Рабочая программа внеурочной деятельности В мире марийского языка 1-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
«Утверждено»
И.о директора
Н.А Сенилова
Приказ № 87/ОД
от « 31» августа 2023г.

ПРОГРАММА
Рабочая программа внеурочной деятельности
«В мире марийского языка»
Направление: социальное

Тип программы: адаптированная
Возраст детей: 7-9
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Николаева Л.Е.
Должность: учитель

2023– 2024 учебный год

1

« От родной культуры к культуре
родственных и соседних народов,
и только потом к мировой культуре».
Россия – многонациональное государство, которое, несмотря на многовековую историю,
всегда славилась разнообразием языков, богатством культуры и традиции. В настоящее время как
никогда в стране принимаются меры к возрождению национальной культуры. Нетрудно
заметить, что одним из самых эффективных и надежных средств на этом пути является
возрождение традиционной культуры воспитания.
Рабочая программа «В мире марийского языка» разработана на основе требований ФГОС,
в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания, «Планируемыми результатами начального образования», базисным учебным планом
ООП НОО и учебным планом МАОУ «Васькинская оош-детский сад»», на основе программы
факультативного курса «Родной язык через историю и культуру сылвенских марийцев»
Министерства образования Пермского края.
Цель: приобщение (познание) к родному языку через историю и культуру сылвенских марийцев.
Задачи:
1.Ознакомить обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
2. Формировать коммуникативную компетентность обучающихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
3. Развивать умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты в процессе изучения истории и
культуры сылвенских марийцев.
4.Спорсобствовать развитию речи, мышления, творческой деятельности воображения
школьников.
5.Содействовать воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к марийскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД
- понимает значимость марийского языка;
- сознательно относится

к марийскому языку как духовной и культурной ценности

народа.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при
выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском
языке;
2

- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в
рамках тематики первого года обучения;
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии
с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения
орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную
информацию;
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог
этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать
угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с
просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести
диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?;
переспрашивать, уточнять
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Введение.
(всего 1 час/теория- 1 час)
Девочка Арняй и мальчик Ямай познакомят вас с удивительным миром родного языка
посредством культуры марийского народа. Помогут вам создать целостное представление о
традиционной культуре марийского народа, о его исторических корнях, традициях и обычаях,
сопоставить с жизнью сылвенских марийцев. Мы будем исследовать литературные и диалектные
слова марийского языка, исторические и географические особенности проживания сылвенских
марийцев, этнографические особенности, знакомиться с творчеством марийского народа.
Путешествие Арняй и Ямай в мир марийского языка (11ч)В ходе путешествия дети знакомятся с
алфавитом, с его особенностями произношения букв и звуков, историей марийской
письменности, учатся читать, познакомятся с некоторыми частями речи как имя
существительное, имя прилагательное, глагол, составлять предложения и небольшие рассказы по
сюжетным картинам и наблюдениям.
Моя милая малая родина. Мый йоратем шочмо элемым..(7ч)
3

Знакомство с историей появления марийских деревень. Предание о появлении деревень
Иванково, Тебеняки, Васькино. Раскрыть твочество сылвенских марийцев через стихи, песни.
Познакомить с творчеством марийских писателей. Сергей Чавайн-певец родной природы,
Михакил Казаков «Мый йоратем родной элемым»,С.Байназов «Йывыртен портылам шочмо
ялышкем»
Фольклор марийского народа. Марий калык ойпого.(14)
Устное народное творчество составляет неотъемлемую часть повседневной жизни марийцев.
Сказки, мифы, легенды и предания, песни, пословицы, поговорки, загадки и молитвы,
заклинания, созданные народом, в частности сылвенских марийце, обо всем узнают в ходе
изучения данного раздела. Накоплен богатый материал по теме «музыкальный фольклор,
репертуар фольклорных ансамблей. Знакомство с творчеством композитора нашего земляка
Ю.С.Евдокимова. Особое место занимает инструментальная музыка и народная драма. Дети
познакомятся с театром имени М.Шкетана, некоторым репертуаром.
Мастера родного края(1ч)
У сылвенских марийцев есть свои талантливые мастера по обработке дерева, лозоплетению, по
строительству домов, народно-прикладного искусства, народный мастер Пермского края
Н.М.Спиридонова. Экскурсия в дом музей д.Иванково Н.Спиридоновой.
Йошкар-Ола - главный город нашей исторической Родины(1ч)
Знакомство с городом Йошкар-Ола, главным городом исторической родины сылвенских
марийцев и столицей Республики Марий Эл.
Формы проведения занятий:
занятие - путешествие
занятие – игра;
занятие – сказка;
занятие – загадка;
экскурсия, виртуальная экскурсия

