АРП по русскому языку 3 класс.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования Администрации Пермского края
МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад "
УТВЕРЖДЕНО
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ№87/ОД
от31.08 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с ОВЗ (ЗПР)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 3 классов

Васькино,2023
1

2

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса с
задержкой психического развития разработана в соответствии со следующими
документами:
– статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья»;
– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
– приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего
образования (ФАОП НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
– адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ
«Васькинская ООШ-детский сад» ;
– рабочая программа воспитания «Васькинская ООШ-детский сад».
Адаптированная рабочая программа по русскому языку адресована обучающимся с
задержкой психического развития общеобразовательного 3 класса МАОУ«Васькинская
ООШ-детский сад».
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает цензовое образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у
обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции
недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении
содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на
последующей ступени основного общего образования.
Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
3

неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Коррекционная направленность адаптированной рабочей программы по русскому
языку заключается в создании оптимальных психолого-педагогических условий для
обеспечения коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся с задержкой
психического развития и оказания им помощи в освоении основной образовательной
программы начального общего образования.
Образовательный процесс построен на:
– усилении практической направленности изучаемого материала;
– выделении сущностных признаков изучаемых явлений;
– опоре на жизненный опыт обучающегося;
– опоре на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в
рамках одного предмета, так и между предметами;
– соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и
достаточности;
–

введение

в

содержание

учебных

программ

коррекционных

разделов,

предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний
и умений обучающихся, формирование школьно-значимых функций, необходимых для
решения учебных задач.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
– гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности обучающегося,
учѐт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со
сверстниками и взрослыми;
– педагогической целесообразности: интеграция усилий педагога и родителей.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как
через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
4

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами
и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики

психических

процессов

обучающихся

с

ЗПР

(быстрой

истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
увеличение сроков освоения АООП НОО ОВЗ до 5 лет;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, использования соответствующих
методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков

обучающимися

с

ЗПР

(«пошаговом»

предъявлении

материала,

дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
обеспечение

непрерывного

деятельности

контроля

обучающегося,

за

становлением

продолжающегося

до

учебно-познавательной
достижения

уровня,

позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
5

комплексное сопровождение, включающее специальную психо-коррекционную помощь,
направленную

на

компенсацию

формирование

осознанной

дефицитов

саморегуляции

эмоционального

познавательной

развития

и

деятельности

и

поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных
контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Для обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо соблюдать
следующие условия обучения:
1.

Соответствие

темпа,

объема

и

сложности

учебной

программы

реальным

познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы,
уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать
учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся
с учетом его индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и
принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального
комфорта.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом
особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для
варианта 7.2 образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах
пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам
обучения и в календарно-тематическом планировании.
6

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений
и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи
учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому
творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность
для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового
анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания,
недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:


формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;



формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;



уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;



развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать
целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики,
внятности и выразительности речи);



формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;



формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений
языка);



удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;



способствовать

совершенствованию

познавательной

деятельности

и

речевой

коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с
ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;


содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
7

В соответствии с учебным планом МАОУ «Васькинская ООШ-детский сад» русский
язык в 3 классе изучается в образовательной области «Русский язык» в объеме 5 часов в
неделю.

Общий

объѐм

учебного

времени

составляет

170

часов,

включая

авторском

пособии

внутрипредметный модуль (ВПМ)
«Риторика»

(34 часа).

Модуль

«Риторика»

основан

на

Т.А. Ладыженской «Детская риторика». Цель риторики – научить речи, развивать
коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных
ситуациях, решать различные коммуникативные задачи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный);
согласный твѐрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный
(непарный); функции разделительных мягкого и твѐрдого знаков, условия использования
на письме разделительных мягкого и твѐрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии
с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

8

Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имѐн существительных. Определение падежа,
в котором употреблено имя существительное. Изменение имѐн существительных по
падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена
существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имѐн
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имѐн прилагательных на -ий, -ов, ин). Склонение имѐн прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в
речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в
тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределѐнная форма
глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по
временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, еѐ значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения
распространѐнные и нераспространѐнные.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твѐрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных (на уровне
наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имѐн прилагательных (на уровне
наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
9

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие:
формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой
работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста,
тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь
предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.
Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации
применения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 учѐт целевых ориентиров результатов воспитания в определении воспитательных задач
уроков, занятий;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания;
 реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление доброжелательной атмосферы;
10

 организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими
одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего
обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.

