Рабочая программа учителя - логопеда

Содержание рабочей программы

1. Целевой раздел ........................................................................................................................ 2
1.1. Пояснительная записка ...................................................................................................... 2
1.2.

Цели и задачи образовательной деятельности .............................................................. 3

по реализации рабочей программы .............................................................................................. 3
1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы .................................................... 3

1.4. Характеристика нарушений речевого развития детей ...................................................... 4
с умственной отсталостью ....................................................................................................... 4
1.5. Планируемые результаты реализации программы ............................................................ 6
2. Содержательный раздел......................................................................................................... 8
2.1. Организация образовательного процесса .......................................................................... 8
2.2. Направления и программное содержание логопедической работы с ............................... 9
детьми с умственной отсталостью............................................................................................ 9
2.3. Календарно - тематический план коррекционно - развивающей работы....................... 11
2.4. Перспективно-тематическое планирование коррекционно - развивающей работы ...... 12
2.5. Организация логопедического мониторинга ................................................................... 12
3.Организационный раздел ..................................................................................................... 14
3.1. Материально-техническое обеспечение .......................................................................... 14
3.2.Программно-методическое обеспечение .......................................................................... 15
3.3. Литература ........................................................................................................................ 17
3.4. Приложение ...................................................................................................................... 19

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений
развития ребенка с умственно отсталостью. Нарушение речи умственно отсталых детей
имеет

стойкий

системный

характер

и

распространяется

на

все

функции

речи:

коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое
развитие

ребенка,

эффективность

его обучения

и

воспитания.

Своевременное и

целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует
развитию мыслительной деятельности, усвоению изучаемого программного материала, их
социальной адаптации. Нарушение речи детей с умственно отсталостью носит системный
характер, поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему
в целом. В связи с тем, что у таких детей ведущим нарушением является недоразвитие
познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен
на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей происходит в
повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, во всех видах детской
деятельности, а также на специальных занятиях по развитию речи с учителем - логопедом.
На таких занятиях систематизируется и обобщается речевой материал, в том: числе
приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется
импрессивный

и

экспрессивный

словарь,

ведется

работа

над

формированием

грамматического строя речи, формируются элементарные представления о языковом и
звукобуквенном анализе, активизируется и развивается связная речь. Кроме того, решаются
специфические

коррекционные

задачи:

формируются

основные

функции

речи

-

фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная;
осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для проведения коррекционноразвивающей работы с детьми в возрасте от 2 до 7 лет с умственной отсталостью.
Рабочая

программа

учителя-логопеда

разработана

на

основе

следующих

образовательных программ:

1)

Адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного

возраста с умственной отсталостью МАОУ «Васькинская ООШ – детский сад»

2

2)

«Коррекционно-развивающее

обучение

и

воспитание».

Программа

дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта (авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)

3)

«Диагностика-развитие-коррекция: программа дошкольного образования детей

с интеллектуальной недостаточностью» (авт. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин,
Н.Д. Соколова);

4)

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития

речи у детей» (авт. Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
1.2.

Цели и задачи образовательной деятельностипо реализации рабочей
программы

Цель: Коррекция речевого развития детей для реализации потенциала в обучении и
воспитании, успешной социально-личностной адаптации и самореализации ребенка в
обществе.
Задачи:

1.

Создание условий для развития общих речевых навыков.

2.

Создание условий для расширения понимания речи.

3.

Создание условий для формирования смысловой стороны слов.

4.

Создание

условий

для

совершенствования

звуковой

стороны

речи

-

произношения, восприятия.

5.

Создание условий для формирования, уточнения и обогащения словаря.

6.

Создание условий для овладения лексико-грамматическими средствами языка.

7.

Создание условий для формирования слоговой структуры слов.

8.

Создание условий для формирования связных высказываний, диалогической

речи, составления рассказов-описаний и рассказов по образцу.

