Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
«Утверждено»
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ № 87/ОД
от «31» августа 2023 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Ритмика»
Направление: спортивно-оздоровительное
Тип программы: адаптированная
Возраст детей: 11 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Алексеева Н.А.
Должность: учитель 1 категории
2023– 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по ритмике относится к коррекционно-развивающей области и является обязательным
для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. В рамках данной программы осуществляется
развитие двигательной сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности, эстетическому воспитанию,
основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа
жизни.
Программа коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается в содержание образования обучающихся с ЗПР.
Он является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные
расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях
приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии),
усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуется
эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании произвольной регуляции движений, а
также системы произвольной регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным
инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты.
Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела. У обучающихся совершенствуются
двигательные навыки, мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память, способствует
четкой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Отмечено, что занятия ритмикой положительно влияют на состояние
эмоциональной и познавательной сфер, а также развивают творческое воображение.
Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие.
Характер произведений подбирается в зависимости от состава обучающихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального
состояния детей.
Цель: развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
Задачи:
развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
развитие выразительности движений и самовыражения;
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и
движения;
развитие общей и речевой моторики;
развитие ориентировки в пространстве;
формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Формирование мотивации учебной деятельности;
Приобретение новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных
способностей; навыков творческой деятельности;
Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
движения.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и
окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в движении, танце.
Познавательные:
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
правильно выполнять упражнения/
коммуникативные:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению;
умение координировать свои усилия с усилиями других.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для выполнения разнообразных ритмико-гимнастических и
танцевальных упражнений;
умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темп
умение управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками;
умение быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность
умение действовать по показу и по речевой инструкции при выполнении упражнений;
оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Программа по ритмике содержит 4 раздела:
Упражнения на ориентировку в пространстве. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из
круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Ритмико-гимнастические упражнения. Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под музыку.
Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с изменением темпа или характера музыкального сопровождения. Включение
в движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием музыки. Движения и упражнения, требующие
внимания и координации движения рук и ног.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. Подбор под руководством учителя свободных движений под музыку
разного характера после объяснения темы. Подражательные движения, игры под музыку.
Народные пляски и современные танцевальные движения. Танцевальные движения, знакомство с новыми элементами танца и
движениями. Шаг с носка на пятку, скользящий шаг, поскок. Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед и в сторону,
на носок вперед, в сторону, назад. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук вперед, вверх, в стороны.Основные шаги местных
народных танцев. Танцевальные композиции русского танца, круговые пляски, движения под современные ритмы.
Особенности возрастной группы
Возраст детей: 11 лет
Число обучающихся: 1 человек
Режим занятий
Программа рассчитана на 8 часов в 4 ЗПР классе
Формы организации занятий:
Упражнения
Игры
Виды деятельности:
Игровая деятельность
Танцевальная деятельность
Календарно-тематическое планирование
№
п.п
1
2
Тема
Количество часов
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Беседа о технике безопасности на уроке. Упражнение на развитие 1
координации.
Ходьба с координацией рук и ног. Музыкально-ритмическая игра «Делаем
1
вместе с речевками».
«Ритмико-гимнастические упражнения»
1
Ходьба с заданиями. Упражнения для развития правильной осанки. Игра
«Скажем и сделаем».
1
2
Движения в заданном темпе и после остановки музыки.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
1
1
2
Игры с пением и речевым сопровождением.
1
Фигуры в танце: ходьба по кругу в разных направлениях, сужение и 1
расширение круга, закручивание «спиральки».
Народные пляски и современные танцевальные движения
Разучивание танцевальных движений
1
1
2
Элементы народного танца. Элементы русской пляски: приставные шаги с
приседанием.
1
8