11

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
12



бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идѐт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
 устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
13



с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведѐнного
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования,
проектного задания;
14



подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
 объяснять значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
 характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам;
 производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
 определять функцию разделительных мягкого и твѐрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с
учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с
непроизносимыми согласными;

15




























различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать
однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина);
различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые
случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки
имѐн существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе
имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имѐн
прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном
числе) в соответствии с падежом, числом и родом имѐн существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?»
и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму
времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам
(простые случаи), в прошедшем времени - по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространѐнные и нераспространѐнные предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твѐрдый знак; мягкий
знак после шипящих на конце имѐн существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объѐмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объѐмом не более 65 слов с учѐтом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной)
информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5
предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие
16










устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение,
просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого
этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Общие сведения о языке

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

2

Фонетика и графика

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

3

Лексика

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

4

Состав слова

9

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

5

Морфология

43

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

6

Синтаксис

13

2

7

Орфография и пунктуация

50

4

8

Развитие речи

30

2

Резервное время

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

0

18

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения
01.09

1

Русский язык как государственный язык
Российской Федерации

1

2

Характеристика звуков русского языка

1

3

Соотношение звукового и буквенного
состава слов

1

4

Лексическое значение слова

1

06.09

5

Работаем с толковыми словарями

1

07.09

6

Наблюдаем за значениями слов в тексте

1

08.09

7

Прямое и переносное значение слова

1

11.09

8

Устаревшие слова

1

12.09

9

Признаки однокоренных (родственных)
слов

1

10

Различение однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями

1

11

Однокоренные слова и формы одного и
того же слова.

1

12

Окончание как изменяемая часть слова.

1

18.09

13

Нулевое окончание

1

19.09

14

Корень, приставка, суффикс —
значимые части слова.

1

15

Выделение в словах с однозначно

1

04.09
05.09

13.09
14.09
15.09

20.09
21.09
19

выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса
1

22.09

16

Входная контрольная работа

1

17

Состав слова: обобщение

1

25.09

18

Части речи

1

26.09

19

Имя существительное: общее значение,
вопросы, употребление в речи

1

20

Имена существительные мужского,
женского и среднего рода

1

21

Род имѐн существительных

1

29.09

22

Число имѐн существительных

1

02.10

23

Имена существительные единственного
и множественного числа.

1

24

Изменение имѐн существительных по
числам

1

25

Контрольная работа

1

26

Падеж имѐн существительных:
именительный падеж

1

27

Падеж имѐн существительных:
родительный падеж

1

28

Падеж имѐн существительных:
дательный падеж

1

29

Падеж имѐн существительных:
винительный падеж

1

30

Падеж имѐн существительных:
творительный падеж

1

31

Падеж имѐн существительных:

1

27.09
28.09

03.10
04.10
1

05.10
06.10
09.10
10.10
11.10
12.10
13.10
20

предложный падеж
16.10

32

Изменение имѐн существительных по
падежам и числам (склонение).

1

33

Имена существительные 1, 2, 3го
склонения.

1

34

Имена существительные одушевлѐнные
и неодушевлѐнные.

1

35

Имя прилагательное: общее значение,
вопросы, употребление в речи

1

36

Диктант

1

37

Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного

1

38

Изменение имѐн прилагательных по
родам

1

39

Изменение имѐн прилагательных по
числам

1

40

Изменение имѐн прилагательных по
падежам

1

41

Склонение имѐн прилагательных

1

27.10

42

Значения имѐн прилагательных

1

07.11

43

Наблюдение за значениями имѐн
прилагательных

1

44

Значения имѐн прилагательных:
обобщение

1

45

Местоимение (общее представление)

1

10.11

46

Личные местоимения

1

13.11

17.10
18.10
19.10
1

20.10
23.10

24.10
25.10
26.10

08.11
09.11

21

14.11

47

Как изменяются личные местоимения

1

48

Употребление личных местоимений в
речи

1

49

Использование личных местоимений для
устранения неоправданных повторов в
тексте

1

50

Глагол: общее значение, вопросы,
употребление в речи.