1.3.
Программа

Принципы и подходы к формированию Программы

разработана

в

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

-

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является

развитие ребенка;

-

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости

(соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
3

-

обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и

задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к
развитию дошкольников;

-

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в

соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

-

основывается

на

комплексно-тематическом

принципе

построения

образовательного процесса;

-

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной

деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
учреждения;

-

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту

формах работы с детьми (игра).
1.4. Характеристика нарушений речевого развития детей
с умственной отсталостью
Дети с множественной психомоторной патологией развития имеют сложную
структуру

психического

заболеваниями;
основного

тяжесть

вида

множественной

недоразвития,

осложненную

физиологических

интеллектуального
психомоторной

нарушений

недоразвития.

патологии

у

детей

соматоневрологическими

определяется

выраженностью

Сочетанные

нарушения

проявляются

неравномерно

при
и

характеризуются выраженным недоразвитием всех компонентов психической деятельности,
сопровождаются нарушением процессов восприятия, памяти, внимания неадекватными
проявлениями

поведенческих

коммуникативных

навыков

реакций,
и

эмоциональной

адаптивных

лабильностью,

способностей.

отсутствием

Потенциальный

уровень

умственного развития определяется способностью ребенка в сотрудничестве с взрослыми
усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень
умственного развития.
Нарушения речи у детей с умственно отсталостью представляют собой нарушение
речевой деятельности в целом. Структура речевого дефекта у детей с умственной
отсталостью является неоднородной. Это обусловлено тем, что нарушения речи у этих детей
вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих на
формирование различных уровней речевой функциональной системы. Однако ведущим

4

нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта у детей с умственно
отсталостью является недоразвитие семантического компонента речи.
Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и
снижении потребности в речевом общении; нарушенных операциях программирования
речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях
реализации речевой программы и контроля за речью.
У таких детей:

1.

не сформировано фонематическое восприятие,

2.

не развит артикуляционный аппарат,

3.

отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения,

4.

ограниченный словарный запас;

5.

фразовая

речь

часто

представлена

однословными

и

двусловными

предложениями, состоящими из аморфных слов-корней.

6.

в речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых

формах словоизменения;

7.

нарушено словообразование;

8.

характерна слабая сформированность связной речи или ее отсутствие.

Характерные особенности просодической стороны речи детей с умственной
отсталостью выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. В
речевых нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект. Нарушения речи
носят очень стойкий характер.
Характеристика речи детей в зависимости от степени интеллекта:
При легкой умственной отсталости.
Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения.
Преобладание пассивного словаря. Активный словарь беден. Трудности впостроении фразы.
Речь может служить средством коммуникации, побуждения к действию.
При умеренной умственной отсталости.
Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный,
так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам
коммуникации.
При тяжелой и глубокой умственной отсталости.
Доступно пониманию небольшое количество слов бытового характера. Необходимо
побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия.
Среди детей с умственно отсталостью есть дети с различным уровнем развития речи:


совсем не владеющие активной речью;
5



владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой;



владеющие формально хорошо развитой речью на «бытовом уровне».

Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических факторов.
Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей с
умственно отсталостью: несформированность познавательных процессов, направленных на
овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического слуха; недоразвитие
общей и речевой моторики (нередки остаточные явления параличей, парезов речевой
мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением
звуков речи); аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба,
челюстей.
Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи.
Выполняют какие-либо действия, контактируют друг с другом, играют дошкольники, как
правило, молча. Они не сопровождают свои действия речью и лишь иногда произносят
отдельные слова фиксирующего характера. Многие из детей пользуются жестами, мимикой,
движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или
отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях.
Таким образом, у детей с умственно отсталостью наблюдается недоразвитие речевой
системы в целом. Так как при нарушении речевого развития нарушен ход развития речи,
проявляющийся в недоразвитии онтогенеза, отставания в темпе. Нарушение речи качественно низкий уровень сформированности в сравнении с нормой той или иной речевой
функции или речевой системы в целом.
1.5. Планируемые результаты реализации программы
В итоге коррекционно-развивающей работы ребенок должен:
3-7лет


Понимать и выполнять инструкции: «Покажи игрушку», «Покажи картинку:

чем мы режем хлеб? Чем ты ешь суп?» и т.д.


