Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа - детский сад»
Рассмотрено
методическим объединением
учителей
Протокол № 1
от 29 августа 2019г.
Согласовано
Заместителем директора по
УВР
29 августа 2019г.
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
АЛГЕБРА
9 КЛАСС
Утверждено
Приказом директора
№ 76 от 30 августа
2019г.
Паспорт фонда оценочных средств
для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации
АЛГЕБРА
9 класс
№
Тема раздела
1 Квадратичная функция
2
Уравнения и неравенства с
одной переменной
3
Уравнения и неравенства с
двумя переменными
4
Арифметическая и
геометрическая функции
5
Элементы комбинаторики и
теории вероятностей
6
Повторение
Наименование оценочного раздела
Контрольная работа №1
«Функции и их свойства.
Квадратный трехчлен»
Контрольная работа №2
«Квадратичная функция»
Контрольная работа №3
«Уравнения и неравенства с одной
переменной»
Контрольная работа №4
«Уравнения и неравенства с двумя
переменными»
Контрольная работа № 5
«Арифметическая прогрессия»
Контрольная работа №6
«Геометрическая прогрессия»
Контрольная работа №7
«Элементы комбинаторики и теории
вероятностей»
Итоговая контрольная работа в форме
ОГЭ (модуль «Алгебра»)
Контрольная работа №1
«Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»
Вариант 1
• 1.
Дана функция f (х) = 17х - 51. При каких значениях аргумента f (х) =0, f (х) <
0, f (х) > 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей?
• 2. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2 -14х +45; б) 3у2 +7у-6.
• 3.
Сократите дробь
4
.
Рис. 1
. Область определения функции g (рис. 1)
отрезок [-2; 6]. Найдите нули функции,
промежутки возрастания и убывания,
область значений функции.
5*. Сумма положительных чисел а и b равна 50. При каких значениях а и b их
произведение будет наибольшим?
Вариант 2
• 1.
Дана функция g(х) = -13х + 65. При каких значениях аргумента g(х) = 0, g (х)
< 0, g (х) > 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей?
• 2. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2-10х+21; б) 5у2+9у-2.
• 3.
Сократите дробь
.
4. Область определения функции f (рис.
2) отрезок [-5; 4]. Найдите нули функции,
промежутки возрастания и убывания,
область значений функции.
Рис. 2
5*. Сумма положительных
чисел с и d равна 70. При каких значениях с и d их произведение будет
наибольшим?
Критерии оценивания заданий:
№
задания
Балл
Отметка
Количество
баллов
1
2
3
4
5*
2б
2б
2б
3б
1б
«5»
9-10
«4»
6-8
«3»
4-5
«2»
Меньше 4
баллов
Ответы:
Вариант 1.
1. 17х-51=0, 17х=51, х=51/17, х=3, итак при х=3 f(x)=0
17x-51<0, х<3
17х-51>0, х>3
Так как большему значению х соответствует большее значение у, то
функция возрастающая
2.
3.
4.
5. а = 50 - в
а * в = в * ( 50 - в ) = 50в - в2
Найдём максимум функции через производную ( 50в - в2 )' = 50 - 2в
50 - 2в = 0
2в = 50
в = 25
а = 50 - в = 50 - 25 = 25
При а = 25 и в = 25 произведение будет максимальным
Вариант 2.
1.
G(x)=0
-13x+65=0
13x=65
x=5
g(x)<0
g(x)>0
-13x+65<0
-13x+65>0
-13x<-65
13x<65
x>5
x<5
x∈(5; +∞)
x∈(-∞; 5)
Поскольку коэффициент при х<0, то функция является убывающей
2. х2-10х+21=0
D=b2-4ac= 16
x1= -b-/2a=3
x2=14/2=7
Тогда, по формуле а(X-x1)(X-x2)
х2-10х+21=0 = (x-3)(x-7)
5у2+9у-2=0
решаем квадр. уравнение, получаем :
y=-2
y=1/5
Тогда по формуле : 5у^2+9у-2 = 5(y+2)(y-1/5)
3.