1

51

Значение и употребление глаголов в
речи

1

52

Неопределѐнная форма глагола

1

21.11

53

Настоящее время глаголов

1

22.11

54

Диктант

1

55

Будущее время глаголов

1

24.11

56

Прошедшее время глаголов

1

27.11

57

Род глаголов в прошедшем времени

1

28.11

58

Частица не, еѐ значение

1

29.11

59

Части речи: систематизация изученного
в 3 классе

1

60

Части речи: обобщение

1

61

Резерный урок по разделу морфология:
отработка темы

1

62

Резерный урок по разделу морфология:
отработка темы

1

63

Резерный урок по разделу морфология:
отработка темы

1

64

Резерный урок по разделу морфология:

1

15.11
16.11

17.11
20.11

1

23.11

30.11
01.12
04.12
05.12
06.12
07.12
22

проверочная работа
65

Предложение

1

08.12

66

Виды предложений

1

11.12

67

Обобщение знаний о видах предложений

1

12.12

68

Связь слов в предложении

1

13.12

69

Главные члены предложения

1

14.12

70

Полугодовой контроль

1

71

Подлежащее и сказуемое

1

18.12

72

Подлежащее и сказуемое

1

19.12

73

Второстепенные члены предложения

1

20.12

74

Предложения распространѐнные и
нераспространѐнные

1

75

Однородные члены предложения

1

76

Однородные члены предложения с
союзами и, а, но

1

77

Однородные члены предложения без
союзов

1

78

Резерный урок по разделу синтаксис:
отработка темы

1

79

Диктант

1

80

Повторение изученных
орфографических правил: гласные после
шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн,
нч

1

81

Повторяем правописание проверяемых
безударных гласных в корне слова

1

82

Повторяем правописание парных по

1

1

15.12

21.12
22.12
25.12
26.12
27.12
1

28.12
29.12

10.01
11.01
23

звонкости-глухости согласных в корне
слова
12.01

83

Повторяем правописание проверяемых и
непроверяемых безударных гласных в
корне слова

1

84

Повторяем правописание слов с
разделительным мягким знаком

1

85

Правописание суффиксов

1

16.01

86

Закрепляем правописание суффиксов

1

17.01

87

Правописание приставок

1

18.01

88

Закрепляем правописание приставок

1

19.01

89

Закрепляем правописание суффиксов и
приставок

1

90

Объясняющий диктант: повторение
правил правописания

1

91

Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях с однородными членами,
не соединѐнными союзами

92

Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях с однородными членами,
соединѐнными повторяющимися
союзами и, или

1

93

Правописание слов с двумя
безударными гласными в корне слова

1

94

Закрепление способов проверки
написания слов с двумя безударными
гласными в корне слова

1

95

Контрольная работа

1

15.01

22.10
23.01
24.01

1
25.01

26.01
29.01

1

30.01
24

96

Наблюдение за соединительными
гласными о, е

97

Наблюдение за обозначением буквами
непроизносимых согласных в корне
слова

1

98

Непроизносимые согласные в корне
слова

1

99

Отработка написания непроизносимых
согласных в корне слова

1

100

Объяснительный диктант: отрабатываем
написание слов с орфограммами корня

1

101

Правописание слов с удвоенными
согласными

1

102

Отработка правописания слов с
удвоенными согласными

1

103

Продолжаем учиться писать приставки:
пишем приставки

1

104

Разделительный твѐрдый знак

1

105

Мягкий знак после шипящих на конце
имѐн существительных

1

106

Закрепляем правило «Мягкий знак после
шипящих на конце имѐн
существительных»

107

Отрабатываем правило «Мягкий знак
после шипящих на конце имѐн
существительных»

1

108

Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имѐн

1

1

31.01
01.02

02.02
05.02
06.02
07.02
08.02
09.02
12.02
13.02
14.02

1
15.02

16.02
25

существительных 1-го склонения
109

Правописание безударных окончаний
имѐн существительных 1-го склонения

110

Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имѐн
существительных 2-го склонения