Показывать на картинках и называть времена года: зима, лето. Отвечать на

вопросы: «Какое сейчас время года?»


Выполняет действия по простым речевым инструкциям, отвечает на простые

вопросы о себе.


Высказывать свои потребности в активной аграмматичной речи.



Строить фразу, состоящую из двух-трех аморфных слов.

6



Дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон,

барабан, дудочка).


Понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую

предлоги: на, в, за, под.


Показывать и называть предметы по всем изучаемым лексическим темам.



Показывать и называть предметы единственного и множественного числа.



Воспроизводить слоговую структуру слов, состоящих из прямых открытых

слогов; двухсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов.

7

2. Содержательный раздел
2.1. Организация образовательного процесса
Логопедическая работа с ребенком проводится

индивидуально. В зависимости от

характера и выраженности речевого дефекта, психологических, интеллектуальных и
характерологических особенностей ребенка.
Планирование работы с ребенком всех уровней развития осуществляется по
индивидуальному

коррекционно-развивающему

плану,

при

составлении

которого

учитываются психические и физические возможности ребенка.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для
детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Содержание

коррекционно-развивающей

работы

через

непосредственно

образовательную деятельность распределено в течение учебного года с учётом возрастных
особенностей детей:
Возраст

Непосредственно
образовательная
деятельность

Длительность
образовательной
ситуации

3-7лет

Речевое развитие

20 минут

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
обязательно проводится физкультминутка или динамическая пауза.
НОД проводится учителем-логопедом в соответствии с расписанием и режимом дня
образовательного учреждения.
Образовательная деятельность учителя-логопеда организована в соответствии с
задачами образовательной области «Развитие речи», которая интегрируется со всеми
образовательными областями и реализуется в различных видах детской деятельности.
Планирование непосредственно образовательной деятельности детей
по развитию речи

День недели

Форма

НОД

8

Интеграция ОО

Понедельник

Индивидуальные
занятия

Развитие
артикуляционной,
мелкой моторики и
звукопроизношения

Среда

Индивидуальные
занятия

Развитие речи (с
элементами
логоритмики)

Пятница

Индивидуальные
занятия

Развитие фонетикофонематической
стороны речи.

Познавательное
развитие.
Физическое
развитие.
Социальнокоммуникативное
развитие.
Художественно эстетическое.
Познавательное
развитие.
Художественно эстетическое.
Физическое
развитие.
Социальнокоммуникативное
развитие.
Познавательное
развитие.
Художественно эстетическое.
Физическое
развитие.
Речевое развитие.
Социальнокоммуникативное
развитие.

2.2. Направления и программное содержание логопедической работы с
ребенком с умственной отсталостью
Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми
предпосылками для его развития являются: коммуникативная направленность общения,
интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый
фонематический

слух,

согласованное

межанализаторное

взаимодействие

нескольких

ведущих анализаторов,готовность органов артикуляционного аппарата, развитие основных
функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач,
имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого дошкольника.
Ребенок с умственной отсталостью имеет системное нарушение речи различной
степени:

1)

Безречевойребенок.

В

общении

звукоподражаниями и интонированными криками;

9

ребенок

пользуется

отдельными

Из

этого

следует,

что

коррекционно-развивающая

работа

определяется

образовательным маршрутом, учитывающим уровень речевого развития, возрастными и
индивидуально - типологическими особенностями развития детей.
Содержание логопедической работы
Степени
речевых
нарушений

