Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад» «Утверждено» И.о директора Сенилова Н.А. Приказ № 87/ОД от «31» августа 2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Ритмика» Направление: спортивно-оздоровительное Тип программы: адаптированная Возраст детей: 11 лет Срок реализации: 1 год Руководитель: Алексеева Н.А. Должность: учитель 1 категории 2023– 2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по ритмике относится к коррекционно-развивающей области и является обязательным для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. В рамках данной программы осуществляется развитие двигательной сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности, эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа жизни. Программа коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается в содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуется эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии. Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты. Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела. У обучающихся совершенствуются двигательные навыки, мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Отмечено, что занятия ритмикой положительно влияют на состояние эмоциональной и познавательной сфер, а также развивают творческое воображение. Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в зависимости от состава обучающихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей. Цель: развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки. Задачи: развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; развитие выразительности движений и самовыражения; коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения; развитие общей и речевой моторики; развитие ориентировки в пространстве; формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья. 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: Формирование мотивации учебной деятельности; Приобретение новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой деятельности; Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения. Метапредметные результаты Регулятивные: Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самовыражение ребенка в движении, танце. Познавательные: понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; правильно выполнять упражнения/ коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; умение координировать свои усилия с усилиями других. Предметные учащиеся получат возможность научиться: умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для выполнения разнообразных ритмико-гимнастических и танцевальных упражнений; умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темп умение управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками; умение быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность умение действовать по показу и по речевой инструкции при выполнении упражнений; оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями. 2.Содержание курса внеурочной деятельности Программа по ритмике содержит 4 раздела: Упражнения на ориентировку в пространстве. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Ритмико-гимнастические упражнения. Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под музыку. Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с изменением темпа или характера музыкального сопровождения. Включение в движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием музыки. Движения и упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. Подбор под руководством учителя свободных движений под музыку разного характера после объяснения темы. Подражательные движения, игры под музыку. Народные пляски и современные танцевальные движения. Танцевальные движения, знакомство с новыми элементами танца и движениями. Шаг с носка на пятку, скользящий шаг, поскок. Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед и в сторону, на носок вперед, в сторону, назад. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук вперед, вверх, в стороны.Основные шаги местных народных танцев. Танцевальные композиции русского танца, круговые пляски, движения под современные ритмы. Особенности возрастной группы Возраст детей: 11 лет Число обучающихся: 1 человек Режим занятий Программа рассчитана на 8 часов в 4 ЗПР классе Формы организации занятий: Упражнения Игры Виды деятельности: Игровая деятельность Танцевальная деятельность Календарно-тематическое планирование № п.п 1 2 Тема Количество часов Упражнения на ориентировку в пространстве. Беседа о технике безопасности на уроке. Упражнение на развитие 1 координации. Ходьба с координацией рук и ног. Музыкально-ритмическая игра «Делаем 1 вместе с речевками». «Ритмико-гимнастические упражнения» 1 Ходьба с заданиями. Упражнения для развития правильной осанки. Игра «Скажем и сделаем». 1 2 Движения в заданном темпе и после остановки музыки. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку 1 1 2 Игры с пением и речевым сопровождением. 1 Фигуры в танце: ходьба по кругу в разных направлениях, сужение и 1 расширение круга, закручивание «спиральки». Народные пляски и современные танцевальные движения Разучивание танцевальных движений 1 1 2 Элементы народного танца. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием. 1 8