АРП по ОРКСЭ. 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования Администрации Суксунского городского
округа
МАОУ "Васькинская ООШ - детский сад "

УТВЕРЖДЕНО
И.о директора
Сенилова Н.А.
Приказ №87/ОД от «31»
августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с ОВЗ (ЗПР)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
4 классов

Васькино, 2023

Пояснительная записка
Предлагаемая

федеральная

рабочая

программа

отражает

вариант

конкретизации требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ по
ОРКСЭ и обеспечивает его содержательную составляющую. Предметная
область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы
православной

культуры»,

буддийской

культуры»,

религиозных

культур

«Основы
«Основы

исламской
иудейской

культуры»,
культуры»,

«Основы
«Основы

народов России», «Основы светской этики». В

соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст.
87) выбор модуля осуществляется по заявлению
(законных

представителей)

родителей
несовершеннолетних

обучающихся.
В 4 классе был выбран модуль «Основы православной культуры»,
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по
каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и
специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат
перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся с ЗПР, независимо от изучаемого модуля. Поскольку
предмет изучается один год (4 класс), то все результаты обучения
представляются за этот период. Целью ОРКСЭ является формирование у
обучающегося с ЗПР мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с ЗПР с основами православной, мусульманской,

буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся с ЗПР о значении
нравственных
норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся с ЗПР к общению в полиэтничной,
разномировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации
ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у
младших

школьников

первоначальных

представлений

о

культуре

традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма,
иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в
Российской Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся с ЗПР представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных

и

светских

традиций

народов

России,

формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию
роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и
культуре нашей страны.
предмета

ОРКСЭ

деятельности

Коммуникативный

предполагает

подход

организацию

к

преподаванию

коммуникативной

обучающихся, требующей от них умения выслушивать

позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия
для достижения поставленной цели, находить
средства

передачи

информации

адекватные

вербальные

и рефлексии. Особенности речевого и

познавательного развития детей с ЗПР определяют
данном

подходе

речевых

шаблонов,

необходимость

при

дополнительного использования смысловых опор,
планов

речевого высказывания.

Обязательным

компонентом уроков должна стать словарная работа

по

лексического

и

значения

новых/малознакомых

слов

выяснению
расширению

словарного запаса. В некоторых случаях возможна адаптация
речевого материала, упрощение сложности текстов и их объема.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности,
осуществляется

в

процессе

активного

взаимодействия

обучающихся,

сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т.
п. Предпосылками усвоения младшими школьниками с ЗПР содержания
курса являются
обучение

в

психологические
начальной

любознательность,

особенности

школе:

принятие

интерес

авторитета

детей,

к

завершающих

социальной

взрослого.

жизни,

Психологи

подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность
эмоционально реагировать на окружающую действительность,
реагировать

как

на

доброжелательность,

отзывчивость,

остро
доброту

других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и
оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов
существования в социуме и принятию их как руководства к собственному
поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие

школьники

с

трудом

усваивают

абстрактные философские

сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть
уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни,
связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм,
обсуждение

конкретных

жизненных

ситуаций,

дающих

образцы

нравственно ценного поведения. В рамках реализации ОРКСЭ в части
преподавания учебных модулей по основам
предусматривается
обучение

религиозных культур

не

подготовка обучающихся к участию в богослужениях,

религиозной

практике

в

религиозной

общине

(Письмо

Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О введении учебного курса
ОРКСЭ»).
Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Наименование
раздела программы

Тема занятия

Россия – наша Родина

1.

Кол-во
часов
1

Россия – наша
Родина (2ч)
2.

О вере, знании и культуре

1

3.

О чём рассказывает
Библия

1

4.

Что говорит о Боге
православная культура?

1

5.

Священное
Писание (6Ч)

Добро и зло.

1

6.

Что говорит о человеке
православная культура?

1

7.

О талантах и душе
человека.

1

8.
9.
10.

Христос
Спасение.
Спаситель.
Христианское
учение о спасении
(9Ч.)
Спаситель.
Чему Иисус Христос учил
людей. Заповеди
Блаженства.

1
1
1

Дата
изучения

04.09.2023

11.09. 2023

18.09. 2023

25.09.2023

02.10.2023

09.10.2023

16.10.2023

23.10.2023
13.11.2023
20.11.2023

11.

Золотое правило жизни
христиан.

1

12.

Добродетели и страсти.
Какой я?

1

13.

Милосердие. Кто мой
ближний?

1

14.

Жертвенная любовь.

15.

Победа над смертью.

1

1

27.11.2023

04.12.2023

11.12.2023

18.12.2023

25.12.2023

«Проверь себя». Итоговое
повторение.

1

15.01.2024

18.

Православный храм.

1

22.01.2024

19.

Православные таинства.

1

29.01.2021

Священные образы. О чём
рассказывает икона.

1

05.02.2024

1

12.02.2024

1

19.02.2024

1

26.02.2024

1

04.03.2024

16- 17

20.

Православные
традиции
России(5Ч)

21.

Христианская семья.

22.

Православный календарь и
праздники.

23.
24.

Почитание святых
в православном
календаре(10Ч)

Святая Русь.
Верность
.

25.

Смирение.

1

11.03.2024

26.

Ратный подвиг.

1

25.03.2024

27.

Мужество.

1

01.04.2024

28.

Христианская радость.

1

08.04.2024

29.

Подвиг веры.

1

15.04.2024

30.

Как сохранить красивый
мир.

1

22.04.2024

31.

Святыни России.

1

29.04.2024

32.

Святое Белогорье.

1

06.05.2024

33.

Выступление учащихся со
своими творческими
работами

1

Презентация творческих
проектов

1

34.

Диалог культур и
поколений(2Ч)

13.05.2024

20.05.2024

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебная
программа
Учебники,
учебные
пособия

Программа комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской
этики». М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской
этики. Основы православной культуры. 4
класс: учебн. для общеобразоват.
организаций/ А.Кураев. - М.: Просвещение,
2012.
- Основы религиозных культур и светской
этики. Книга для учителя. Справочные
материалы для общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской
этики. Книга для родителей. – М.:
Просвещение, 2011.

Методические
материалы

- Основы религиозных культур и светской
этики. Основы православной культуры.
Методическое пособие 4 класс: пособие для
учителей общеобразоват. организаций/ Г.А.
Обернихина. - М.: Просвещение, 2014.
- Основы религиозных культур и светской
этики. Основы православной культуры.
Рабочая тетрадь для учащихся. 4 класс. / Г.А.
Обернихина. - М.: Просвещение, 2014.
- Основы православной культуры. Рабочая
тетрадь. Ч. 1,2. / Т.В. Комарова. – М.: Изд-во
ПСТГУ, 2014

Дидактические Основы религиозных культур и светской
этики. Основы православной культуры. 4
материалы
класс. Электронное пособие к учебнику. –
М.: Просвещение, 2014.

Разработки учителя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».