Направления работы

Основное значение придается стимулированию речевой
активности. Логопед должен сформировать мотивационный компонент
речевой деятельности, развивать когнитивные предпосылки речевой
деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Осуществлять
формирование вербализованных представлений об окружающем мире,
дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных
обобщений в сфере предметного мира является одной из важных задач.
Детей необходимо научить понимать название предметов,
действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной
Безречевой
жизни. Дети должны научиться выполнять словесные инструкции,
ребенок
выраженные
различными
по
сложности
синтаксическими
конструкциями.
Формирование импрессивной речи направлено на пополнение
речевого запаса, на дифференциацию понятий лексических значений
слов и грамматических форм. Необходимо развивать у детей
сенсомоторные
функции,
формировать
механизмы
речевой
деятельности, стимулировать звукоподрожания и общения с помощью
аморфных слов корней, формировать первые формы слов.
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с умственной
отсталостью планируется с учётом результатов логопедического обследования.

•

развитие понимания речи;

•

активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических' средств

•

развитие произносительной стороны;

•

развитие самостоятельной фразовой речи.

языка;

Индивидуальные занятия с ребенком проводятся не менее двух раз в неделю.
Индивидуальная работа планируется с учетом установленного нарушения речи, а также
общего развития конкретного ребенка. На индивидуальных занятиях проводится работа по:

1)

активизации

и

выработке

дифференцированных

движений

органов

артикуляционного аппарата;

2)

подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3)

постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному

этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
10

2.3. Календарно - тематический план коррекционно - развивающей работы
Программное содержание НОД по 00 «Развитие речи» составлено в соответствии с
тематическим планированием.
№ Дни недели
п.п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Тема занятий
Форма работы
дата
по
формированию
лексико - грамматических
представлений
и
развитию связной речи
Возраст ребенка 3-7 лет
понедельник Диагностика
индивидуальная 26.02
среда
28.02
пятница
01.03
понедельник Игрушки
индивидуальная 04.03
среда
06.03
пятница
07.03
понедельник Игрушки
индивидуальная 11.03
среда
13.03
пятница
15.03
понедельник Одежда
индивидуальная 18.03
среда
20.03
пятница
22.03
понедельник Одежда
индивидуальная 25.03
среда
27.03
пятница
29.03
понедельник Моя семья
индивидуальная 01.04
среда
03.04
пятница
05.04
понедельник Моя семья
индивидуальная 08.04
среда
10.04
пятница
12.04
понедельник Посуда
индивидуальная 15.04
среда
17.04
пятница
19.04
понедельник Посуда
индивидуальная 22.04
среда
24.04
пятница
26.04
понедельник Транспорт
индивидуальная 29.04
среда
01.05
пятница
03.05
понедельник Транспорт
индивидуальная 06.05
среда
08.05
пятница
10.05
понедельник Домашние животные
индивидуальная 13.05
среда
15.05
пятница
17.05
понедельник Во саду ли, во огороде
индивидуальная 20.05
среда
22.05
пятница
24.05
понедельник Диагностика
индивидуальная 27.05
11

примечание

41

среда

29.05

2.4. Перспективно-тематическое планирование коррекционно - развивающей работы
Содержание работы

Сроки

Обследование речи ребенка и разработка индивидуальной
программы развития.

февраль

Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:
1)Звукоподражания («Кто как кричит?»)

февраль

2)Предметный словарь по лексическим темам
3-7 лет
«Игрушки»
«Одежда»
«Моя семья»
«Посуда»
«Транспорт»
«Домашние животные»
«Во саду ли, в огороде»
3) Слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный,
желтый, синий, зеленый и др.)
4) Глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается,
кормит, прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет,
стоит, ест, строит и др.);
«Кто что делает? Рыба плавает. Лошадь скачет. Мальчик спи».
5)Обследование речи детей

март,
апрель
май

апрель
май
Последняя неделя
мая

2.5. Организация логопедического мониторинга
При реализации образовательной программы проводится логопедическая диагностика
(мониторинг).
Цель логопедической диагностики (мониторинга): изучение динамики достижений
детей по речевому развитию.
Периодичность мониторинга речевого развития–февраль, май
Образовательный маршрут ребенка-дошкольника определяется психолого-медикопедагогической комиссией (ПМПК). Затем осуществляется индивидуальное обследование с
целью определения уровня речевого развития ребенка и составление индивидуального
коррекционного маршрута
Проводится Итоговое обследование по методике Баряевой Л. Б. определяется по 4
уровням:

