МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования Администрации Пермского края
МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад "
УТВЕРЖДЕНО
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ№87/ОД
от31.08 2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с ОВЗ (ЗПР)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 3 классов
Васькино,2023
1
2
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса с
задержкой психического развития разработана в соответствии со следующими
документами:
– статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья»;
– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
– приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего
образования (ФАОП НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
– адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ
«Васькинская ООШ-детский сад» ;
– рабочая программа воспитания «Васькинская ООШ-детский сад».
Адаптированная рабочая программа по русскому языку адресована обучающимся с
задержкой психического развития общеобразовательного 3 класса МАОУ«Васькинская
ООШ-детский сад».
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает цензовое образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у
обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции
недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении
содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на
последующей ступени основного общего образования.
Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
3
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Коррекционная направленность адаптированной рабочей программы по русскому
языку заключается в создании оптимальных психолого-педагогических условий для
обеспечения коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся с задержкой
психического развития и оказания им помощи в освоении основной образовательной
программы начального общего образования.
Образовательный процесс построен на:
– усилении практической направленности изучаемого материала;
– выделении сущностных признаков изучаемых явлений;
– опоре на жизненный опыт обучающегося;
– опоре на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в
рамках одного предмета, так и между предметами;
– соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и
достаточности;
–
введение
в
содержание
учебных
программ
коррекционных
разделов,
предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний
и умений обучающихся, формирование школьно-значимых функций, необходимых для
решения учебных задач.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
– гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности обучающегося,
учѐт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со
сверстниками и взрослыми;
– педагогической целесообразности: интеграция усилий педагога и родителей.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как
через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
4
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами
и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики
психических
процессов
обучающихся
с
ЗПР
(быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
увеличение сроков освоения АООП НОО ОВЗ до 5 лет;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, использования соответствующих
методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков
обучающимися
с
ЗПР
(«пошаговом»
предъявлении
материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
обеспечение
непрерывного
деятельности
контроля
обучающегося,
за
становлением
продолжающегося
до
учебно-познавательной
достижения
уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
5
комплексное сопровождение, включающее специальную психо-коррекционную помощь,
направленную
на
компенсацию
формирование
осознанной
дефицитов
саморегуляции
эмоционального
познавательной
развития
и
деятельности
и
поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных
контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Для обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо соблюдать
следующие условия обучения:
1.
Соответствие
темпа,
объема
и
сложности
учебной
программы
реальным
познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы,
уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать
учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся
с учетом его индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и
принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального
комфорта.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом
особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для
варианта 7.2 образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах
пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам
обучения и в календарно-тематическом планировании.
6
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений
и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи
учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому
творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность
для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового
анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания,
недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать
целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики,
внятности и выразительности речи);
формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений
языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать
совершенствованию
познавательной
деятельности
и
речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с
ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
7
В соответствии с учебным планом МАОУ «Васькинская ООШ-детский сад» русский
язык в 3 классе изучается в образовательной области «Русский язык» в объеме 5 часов в
неделю.
Общий
объѐм
учебного
времени
составляет
170
часов,
включая
авторском
пособии
внутрипредметный модуль (ВПМ)
«Риторика»
(34 часа).
Модуль
«Риторика»
основан
на
Т.А. Ладыженской «Детская риторика». Цель риторики – научить речи, развивать
коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных
ситуациях, решать различные коммуникативные задачи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный);
согласный твѐрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный
(непарный); функции разделительных мягкого и твѐрдого знаков, условия использования
на письме разделительных мягкого и твѐрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии
с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
8
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имѐн существительных. Определение падежа,
в котором употреблено имя существительное. Изменение имѐн существительных по
падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена
существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имѐн
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имѐн прилагательных на -ий, -ов, ин). Склонение имѐн прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в
речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в
тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределѐнная форма
глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по
временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, еѐ значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения
распространѐнные и нераспространѐнные.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твѐрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных (на уровне
наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имѐн прилагательных (на уровне
наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
9
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие:
формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой
работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста,
тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь
предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.
Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации
применения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
учѐт целевых ориентиров результатов воспитания в определении воспитательных задач
уроков, занятий;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление доброжелательной атмосферы;
10
организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими
одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего
обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
11
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
12
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идѐт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
13
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведѐнного
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования,
проектного задания;
14
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твѐрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с
учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с
непроизносимыми согласными;
15
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать
однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина);
различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые
случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки
имѐн существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе
имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имѐн
прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном
числе) в соответствии с падежом, числом и родом имѐн существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?»
и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму
времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам
(простые случаи), в прошедшем времени - по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространѐнные и нераспространѐнные предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твѐрдый знак; мягкий
знак после шипящих на конце имѐн существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объѐмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объѐмом не более 65 слов с учѐтом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной)
информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5
предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие
16
устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение,
просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого
этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Общие сведения о языке
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
2
Фонетика и графика
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
3
Лексика
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
4
Состав слова
9
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
5
Морфология
43
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
6
Синтаксис
13
2
7
Орфография и пунктуация
50
4
8
Развитие речи
30
2
Резервное время
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
170
12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
0
18
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
01.09
1
Русский язык как государственный язык
Российской Федерации
1
2
Характеристика звуков русского языка
1
3
Соотношение звукового и буквенного
состава слов
1
4
Лексическое значение слова
1
06.09
5
Работаем с толковыми словарями
1
07.09
6
Наблюдаем за значениями слов в тексте
1
08.09
7
Прямое и переносное значение слова
1
11.09
8
Устаревшие слова
1
12.09
9
Признаки однокоренных (родственных)
слов
1
10
Различение однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями
1
11
Однокоренные слова и формы одного и
того же слова.
1
12
Окончание как изменяемая часть слова.
1
18.09
13
Нулевое окончание
1
19.09
14
Корень, приставка, суффикс —
значимые части слова.
1
15
Выделение в словах с однозначно
1
04.09
05.09
13.09
14.09
15.09
20.09
21.09
19
выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса
1
22.09
16
Входная контрольная работа
1
17
Состав слова: обобщение
1
25.09
18
Части речи
1
26.09
19
Имя существительное: общее значение,
вопросы, употребление в речи
1
20
Имена существительные мужского,
женского и среднего рода
1
21
Род имѐн существительных
1
29.09
22
Число имѐн существительных
1
02.10
23
Имена существительные единственного
и множественного числа.
1
24
Изменение имѐн существительных по
числам
1
25
Контрольная работа
1
26
Падеж имѐн существительных:
именительный падеж
1
27
Падеж имѐн существительных:
родительный падеж
1
28
Падеж имѐн существительных:
дательный падеж
1
29
Падеж имѐн существительных:
винительный падеж
1
30
Падеж имѐн существительных:
творительный падеж
1
31
Падеж имѐн существительных:
1
27.09
28.09
03.10
04.10
1
05.10
06.10
09.10
10.10
11.10
12.10
13.10
20
предложный падеж
16.10
32
Изменение имѐн существительных по
падежам и числам (склонение).
1
33
Имена существительные 1, 2, 3го
склонения.
1
34
Имена существительные одушевлѐнные
и неодушевлѐнные.
1
35
Имя прилагательное: общее значение,
вопросы, употребление в речи
1
36
Диктант
1
37
Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного
1
38
Изменение имѐн прилагательных по
родам
1
39
Изменение имѐн прилагательных по
числам
1
40
Изменение имѐн прилагательных по
падежам
1
41
Склонение имѐн прилагательных
1
27.10
42
Значения имѐн прилагательных
1
07.11
43
Наблюдение за значениями имѐн
прилагательных
1
44
Значения имѐн прилагательных:
обобщение
1
45
Местоимение (общее представление)
1
10.11
46
Личные местоимения
1
13.11
17.10
18.10
19.10
1
20.10
23.10
24.10
25.10
26.10
08.11
09.11
21
14.11
47
Как изменяются личные местоимения
1
48
Употребление личных местоимений в
речи
1
49
Использование личных местоимений для
устранения неоправданных повторов в
тексте
1
50
Глагол: общее значение, вопросы,
употребление в речи.
