МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования Администрации Пермского края МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад " УТВЕРЖДЕНО И.о директора Сенилова Н.А. Приказ№87/ОД от31.08 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся с ОВЗ (ЗПР) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов Васькино,2023 1 2 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии со следующими документами: – статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»; – постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; – приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования (ФАОП НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; – адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ «Васькинская ООШ-детский сад» ; – рабочая программа воспитания «Васькинская ООШ-детский сад». Адаптированная рабочая программа по русскому языку адресована обучающимся с задержкой психического развития общеобразовательного 3 класса МАОУ«Васькинская ООШ-детский сад». Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает цензовое образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и 3 неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Коррекционная направленность адаптированной рабочей программы по русскому языку заключается в создании оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся с задержкой психического развития и оказания им помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Образовательный процесс построен на: – усилении практической направленности изучаемого материала; – выделении сущностных признаков изучаемых явлений; – опоре на жизненный опыт обучающегося; – опоре на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; – соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности; – введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений обучающихся, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач. Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов: – гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности обучающегося, учѐт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми; – педагогической целесообразности: интеграция усилий педагога и родителей. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; 4 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); увеличение сроков освоения АООП НОО ОВЗ до 5 лет; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, использования соответствующих методик и технологий; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного деятельности контроля обучающегося, за становлением продолжающегося до учебно-познавательной достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; 5 комплексное сопровождение, включающее специальную психо-коррекционную помощь, направленную на компенсацию формирование осознанной дефицитов саморегуляции эмоционального познавательной развития и деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Для обучения учащихся с задержкой психического развития необходимо соблюдать следующие условия обучения: 1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам. 2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию). 3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его индивидуальных проблем. 4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач. 5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь. 6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований. 7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта. Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. 6 ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез; формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма; уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи); формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы; формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка); удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью; способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. 7 В соответствии с учебным планом МАОУ «Васькинская ООШ-детский сад» русский язык в 3 классе изучается в образовательной области «Русский язык» в объеме 5 часов в неделю. Общий объѐм учебного времени составляет 170 часов, включая авторском пособии внутрипредметный модуль (ВПМ) «Риторика» (34 часа). Модуль «Риторика» основан на Т.А. Ладыженской «Детская риторика». Цель риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сведения о русском языке Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Фонетика и графика Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный твѐрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и твѐрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твѐрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. Лексика Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного). Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. 8 Морфология Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имѐн существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имѐн существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имѐн прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имѐн прилагательных на -ий, -ов, ин). Склонение имѐн прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, еѐ значение. Синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространѐнные и нераспространѐнные. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов. Орфография и пунктуация Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: разделительный твѐрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных окончаниях имѐн прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами. Развитие речи 9 Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; учѐт целевых ориентиров результатов воспитания в определении воспитательных задач уроков, занятий; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление доброжелательной атмосферы; 10 организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 11 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; 12 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: 13 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; 14 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); определять функцию разделительных мягкого и твѐрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными; 15 различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые случаи); определять значение слова в тексте; распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имѐн существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имѐн существительных; распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени - по родам; распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предлоги и приставки; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; распознавать распространѐнные и нераспространѐнные предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твѐрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; правильно списывать слова, предложения, тексты объѐмом не более 70 слов; писать под диктовку тексты объѐмом не более 65 слов с учѐтом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения); строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие 16 устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но); определять ключевые слова в тексте; определять тему текста и основную мысль текста; выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану; объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; уточнять значение слова с помощью толкового словаря. 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Общие сведения о языке 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 2 Фонетика и графика 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 3 Лексика 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 4 Состав слова 9 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 5 Морфология 43 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 6 Синтаксис 13 2 7 Орфография и пунктуация 50 4 8 Развитие речи 30 2 Резервное время 17 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 0 18 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 01.09 1 Русский язык как государственный язык Российской Федерации 1 2 Характеристика звуков русского языка 1 3 Соотношение звукового и буквенного состава слов 1 4 Лексическое значение слова 1 06.09 5 Работаем с толковыми словарями 1 07.09 6 Наблюдаем за значениями слов в тексте 1 08.09 7 Прямое и переносное значение слова 1 11.09 8 Устаревшие слова 1 12.09 9 Признаки однокоренных (родственных) слов 1 10 Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями 1 11 Однокоренные слова и формы одного и того же слова. 1 12 Окончание как изменяемая часть слова. 1 18.09 13 Нулевое окончание 1 19.09 14 Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. 1 15 Выделение в словах с однозначно 1 04.09 05.09 13.09 14.09 15.09 20.09 21.09 19 выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса 1 22.09 16 Входная контрольная работа 1 17 Состав слова: обобщение 1 25.09 18 Части речи 1 26.09 19 Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи 1 20 Имена существительные мужского, женского и среднего рода 1 21 Род имѐн существительных 1 29.09 22 Число имѐн существительных 1 02.10 23 Имена существительные единственного и множественного числа. 1 24 Изменение имѐн существительных по числам 1 25 Контрольная работа 1 26 Падеж имѐн существительных: именительный падеж 1 27 Падеж имѐн существительных: родительный падеж 1 28 Падеж имѐн существительных: дательный падеж 1 29 Падеж имѐн существительных: винительный падеж 1 30 Падеж имѐн существительных: творительный падеж 1 31 Падеж имѐн существительных: 1 27.09 28.09 03.10 04.10 1 05.10 06.10 09.10 10.10 11.10 12.10 13.10 20 предложный падеж 16.10 32 Изменение имѐн существительных по падежам и числам (склонение). 1 33 Имена существительные 1, 2, 3го склонения. 1 34 Имена существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные. 1 35 Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи 1 36 Диктант 1 37 Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного 1 38 Изменение имѐн прилагательных по родам 1 39 Изменение имѐн прилагательных по числам 1 40 Изменение имѐн прилагательных по падежам 1 41 Склонение имѐн прилагательных 1 27.10 42 Значения имѐн прилагательных 1 07.11 43 Наблюдение за значениями имѐн прилагательных 1 44 Значения имѐн прилагательных: обобщение 1 45 Местоимение (общее представление) 1 10.11 46 Личные местоимения 1 13.11 17.10 18.10 19.10 1 20.10 23.10 24.10 25.10 26.10 08.11 09.11 21 14.11 47 Как изменяются личные местоимения 1 48 Употребление личных местоимений в речи 1 49 Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте 1 50 Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. 1 51 Значение и употребление глаголов в речи 1 52 Неопределѐнная форма глагола 1 21.11 53 Настоящее время глаголов 1 22.11 54 Диктант 1 55 Будущее время глаголов 1 24.11 56 Прошедшее время глаголов 1 27.11 57 Род глаголов в прошедшем времени 1 28.11 58 Частица не, еѐ значение 1 29.11 59 Части речи: систематизация изученного в 3 классе 1 60 Части речи: обобщение 1 61 Резерный урок по разделу морфология: отработка темы 1 62 Резерный урок по разделу морфология: отработка темы 1 63 Резерный урок по разделу морфология: отработка темы 1 64 Резерный урок по разделу морфология: 1 15.11 16.11 17.11 20.11 1 23.11 30.11 01.12 04.12 05.12 06.12 07.12 22 проверочная работа 65 Предложение 1 08.12 66 Виды предложений 1 11.12 67 Обобщение знаний о видах предложений 1 12.12 68 Связь слов в предложении 1 13.12 69 Главные члены предложения 1 14.12 70 Полугодовой контроль 1 71 Подлежащее и сказуемое 1 18.12 72 Подлежащее и сказуемое 1 19.12 73 Второстепенные члены предложения 1 20.12 74 Предложения распространѐнные и нераспространѐнные 1 75 Однородные члены предложения 1 76 Однородные члены предложения с союзами и, а, но 1 77 Однородные члены предложения без союзов 1 78 Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы 1 79 Диктант 1 80 Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч 1 81 Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 1 82 Повторяем правописание парных по 1 1 