12

Низкий

Низкий с динамикой

Средний

Ребёнок справляется с
Ребёнок не
заданиями
справляется с
Ребёнок справляется с
частично,необходима
заданиями. Помощь
заданиями,
организующая и
взрослого не
используяпомощь
направляющая
эффективна
взрослого
помощь
(мало эффективна)
взрослого.

Средний с динамикой
Ребенок
самостоятельно
справляется с
заданиями,
принеобходимости
использует
помощь
взрослого.

Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями по 00 «Развитие
речи»:

1

балл - ребёнок не может выполнить все предложенные задания, не способен

воспользоваться помощью взрослого или не принимает её;

2
задания,

3

балла - ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
навыки неустойчивые, представления поверхностные, знания отрывочные;
балла - ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью

взрослого, навыки, умения требуют закрепления;

4

балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого

все предложенные задания; допускает небольшое количество ошибок, навыки, умения
требуют закрепления;

5

баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно,

навыки, умения, представления соответствуют программным требованиям или превышают
их.
В результате мониторинговых исследований при зачислении ребенка в группу к
учителю - логопеду на каждого ребенка заполняются речевая карта и итоговая таблица
«Логопедического обследования».

13

3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение


Дудочка,

губная

гармошка,

бубен,

барабан,

колокольчик.

Зеркала

(в

логопедической парте и индивидуальные). Игрушки, наборы объёмных и геометрических тел
основных цветов.


Предметные, сюжетные картинки и образные игрушки по различным

лексическим темам.


кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, бумажные кораблики, стакан

с водой и трубочка.


Дидактические игрушки зрительно –пространственногогнозопраксиса: кубики,

мозаика, пирамидки, пазлы, матрёшки, настольный конструктор, внутренние и внешние
трафареты, куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний,


Дидактические ящики с фигурками - вкладышами (сортеры). Игровые

приспособления для шнуровки.


Иллюстративный

материал,

отражающий

эмоциональный,

бытовой,

социальный, игровой опыт детей. Ленточки разных цветов и размеров.


Литературный материал: тексты чистоговорок, стихотворных диалогов.



Магнитофон, аудиокассеты и компакт - диски с записями различных мелодий и

детских песен.


Компьютер с подборкой презентаций на различные лексические темы.

Природный материал (фасоль, вода, шишки, плоды), счетные палочки.


Приспособления для массажа рук: мячи для массажа кистей рук, кольца,коврик.



Натуральны предметы: карандаши, коробочки, баночки для раскладывания

мелких игрушек, шарики, баночки.
Примерный перечень игр и игровых упражнений


Настольно - печатные: «Домино», «Найди такую же картинку», «Найди

лишнее», «Парные картинки», «Чудесный мешочек», «Цветные кубики» и др.


Для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти,

зрительно — пространственных представлений:«Где звучит колокольчик», «Домино»
(различные варианты по форме, цвету, величине), «Закрой окошко», «Логопедическое лото»,
«Мозаика», «Найди погремушку», «Подбери пару», «Почини коврик», «Тихо - громко»,
«Угадай, кто в домике живёт?», «Угадай, кто позвал», «Цвет и форма», «Чего не стало?»,
«Что делает кукла?», «Что за чем звучало?», «Чудесный мешочек», «Кто внимательный?»,
14

«Найди и назови», «О чём говорит улица?», «Прятки с игрушками», «Телефон», «Чего не
стало?», «Что изменилось?», «Чей домик?» и др.