4. Область определения [-5; 4]
нули: -3.5, 1, 3
промежутки убывания: (-1; 2)
возрастания: (-5; -1) и (2; 4)
область значений: [-2; 4]
5. С+d=70
a*d- наибольшее число
с=70-d
тогда d*(70-d)=70d-d^2=-(d^2-2*35*d+1225-1225)=-(d-35)+1225(выделил
полный квадрат)
-(d-35)+1225-это график параболы ветви которой направлены вниз значит
можно найти наибольшее значение
наибольшее значение 1225 а оно будет наибольшим при d=35
с=70-35=35
Контрольная работа №2
«Квадратичная функция»
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 – 14х + 45;
б) 3у2 + 7у – 6.
2. Постройте график функции у = х2 – 2х – 8. Найдите с помощью
графика:
а) значение у при х = –1,5;
б) значения х, при которых у = 3;
в) нули функции;
г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;
д) промежуток, в котором функция возрастает.
3. Сравните:
9
1
а) 2 и
9
1
7 ;
в) (–4,1)11 и (–3,9)11;
14
б) (–1,3)6 и (–2,1)6;
4. Вычислите:
а)
1, 21 3
5
1
32 ;
1
г) 3 и 0,0114.
3
2 3 3 10
8
б)
4
0,0001
;
в)
2 4 3
.
4
3 р2 р 2
2
5. Сократите дробь 4 9 р
.
6. Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 6х + 11.
Вариант 2
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 – 10х + 21;
б) 5у2 + 9у – 2.
2. Постройте график функции у = х2 – 4х – 5. Найдите с помощью
графика:
а) значение у при х = 0,5;
б) значения х, при которых у = 3;
в) нули функции;
г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;
д) промежуток, в котором функция убывает.
3. Сравните:
9
1
5
9
в) 4,7 и 3 ;
а) (–1,7)5 и (–2,1)5;
8
1
б) 4 и
8
1
7 ;
г) 5,712 и (–6,3)12.
4. Вычислите:
4
а)
1
2 0,64
81
;
3
б)
1
6
8
5
1
32 ;
3 5 .
3
в)
3
4с 2 7с 2
2
5. Сократите дробь 1 16с
.
6. Найдите наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 4х + 3.
Вариант 3
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 – 12х + 35;
б) 7у2 + 19у – 6.
2. Постройте график функции у = х2 – 6х + 5. Найдите с помощью
графика:
а) значение у при х = 0,5;
б) значения х, при которых у = –1;
в) нули функции;
г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;
д) промежуток, в котором функция возрастает.
3. Сравните:
7
7
1
1
а) 5 и 2 ;
в) (–2,3)6 и (–4,1)6;
10
1
г) 4 и (–1,4)10.
б) (–1,7)3 и (0,4)3;
4. Вычислите:
а)
9 5
243
25
;
3
б)
1
2
27
4
0,0016
;
в)
2 5 3
.
5
5а 2 19а 4
2
5. Сократите дробь 1 25а
.
6. Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 8х + 7.
Вариант 4
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 – 18х + 45;
б) 9х2 + 25х – 6.
2. Постройте график функции у = х2 – 8х + 13. Найдите с помощью
графика:
а) значение у при х = 1,5;
б) значения х, при которых у = 2;
в) нули функции;
г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;
д) промежуток, в котором функция возрастает.
3. Сравните:
9
а) 3,411 и 4,211;
3
1
в) 7 и (–0,7)9;
8
1
б) 4 и (–1,2)8;
г) (–2,4)4 и 1,24.
4. Вычислите:
4
а)
1 3
0,027
16
;
б)
0,81 2
5
1
32 ;
3 2 .
4
в)
4
7b2 11b 6
2
5. Сократите дробь 9 49b
.
6. Найдите наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 6х – 4.