15.12 21.12 22.12 25.12 26.12 27.12 1 28.12 29.12 10.01 11.01 23 звонкости-глухости согласных в корне слова 12.01 83 Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 1 84 Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком 1 85 Правописание суффиксов 1 16.01 86 Закрепляем правописание суффиксов 1 17.01 87 Правописание приставок 1 18.01 88 Закрепляем правописание приставок 1 19.01 89 Закрепляем правописание суффиксов и приставок 1 90 Объясняющий диктант: повторение правил правописания 1 91 Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединѐнными союзами 92 Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными повторяющимися союзами и, или 1 93 Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова 1 94 Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова 1 95 Контрольная работа 1 15.01 22.10 23.01 24.01 1 25.01 26.01 29.01 1 30.01 24 96 Наблюдение за соединительными гласными о, е 97 Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова 1 98 Непроизносимые согласные в корне слова 1 99 Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова 1 100 Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня 1 101 Правописание слов с удвоенными согласными 1 102 Отработка правописания слов с удвоенными согласными 1 103 Продолжаем учиться писать приставки: пишем приставки 1 104 Разделительный твѐрдый знак 1 105 Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных 1 106 Закрепляем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных» 107 Отрабатываем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных» 1 108 Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн 1 1 31.01 01.02 02.02 05.02 06.02 07.02 08.02 09.02 12.02 13.02 14.02 1 15.02 16.02 25 существительных 1-го склонения 109 Правописание безударных окончаний имѐн существительных 1-го склонения 110 Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 2-го склонения 1 111 Диктант 1 112 Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 3-го склонения 1 113 Правописание безударных окончаний имѐн существительных 3-го склонения 1 114 Правописание окончаний имѐн существительных во множественном числе 115 Правописание безударных окончаний имѐн существительных: систематизация знаний 1 116 Правописание безударных окончаний имѐн существительных: обобщение 1 117 Объяснительный диктант (безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных) 118 Наблюдение за правописанием окончаний имѐн прилагательных в единственном числе 1 119 Наблюдение за правописанием окончаний имѐн прилагательных во 1 19.02 1 20.02 1 21.02 22.02 26.02 27.02 1 28.02 29.02 01.03 1 04.03 05.03 26 множественном числе 06.03 120 Правописание окончаний имѐн прилагательных в единственном и во множественном числе 1 121 Обобщение знаний о написании окончаний имѐн прилагательных 1 122 Обобщение знаний о написании окончаний имѐн существительных и имѐн прилагательных 1 123 Правописание местоимений с предлогами 1 124 Правописание местоимений 1 125 Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени 1 126 Правописание глаголов 1 25.03 127 Правописание частицы не с глаголами 1 26.03 128 Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях 1 129 Диктант 1 130 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 131 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 132 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих 1 07.03 11.03 12.03 14.03 15.03 27.03 1 28.03 29.03 1 01.04 02.04 27 трудности 05.04 133 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 134 Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 135 Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание слов с орфограммами в корне" 136 Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" 137 Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных" 138 Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа "Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе" 1 139 Диктант 1 140 Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста 1 141 Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема 1 1 06.04 1 07.04 1 10.04 1 11.04 1 12.04 1 13.04 14.04 17.04 28 текста, основная мысль текста 18.04 142 Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок 1 143 Определение типов текстов 1 144 Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение) 1 145 Определение типов текстов: обобщение 1 146 Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений 1 147 Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев 1 148 Знакомство с жанром письма 1 26.04 149 Учимся писать письма 1 29.04 150 Пишем поздравительную открытку 1 30.04 151 Знакомство с жанром объявления 1 152 Ключевые слова в тексте 1 02.05 153 План текста 1 03.05 154 Диктант 1 155 Составление плана текста 1 156 Изложение текста с опорой на коллективно составленный план 1 157 Изложение текста с опорой на коллективно составленный план 1 158 Изложение текста с опорой на коллективно составленный план 1 159 Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план 1 19.04 22.04 23.04 24.04 25.04 1 06.05 07.05 08.05 10.05 12.05 13.05 29 160 Написание текста по заданному плану 1 161 Наблюдение за связью предложений в тексте 1 162 Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но 1 163 Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но 1 164 Создание собственных текстовповествований 1 165 Промежуточная аттестация 1 166 Создание собственных текстоврассуждений 1 167 Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным 1 168 Ознакомительное чтение: когда оно нужно 1 169 Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами 1 170 Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 14.05 16.05 19.05 20.05 21.05 22.05 1 23.05 26.05 170 27.05 28.05 29.05 12 0 30 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Русский язык. Примерные рабочие программы. 2. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Канакина В.П. 3. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://pedsovet.su РЭШ https://resh.edu.ru/ Инфоурокhttps://infourok.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 31