На вызывание речевого подражания: «Волшебный сундучок», «Кормление

куклы», «Кто как кричит?», «Кто пришёл в гости?», «У бабушки в деревне», «Репка», «Узнай
игрушку» и др. Для развития общей, ручной и артикуляторной моторики:


«Весёлый язычок», «Кидаем мячики», «Обезьянки», «Самолёты» и игры -

потешки («Сорока - ворона», «Этот пальчик - дедушка»), «Где мы были, мы не скажем, а что
делали, покажем», «Ладони на столе», «Ловкие пальцы», «Лошадки», «Пальчики
здороваются» и др., специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для
различных фонетических групп).


Конструктивные игры: «Забор из кубиков и кирпичиков», «Построим

башню», «Спрячь матрёшку» и др.


Для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,

обобщения, классификации: «Времена года», «Кому что дать», «Кто где живёт», «Назови
одним словом», «Неподходящая картинка», «Последовательные картинки», «Почини
коврик», «Составь картинки», «Сравни: чем отличаются?», «Сравни: чем похожи?» и др.
3.2.Программно-методическое обеспечение
Образовательная
область

Речевое
развитие

Основные

Используемые программы, методические

направления
развития детей
Овладение
речью как
средством
общения,
обогащение
активного
словаря.
Развитие
диалогической
и
монологической
речи,
лексикограмматических
средств
языка,
произносительной
стороны

пособия
«Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание". Программа дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушением интеллекта (авт.
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)
«Диагностика-развитие-коррекция: программа
дошкольного образования детей с
интеллектуальной недостаточностью» (авт. Л.Б.
Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д.
Соколова);
««Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у
детей» (авт. Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина)
«Сборник домашних заданий в помощь
логопедам и родителям» Агранович З.Е.
«Научите меня говорить правильно.
Комплексная программа подготовки ребенка к
школе» Крупенчук О.И.
15

речи.
Формирование
звуковой
аналитико синтетической
активности, как
предпосылки
Обучения грамоте

«Автоматизация звуков у детей: комплект из 4-х
альбомов» Коноваленко ВВ., Коноваленко С.В.
«Логопедические игры и упражнения для детей»
Асташина И.В.
«Логопедическая гимнастика» Буденная Т.В.
«Логопедические домашние задания для детей
5-7 лет с ОНР: комплект из 4-х альбомов»
Теремкова Н.Э.
«Артикуляционная гимнастика» / Е.М. Косинова
«Логопедическая энциклопедия» Ткаченко Т.А.
«Приобщение детей к художественной литературе».
Программа и методические рекомендации. В. В.
Гербова

16

3.3 Литература

1.

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних

заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у ст./д. - СПб.:
Детство-Пресс, 2006.

2.

Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. - М.: РИПОЛ

Классик, 2010.

3.

Артикуляционная гимнастика / Е.М. Косинова . - М.: ОЛИСС, 2007.

4.

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет:

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.:

Детство - пресс, 2005.

6.

Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с

нарушение речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно- методическое пособие.
- СПб.: Детство - пресс, 2005.

7.

Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для

занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Айрис-Пресс, 2007.

8.

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Альбом 1,2,3 упражнений по обучению

грамоте в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Гном, 2007.

9.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования:

методическое пособие. -М.: Айрис- Пресс, 2005.

10.

Жукова О.С. Букварь . - М.: ЗАО ОЛМА Медиа групп, 2006.

11.

Киселенко Т.Е. Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии. - Ростов н/Д.:

Феникс, 2005.

12.

Колесникова Е.В. Развитие ЗКР у детей 3-4- лет. Сценарии практических

занятий. -М.: Гном-пресс, 1998.

13.

Коноваленко ВВ., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей: комплект

из 4-х альбомов. - М.: Гном, 2007.

14.

Косинова Н.А. Уроки логопеда. Игровые тесты. - М.: ЭКСМО, 2005.

15.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно .'/Комплексная программа

подготовки ребенка к школе. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

16.

Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ

сфера, 2007.

17.

Крылова Н.А. Логопедический букварь. - М.: АСТ-Г1ресс, 2008.
17

18.

Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушением зрения:

планирование и конспекты.-М.: ТЦ Сфера, 2006.

