действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата
(глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора
деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность
пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены
моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция
мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих
дисфункций не только от учителя, но и от других специалистов психологопедагогического сопровождения.
Психокоррекционная направленность учебного предмета «Технология» заключается в
расширении и уточнении представлений обучающихся с ЗПР об окружающей
предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных
заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру.
Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно
3

включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и
совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из
важнейших психологических новообразований младшего школьного возраста.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие
восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах
предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования.
Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию,
обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения,
геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Технология» входит
в предметную область «Технология» и является обязательным для изучения. Общее число
часов, рекомендованных для изучения технологии в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в
развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических
материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань,
пенопласт и другие).
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на
окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров.
Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление
изделий с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание,
шитьё, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или
собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений).
Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала,
изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания
конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства.
Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических
задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в
соответствии с дополнительными (изменёнными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с
замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов
разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью
чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах
тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей
4

использования. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор
текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции
изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным.
Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и другие), её назначение (соединение
и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков
(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки
изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен.
Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их
обработки в сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов «Конструктор» по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск
оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на
всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении
индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы
робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота.
Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота.
Преобразование конструкции робота. Презентация робота.
Информационно-коммуникативные технологии
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной,
предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами.
Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ,
использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое.
Создание презентаций в программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение технологии в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах
на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;

5

конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных
обозначений и по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических
операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку,
отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии,
вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов
(изделий) с учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные
и второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов
работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и
проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и
доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать своё
отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской
Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе
с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в
жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления
праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебнопознавательной деятельности;
6

планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и
выполнять её в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их
результатами прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого
результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинённого, осуществлять
продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в
доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других
обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих
достижений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по технологии:
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о
творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и
искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую
работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел,
при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия
по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов
(например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные
способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали
освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать
простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический
рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению
конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с
изменением функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием
изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета
шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word, Power Point;
7

решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел,
осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения,
аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности,
предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей,
договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу
в общем процессе.
Тематическое планирование
Количество часов
№
Наименование разделов и
Контр.
Практ.рабо
Эле.
п/п
тем программы
Всего
работы
ты
обр.рес.
Повторение и обобщение
1
изученного в третьем классе
Информационно2
3
коммуникативные технологии
Конструирование
3
5
робототехнических моделей
Конструирование сложных
4
5
изделий из бумаги и картона
Конструирование объемных
5
3
изделий из разверток
Интерьеры разных времен.
6
3
Декор интерьера
7
Синтетические материалы
5
История одежды и
8
5
текстильных материалов
Подвижные способы
9
соединения деталей
3
усложненных конструкций
10
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0
0

0

0
34

8

Поурочное планирование

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

16
17
18
19
20

Тема урока

Повторение и обобщение
изученного в третьем классе
Информация. Интернет
Графический редактор
Проектное задание по истории
развития техники
Робототехника. Виды роботов
Конструирование робота.
Преобразование конструкции
робота
Электронные устройства.
Контроллер, двигатель
Программирование робота
Испытания и презентация
робота
Конструирование сложной
открытки
Конструирование папкифутляра
Конструирование альбома
(например, альбом класса)
Конструирование объемного
изделия военной тематики
Конструирование объемного
изделия – подарок женщине,
девочке
Изменение форм деталей
объемных изделий. Изменение
размеров деталей развертки
(упаковки)
Построение развертки с
помощью линейки и циркуля
(пирамида)
Развертка многогранной
пирамиды циркулем
Декор интерьера.
Художественная техника
декупаж
Природные мотивы в декоре
интерьера
Конструирование и

Количество часов
Контр.и
Всего
практ.
работы

Дата
проведени
я

1

0

05.09

1
1

0
0

12.09
19.09

1

0

26.09

1

0

03.10

1

0

10.10

1

0

17.10

1

0

24.10

1

0

07.11

1

0

14.11

1

0

21.11

1

0

28.11

1

0

05.12

1

0

12.12

1

0

19.12

1

0

26.12

1

0

16.12

1

0

23.12

1

0

30.12

1

0

06.02

Эле. обр.рес.

9

21
22
23
24
25
26
27

28

29

30

31

32
33
34

моделирование изделий из
различных материалов.
Подвижное соединение деталей
на проволоку (толстую нитку)
Полимеры. Виды полимерных
материалов, их свойства
Технология обработки
полимерных материалов (на
выбор, например)
Конструирование сложных
форм из пластиковых трубочек
Конструирование объемных
геометрических конструкций из
разных материалов
Синтетические ткани. Их
свойства
Мода, одежда и ткани разных
времен. Ткани натурального и
искусственного происхождения
Способ драпировки тканей.
Исторический костюм
Одежда народов России.
Составные части костюмов и
платьев, их конструктивные и
декоративные особенности
Строчка крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде
Строчка крестообразного
стежка. Строчка
петлеобразного
стежка.Аксессуары в одежде
Конструкция «пружина» из
полос картона или
металлических деталей наборов
типа «Конструктор»
Качающиеся конструкции
Конструкции со сдвижной
деталью
Резервный урок
Итого

1

0

13.02

1

0

20.02

1

0

27.02

1

0

15.03

1

0

12.03

1

0

26.03

1

0

02.04

1

0

09.04

1

0

16.04

1

0

23.04

1

0

30.04

1

0

07.05

1

0

14.05

1
34

0

21.05

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».