1
51
Значение и употребление глаголов в
речи
1
52
Неопределѐнная форма глагола
1
21.11
53
Настоящее время глаголов
1
22.11
54
Диктант
1
55
Будущее время глаголов
1
24.11
56
Прошедшее время глаголов
1
27.11
57
Род глаголов в прошедшем времени
1
28.11
58
Частица не, еѐ значение
1
29.11
59
Части речи: систематизация изученного
в 3 классе
1
60
Части речи: обобщение
1
61
Резерный урок по разделу морфология:
отработка темы
1
62
Резерный урок по разделу морфология:
отработка темы
1
63
Резерный урок по разделу морфология:
отработка темы
1
64
Резерный урок по разделу морфология:
1
15.11
16.11
17.11
20.11
1
23.11
30.11
01.12
04.12
05.12
06.12
07.12
22
проверочная работа
65
Предложение
1
08.12
66
Виды предложений
1
11.12
67
Обобщение знаний о видах предложений
1
12.12
68
Связь слов в предложении
1
13.12
69
Главные члены предложения
1
14.12
70
Полугодовой контроль
1
71
Подлежащее и сказуемое
1
18.12
72
Подлежащее и сказуемое
1
19.12
73
Второстепенные члены предложения
1
20.12
74
Предложения распространѐнные и
нераспространѐнные
1
75
Однородные члены предложения
1
76
Однородные члены предложения с
союзами и, а, но
1
77
Однородные члены предложения без
союзов
1
78
Резерный урок по разделу синтаксис:
отработка темы
1
79
Диктант
1
80
Повторение изученных
орфографических правил: гласные после
шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн,
нч
1
81
Повторяем правописание проверяемых
безударных гласных в корне слова
1
82
Повторяем правописание парных по
1
1
15.12
21.12
22.12
25.12
26.12
27.12
1
28.12
29.12
10.01
11.01
23
звонкости-глухости согласных в корне
слова
12.01
83
Повторяем правописание проверяемых и
непроверяемых безударных гласных в
корне слова
1
84
Повторяем правописание слов с
разделительным мягким знаком
1
85
Правописание суффиксов
1
16.01
86
Закрепляем правописание суффиксов
1
17.01
87
Правописание приставок
1
18.01
88
Закрепляем правописание приставок
1
19.01
89
Закрепляем правописание суффиксов и
приставок
1
90
Объясняющий диктант: повторение
правил правописания
1
91
Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях с однородными членами,
не соединѐнными союзами
92
Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях с однородными членами,
соединѐнными повторяющимися
союзами и, или
1
93
Правописание слов с двумя
безударными гласными в корне слова
1
94
Закрепление способов проверки
написания слов с двумя безударными
гласными в корне слова
1
95
Контрольная работа
1
15.01
22.10
23.01
24.01
1
25.01
26.01
29.01
1
30.01
24
96
Наблюдение за соединительными
гласными о, е
97
Наблюдение за обозначением буквами
непроизносимых согласных в корне
слова
1
98
Непроизносимые согласные в корне
слова
1
99
Отработка написания непроизносимых
согласных в корне слова
1
100
Объяснительный диктант: отрабатываем
написание слов с орфограммами корня
1
101
Правописание слов с удвоенными
согласными
1
102
Отработка правописания слов с
удвоенными согласными
1
103
Продолжаем учиться писать приставки:
пишем приставки
1
104
Разделительный твѐрдый знак
1
105
Мягкий знак после шипящих на конце
имѐн существительных
1
106
Закрепляем правило «Мягкий знак после
шипящих на конце имѐн
существительных»
107
Отрабатываем правило «Мягкий знак
после шипящих на конце имѐн
существительных»
1
108
Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имѐн
1
1
31.01
01.02
02.02
05.02
06.02
07.02
08.02
09.02
12.02
13.02
14.02
1
15.02
16.02
25
существительных 1-го склонения
109
Правописание безударных окончаний
имѐн существительных 1-го склонения
110
Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имѐн
существительных 2-го склонения
1
111
Диктант
1
112
Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имѐн
существительных 3-го склонения
1
113
Правописание безударных окончаний
имѐн существительных 3-го склонения
1
114
Правописание окончаний имѐн
существительных во множественном
числе
115
Правописание безударных окончаний
имѐн существительных: систематизация
знаний
1
116
Правописание безударных окончаний
имѐн существительных: обобщение
1
117
Объяснительный
диктант
(безударные гласные в падежных
окончаниях имѐн существительных)
118