1

111

Диктант

1

112

Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имѐн
существительных 3-го склонения

1

113

Правописание безударных окончаний
имѐн существительных 3-го склонения

1

114

Правописание окончаний имѐн
существительных во множественном
числе

115

Правописание безударных окончаний
имѐн существительных: систематизация
знаний

1

116

Правописание безударных окончаний
имѐн существительных: обобщение

1

117

Объяснительный
диктант
(безударные гласные в падежных
окончаниях имѐн существительных)

118

Наблюдение за правописанием
окончаний имѐн прилагательных в
единственном числе

1

119

Наблюдение за правописанием
окончаний имѐн прилагательных во

1

19.02

1

20.02

1

21.02
22.02

26.02
27.02

1
28.02

29.02
01.03

1
04.03

05.03
26

множественном числе
06.03

120

Правописание окончаний имѐн
прилагательных в единственном и во
множественном числе

1

121

Обобщение знаний о написании
окончаний имѐн прилагательных

1

122

Обобщение знаний о написании
окончаний имѐн существительных и
имѐн прилагательных

1

123

Правописание местоимений с
предлогами

1

124

Правописание местоимений

1

125

Наблюдение за написанием окончаний
глаголов в прошедшем времени

1

126

Правописание глаголов

1

25.03

127

Правописание частицы не с глаголами

1

26.03

128

Повторяем правописание слов с
изученными в 1-3 классах орфограммами
в корне, приставках, окончаниях

1

129

Диктант

1

130

Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

131

Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

132

Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих

1

07.03
11.03

12.03
14.03
15.03

27.03

1

28.03
29.03

1
01.04

02.04
27

трудности
05.04

133

Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

134

Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

135

Резерный урок по разделу орфография:
проверочная работа по теме
"Правописание слов с орфограммами в
корне"

136

Резерный урок по разделу орфография:
проверочная работа по теме
"Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных"

137

Резерный урок по разделу орфография:
проверочная работа по теме
"Правописание безударных падежных
окончаний имен прилагательных"

138

Резерный урок по разделу орфография:
проверочная работа "Чему мы научились
на уроках правописания в 3 классе"

1

139

Диктант

1

140

Повторение и продолжение работы с
текстом, начатой во 2 классе: признаки
текста

1

141

Повторение и продолжение работы с
текстом, начатой во 2 классе: тема

1

1
06.04
1
07.04
1
10.04
1
11.04
1
12.04

1

13.04
14.04

17.04

28

текста, основная мысль текста
18.04

142

Повторение и продолжение работы с
текстом, начатой во 2 классе: заголовок

1

143

Определение типов текстов

1

144

Отработка умения определять тип текста
(повествование, описание, рассуждение)

1

145

Определение типов текстов: обобщение

1

146

Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений

1

147

Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев

1

148

Знакомство с жанром письма

1

26.04

149

Учимся писать письма

1

29.04

150

Пишем поздравительную открытку

1

30.04

151

Знакомство с жанром объявления

1

152

Ключевые слова в тексте

1

02.05

153

План текста

1

03.05

154

Диктант

1

155

Составление плана текста

1

156

Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план

1

157

Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план

1

158

Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план

1

159

Изложение текста с опорой на
самостоятельно составленный план

1

19.04
22.04
23.04
24.04
25.04

1

06.05
07.05
08.05
10.05
12.05
13.05
29

160

Написание текста по заданному плану

1

161

Наблюдение за связью предложений в
тексте

1

162

Наблюдение за связью предложений в
тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но

1

163

Наблюдение за связью предложений в
тексте с помощью союзов и, а, но

1

164

Создание собственных текстовповествований

1

165

Промежуточная аттестация

1

166

Создание собственных текстоврассуждений

1

167

Как помочь вести диалог человеку, для
которого русский язык не является
родным

1

168

Ознакомительное чтение: когда оно
нужно

1

169

Резерный урок по разделу развитие речи:
работаем с текстами

1

170

Резерный урок по разделу развитие речи:
работаем с текстами

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

14.05
16.05
19.05

20.05
21.05
22.05

1

23.05
26.05

170

27.05
28.05
29.05
12

0

30

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Русский язык. Примерные рабочие программы.
2. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс.

Канакина В.П.
3. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://pedsovet.su
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурокhttps://infourok.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».