19.

Логопедия.

Методическое

наследие:

пособие

для

логопедов

и

студ.деф.пед.вузов / Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. - М.: Владос, 2003. - Кн. 5 Фонетико фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и
интеллектуальной недостаточность.

20.

Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов,

воспитателей, родителей. -М.: Вентана-Графф, 2003.

21.

Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, дельта+,

22.

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков

2004.
С, Ш, Р, Л: пособие для логопедов. СПб.: КАРО, 2006.

23.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР:

комплект из 4-х альбомов.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

24.

Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука - Ростов н/Д.: Феникс,

25.

Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР: учебное пособие для

2006.
студентов высших пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 2005.

26.

Скворцова И.В. Логопедические игры для детей 4-6 лет. - М.: ЗАО ОЛМА

Медиа групп, 2008.

27.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент, 1998.

28.

Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. - М.: Мир книги, 2008.

29.

Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для

логопедов, студенто педагогических вузов и родителей. - СПб.: КАРО, 2004 .

30.

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем! - М.: ЗАО

Центрополиграф, 2005

18

3.4. Приложение
Экспрессивный и импрессивный словарь
Темы

Имена
существительные

Глаголы

Имена
прилагательные

Игрушки

Кукла, машина, мяч,
пирамидка,
флажок,
кубик, лошадка, юла ,
совок,
лопата,
кораблик, матрешка,
игрушки

Дай, на, возьми,
мыть, играть,
катать, купать,
строить, собирать,
насыпать, спать,
кормить, качать,
прятать, убирать;

Большие, маленькие, Один
новые, старые,
много
красивые, красные и
т.д. чистые, грязные,
мягкие, любимые;

Домашние
Коза, корова, лошадь, смотрит,
животные и кошка, собака, свинья
их детеныши и их детеныши
заботится,

Счет.
Предлоги
Наречия

послушный,

Слева,

непослушный

справа,

дарить, любить,

сзади,

помогать,

впереди;

Части тела

поздравлять;

голова, лапы,

бегают, дают

рогатая,

ноги, уши, глаза,

(молоко,

бодливая

хвост, когти, рога;

шерсть),

(корова),

Питание: трава,

сторожит,

сильная,

сено, рыба, мясо,

охранять,

красивая

хлеб;

бодается,
(лошадь),
ухаживать, кормить, грязная;
мыть, жевать;

Моя семья

Мама, папа,
бабушка, дедушка,
сын, дочь, внук,
внучка

Добрая, хорошая,
заботливая,
сильный,
молодой, старый,
послушный,
непослушный

Один много,
два, три
и т.д.
Слева,
справа,
сзади,
впереди;

Мебель

Стол, стул, шкаф,

стирает, гладит,
готовит,
работает, моет,
чистит, читает,
смотрит,
заботится,
дарить, любить,
помогать,
поздравлять;
Сидеть, спать,

Большой,

Один,

кровать, кресло,
диван, полка,

лежать,
хранить, вешать,

маленький,
круглый,

два, три
и т.д.

19

толстая,

-

Посуда,

Одежда

тумбочка,
табуретка, мебель.

передвигать,
отодвигать,
поднимать, беречь;

квадратный,
НА
высокий,
низкий,
твердый,
мягкий,
красивая,
новая,
старая, чистая;

Чашка, чайник,

Буду есть, пить,

Стеклянный,

У,

кастрюля,
сковорода,
тарелка, нож,
вилка, ложка,
половник; части
посуды: носик,

резать, варить,
печь, делать,
мыть, вытирать,
убрать, взять,
ставить,
разбить,

металлический,
острый, чистая,
грязная, красный,
желтый, синий,
зеленый,
большой,

Один много

ручка, крышка,
донышко, зубья,
посуда, салат, суп,
макароны, сыр,
масло, пирог,
продукты.