Критерии оценивания заданий:
№
задания
Балл
1
2
3
4
5
6
2б
6б
4б
3б
1б
1б
Отметка
Количество
баллов
«5»
16-17
«4»
12-15
«3»
8-11
«2»
Меньше 8
баллов
Ответы:
Вариант 1
2
1. а) х – 14х + 45 = (х – 5) (х – 9);
х2 – 14х + 45 = 0;
х1 = 5, х2 = 9.
2
б) 3у2 + 7у – 6 = 3 (у – 3 ) (у + 3) = (3у – 2) (у + 3);
3у2 + 7у – 6 = 0;
D = 49 + 72 = 121;
7 11
6 ;
у1, 2 =
2
у1 = 3 , у2 = –3.
2. у = х2 – 2х – 8 – квадратичная функция, графиком является парабола.
Так как а > 0, то ветви направлены вверх. Найдем координаты (т; п)
вершины параболы:
b
2a = 1;
п = 1 – 2 – 8 = –9;
m=
А (1; –9) – вершина параболы.
–
2
–
3
у –1 –5 0
7
х 0
–
1
а) у ≈ –3;
б) х ≈ –2,6;
4,4;
в) у = 0 при х
= –2 и х = 4;
г) у > 0 при х
(–∞; –2) (4;
+∞);
у < 0 при х
(–2; 4);
д) [1; +∞).
9
9
1
1
2
3. а)
> 7 ;
в) (–4,1)11 < (–3,9)11;
б) (–1,3)6 < (–2,1)6;
1
г) 3 > 0,0114.
14
1,21 3 5
4. а)
3
2 3 3 10
8
б)
в)
2 4 3
4
4
1
1,1 3 ·
32
1
1,1 1,5 0,4
2
;
0,0001 2
27
3
10 · 0,1 2 · 1 2
8
2
;
2 ·
4
4
3
4
3
16 · 3 48
.
2
р
3
( р 1)
р 1
3 р2 р 2
(3 р 2)( р 1)
3
2
(2 3 р)(2 3 р) (3 р 2)(3 р 2)
3р 2 ;
5. 4 9 р
3р2 + р – 2 = 0;
D = 1 + 24 = 25;
1 5
р1, 2 = 6 ;
2
р1 = 3 , р2 = –1.
6. х2 – 6х + 11.
1-й с п о с о б.
Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена:
х2 – 6х + 11 = х2 –2 · 3 · х + 9 – 9 + 11 = (х – 3)2 + 2.
Это выражение принимает наименьшее значение при х = 3, и оно
равно 2.
2-й с п о с о б.
у = х2 – 6х + 11 – квадратичная функция, графиком является парабола,
ветви которой направлены верх. Наименьшее значение квадратного
трехчлена х2 – 6х + 11 – это ордината вершины этой параболы:
b 6
2
а
2 = 3;
т=
п = 9 – 18 + 11 = 2;
2 – наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 6х + 11.
Вариант 2
1. а) х – 10х + 21 = (х – 3) (х – 7);
х2 – 10х + 21 = 0;
х1 = 3, х2 = 7.
2
1
б) 5у2 + 9у – 2 = 5 (у – 5 ) (у + 2) = (5у – 1) (у + 2);
5у2 + 9у – 2 = 0;
D = 81 + 40 = 121;
9 11
у1, 2 = 10 ;
1
у1 = 5 , у2 = –2.
2. у = х2 – 4х – 5 – квадратичная функция, графиком является парабола.
Так как а > 0, то ветви направлены вверх. Найдем координаты (т; п)
вершины параболы:
b
2a = 2;
п = 4 – 8 – 5 = –9;
m=
А (2; –9) – вершина параболы.
–
1
–
2
у –8 –5 0
7
х 1
0
а) у ≈ –6;
б) х ≈ –1,5;
5,3;
в) у = 0 при х
= –1 и х = 5;
г) у > 0 при х
(–∞; –1)
(5; +∞);
у < 0 при х
(–1; 5);
д) (–∞; 2].