4

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

1

Тема занятия

Введение в мир марийского
языка и культуры.

Форма
занятия

Количество
часов

Дата проведения
занятия

Играпутеществие

1.

05.09

Путешествие Арняй и Ямай в мир марийского языка (11ч),
2

Язык- богатство народа

3

Алфавит

Беседа,
прос.презент.
Беседа, п/з

4

Гласные и согласные звуки

Беседа, П/З

5

Слово и слог

6

1

12.09
19.09

1
1

26.09

Беседа, П/З

1

03.10

Текст и предложение

Беседа, П/З

1

10.10

7

Знаки препинания в конце
предложения.

Заняте-игра,
П/З

1

17.10

8

Слова, отвечающие на вопросы
кто? Что?

З-И, П/З

1

24.10

9

Слова, отвечающие на вопросы
какой, какая какие?

Занятие –игра
П/З

1

07.11

10

Слова, отвечающие на вопросы
что делать? что сделать?

З-И, П/У

1

14.11

11

Составление предложения из
набора форм слов.

П/З

1

21.11

12

Составление краткого рассказа
Т/Р
1
по сюжетным картинкам и
наблюдениям.
Моя милая малая родина. Мый йоратем шочмо элемым..(5ч)

28.11

5

13

Моя милая малая
сылвенский край.

14

Творчество
марийцев.

15

Творчество марийских
писателей о малой родине.
Родная земля.

16

17

родина –

Занятиепутеществие

1

05.12

сылвенских

Вирт.экскурс
ия

1

12.12

Рассказ
П/З
П/З

1

19.12

1

26.12

Т/З

1

11.01

Обобщение изученного
материала.

Фольклор марийского народа. Марий калык ойпого.(
18

Устное народное творчество
марийского народа

Рассказ, П/З

1

18.01

19
20

Загадки, пословицы, поговорки
Приметы, былинки, предания,
заговоры и заклинания

Беседа, П/З
Беседа, П/З

1
1

23.01
30.01

21

Сказки марийского народа

1

08.02

22

Сказки марийского народа

1

15.02

23

Фольклорные ансамбли
сылвенских марийцев
Детский фольклорный
ансамбль «Эр Чолпан»

Занятиесказка
Занятиесказка
Презентация

1

22.02

Рассказ
П/З

1

29.02

Рассказ
П/З

1

05.03

Рассказ
П/З

1

12.03

24

25
Детский фольклорный
ансамбль «Сылвенские топотушки»
26

Взрослые
фольклорные
ансамбли «Пеледыш», «Урал
сем», «Эр ужара»

6

27

Инструментальная музыка.

28

Народная драма. Театр имени
М. Шкетана.
Фольклор в творчестве
марийских композиторов.

29

30

31
32
33
34

Творчество
композитора
сылвенских
марийцев
Евдокимова Ю.С
Фольклор в творчестве
Ю.С.Евдокимова
Обобщение изученного
материала
Мастера родного края
г.Йошкар-Ола –главный город
исторической родины
марийцев, Республики Марий
Эл (обобщ)

П/З

1

28.03

В.путеш.

1

02.04

1

11.04

Рассказ
П/З

1

18.04

П/З

1

23.04

П/З

1

02.05

экскурсия

1

14.05

Рассказ,
вирт.экскурс.

1

23.05

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».