принести,
поставить,
держать, беречь,
бьется, уронить,
сушить,
кипятить, жарить;

маленький,
чайная, мелкая,
глубокая;

Рубашка, платье,

Надеть, снять,

Желтая, красная,

шорты, юбка,
кофта и её детали,
футболка, брюки,
колготки, майка,
трусы, куртка,

купить,
наряжать,
стирать,
гладить,
полоскать,

синяя, зеленая,
красивая,
нарядная,
аккуратный,
удобная, теплая,

шуба, плащ,
сушить,
убирать, мягкая,
пальто, одежда,
пришивать, вешать, новая,
магазин
(мальчик завязать,
чистая,
девочка)
заправить,
старая праздничная;
расстегнуть,
развязать,
чистить,

20

У

РЕЧЕВАЯ КАРТА
Зачислен:_________
Выпущен:__________
Фамилия, имяребенка ________________________________________________________
Дата рождения_________________________группа _______________________________
Возраст на момент обследования ______________________________________________
Адрес _____________________________________________________________________
Медицинские данные:
Диагноз ___________________________________________________________________
Состояние слуха, зрения _____________________________________________________
Психолого-педагогическое и логопедическое обследование:
Понимание речи ____________________________________________________________
Психологические особенности ребенка.Сам общается. Требует стимуляции. Использует
неадекватные способы привлечения внимания. Доброжелателен - конфликтен, агрессивен;
активен - пассивен.
Зрительный гнозис:
Цвет, форма, контур _________________________________________________________
Оптико-пространственный праксис:
Лево, право ________________________________________________________________
разрезные картинки
из___________частей ________________________________________________________
Память ____________________________________________________________________
Внимание __________________________________________________________________
Состояние общей и ручной моторики __________________________________________
Динамическая сторона речи:
Интонационно-мелодическая сторона речи (не нарушена; нарушена):
Темп (нормальный, замедленный, быстрый); Голос (сила: громкий, тихий, затухающий;
высота: высокий, низкий; тембр: сиплый, хриплый, назализованный), Дикция (отчетливая,
смазанная). Дыхание (грудное, диафрагмальное, поверхностное, короткий вдох с
непродолжительным выдохом)
Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность, саливация: нет, не
ощущает, повышенная, не контролирует, мешает речи)
__________________________________________________________________________
21

Работа лицевых мышц (мимика сохранна, амимичность, недостаточная
подвижность отдельных мимических мышц) ____________________________________
Состояние звукопроизношения:
Гласные___________________Небные _________________________________________
Взрывные__________________________
С_________ С'_________Ш ____________

Л__________

3_________ 3'_________ Ж____________

Л'_________

Ц_________ Ч_________ Щ____________

Р__________

Р'_________
Произношение слов: Простой слоговой структуры _______________________________
Сложной слоговой структуры _________________________________________________
Состояние фонематических функций:
Фонематическое восприятие (не нарушено; нарушено: замена твердость-мягкость, звонкость-глухость) ___________________________________________________
Фонематический анализ и синтез (не нарушено; нарушено: пропуск, вставка,
повтор, перестановка) _______________________________________________________
Фонематические представления _______________________________________________
Лексико - грамматическая сторона речи
Словарный запас (словарь в пределах нормы, шире, ограничен, на бытовом уровне; слова
используются правильно, по назначению, имеются какие-либо замены слов; какие части
речи преимущественно употребляются) ________________________________________
__________________________________________________________________________
Грамматический строй (не нарушено; нарушено; типы употребляемых предложений,
наличие
аграмматизма,
употребление
предлогов,
порядок
слов
(полнота,
последовательность) _________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Связнаяречь(сформировано; не сформировано; смысловая содержательность, цельность
(логическая последовательность, структурная связность) __________________________
__________________________________________________________________________
Логопедическое заключение_________________________________________________
__________________________________________________________________________
Учитель – логопед______

22

Лексические темы
3-7 лет
«Игрушки»
«Одежда»
«Моя семья»
«Посуда»
«Транспорт»
«Домашние животные»
«Во саду ли, в огороде»

март,
апрель
май

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».