Наблюдение за правописанием
окончаний имѐн прилагательных в
единственном числе
1
119
Наблюдение за правописанием
окончаний имѐн прилагательных во
1
19.02
1
20.02
1
21.02
22.02
26.02
27.02
1
28.02
29.02
01.03
1
04.03
05.03
26
множественном числе
06.03
120
Правописание окончаний имѐн
прилагательных в единственном и во
множественном числе
1
121
Обобщение знаний о написании
окончаний имѐн прилагательных
1
122
Обобщение знаний о написании
окончаний имѐн существительных и
имѐн прилагательных
1
123
Правописание местоимений с
предлогами
1
124
Правописание местоимений
1
125
Наблюдение за написанием окончаний
глаголов в прошедшем времени
1
126
Правописание глаголов
1
25.03
127
Правописание частицы не с глаголами
1
26.03
128
Повторяем правописание слов с
изученными в 1-3 классах орфограммами
в корне, приставках, окончаниях
1
129
Диктант
1
130
Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
131
Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
1
132
Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
1
07.03
11.03
12.03
14.03
15.03
27.03
1
28.03
29.03
1
01.04
02.04
27
трудности
05.04
133
Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
134
Резерный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
135
Резерный урок по разделу орфография:
проверочная работа по теме
"Правописание слов с орфограммами в
корне"
136
Резерный урок по разделу орфография:
проверочная работа по теме
"Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных"
137
Резерный урок по разделу орфография:
проверочная работа по теме
"Правописание безударных падежных
окончаний имен прилагательных"
138
Резерный урок по разделу орфография:
проверочная работа "Чему мы научились
на уроках правописания в 3 классе"
1
139
Диктант
1
140
Повторение и продолжение работы с
текстом, начатой во 2 классе: признаки
текста
1
141
Повторение и продолжение работы с
текстом, начатой во 2 классе: тема
1
1
06.04
1
07.04
1
10.04
1
11.04
1
12.04
1
13.04
14.04
17.04
28
текста, основная мысль текста
18.04
142
Повторение и продолжение работы с
текстом, начатой во 2 классе: заголовок
1
143
Определение типов текстов
1
144
Отработка умения определять тип текста
(повествование, описание, рассуждение)
1
145
Определение типов текстов: обобщение
1
146
Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений
1
147
Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев
1
148
Знакомство с жанром письма
1
26.04
149
Учимся писать письма
1
29.04
150
Пишем поздравительную открытку
1
30.04
151
Знакомство с жанром объявления
1
152
Ключевые слова в тексте
1
02.05
153
План текста
1
03.05
154
Диктант
1
155
Составление плана текста
1
156
Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план
1
157
Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план
1
158
Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план
1
159
Изложение текста с опорой на
самостоятельно составленный план
1
19.04
22.04
23.04
24.04
25.04
1
06.05
07.05
08.05
10.05
12.05
13.05
29
160
Написание текста по заданному плану
1
161
Наблюдение за связью предложений в
тексте
1
162
Наблюдение за связью предложений в
тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но
1
163
Наблюдение за связью предложений в
тексте с помощью союзов и, а, но
1
164
Создание собственных текстовповествований
1
165
Промежуточная аттестация
1
166
Создание собственных текстоврассуждений
1
167
Как помочь вести диалог человеку, для
которого русский язык не является
родным
1
168
Ознакомительное чтение: когда оно
нужно
1
169
Резерный урок по разделу развитие речи:
работаем с текстами
1
170
Резерный урок по разделу развитие речи:
работаем с текстами
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
14.05
16.05
19.05
20.05
21.05
22.05
1
23.05
26.05
170
27.05
28.05
29.05
12
0
30
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Русский язык. Примерные рабочие программы.
2. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс.
Канакина В.П.
3. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://pedsovet.su
РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурокhttps://infourok.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
31