9
1
5
9
в) 4,7 > 3 ;
3. а) (–1,7)5 > (–2,1)5;
8
1
б) 4 >
в)
г) 5,712 < (–6,3)12.
4
1
1
1 3
4
2 0,64 2 · 0,8 1 1
81
3
3 5
15 ;
3
1
6
8
4. а)
б)
8
1
7 ;
3 3 5
3
5
1
1
1
1
6 · 3 2,5
32
2
2
2
;
3 ·
3
3
5
3
27 · 5 135
.
1
4(с )(с 2)
4с 7 с 2
(4с 1)(с 2)
с2
4
2
(1 4с)(1 4с) (4с 1)(4с 1)
4с 1 ;
5. 1 16с
2
4с2 + 7с – 2 = 0;
D = 49 + 32 = 81;
7 9
с1, 2 = 8 ;
1
с1 = 4 , с2 = –2.
6. –х2 + 4х + 3.
1-й с п о с о б.
Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена:
–х2 + 4х + 3 = –(х2 – 4х – 3) = –(х2 –2 · 2 · х + 4 – 4 –3) = –((х – 2)2 – 7) =
= –(х – 2)2 + 7.
Это выражение принимает наибольшее значение при х = 2, и оно
равно 7.
2-й с п о с о б.
у = –х2 + 4х + 3 – квадратичная функция, графиком является парабола,
ветви которой направлены вниз. Наибольшее значение квадратного
трехчлена –х2 + 4х + 3 – это ордината вершины этой параболы:
b 4
2
а
2 = 2;
т=
п = –4 + 8 + 3 = 7;
7 – наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 4х + 3.
Вариант 3
1. а) х2 – 12х + 35 = (х – 5) (х – 7);
х2 – 12х + 35 = 0;
х1 = 5, х2 = 7.
2
б) 7у2 + 19у – 6 = 7 (у – 7 ) (у + 3) = (7у – 2) (у + 3);
7у2 + 19у – 6 = 0;
D = 361 + 168 = 529;
19 23
14 ;
у1, 2 =
2
у1 = 7 , у2 = –3.
2. у = х2 – 6х + 5 – квадратичная функция, графиком является парабола.
Так как а > 0, то ветви направлены вверх. Найдем координаты (т; п)
вершины параболы:
b 6
2a 2 = 3;
п = 9 – 18 + 5 = –4;
т=
А (3; –4) – вершины параболы.
х 2
1
у –3 0
0
–
1
5 12
а) у ≈ 2,5;
б) х ≈ 1,1; 4,9;
в) у = 0 при х =
1 и х = 5;
г) у > 0 при х
(–∞; –1) (5;
+∞);
у < 0 при х
(1; 5);
д) [3; +∞).
7
7
1
1
3. а) 5 < 2 ;
в) (–2,3)6 < (–4,1)6;
б) (–1,7)3 < (0,4)3;
1
г) 4 < (–1,4)10.
10
9
25
4. а)
1
2
27
3
б)
в)
5
2 5 3
5
243
4
3
3 3,6
5
;
1
1 2 11
0,0016 2 · 0, 2
3
3 5 15 ;
2 ·
5
5
3
5
32 · 3 96
.
1
5(а )(а 4)
а4
5а 19а 4
(5а 1)(а 4)
5
(1 5а)(1 5а) (5а 1)(5а 1)
5а 1 ;
1 25а 2
5.
2
5а2 + 19а – 4 = 0;
D = 361 + 80 = 441;
19 21
10 ;
а1, 2 =
1
а1 = 5 , а2 = –4.
6. х2 – 8х + 7.
1-й с п о с о б.
Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена:
х2 – 8х + 7 = х2 –2 · 4 · х + 16 – 16 + 7 = (х – 4)2 – 9.
Это выражение принимает наименьшее значение при х = 4, и оно
равно –9.
2-й с п о с о б.
у = х2 – 8х + 7 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви
которой направлены вверх. Наименьшее значение квадратного трехчлена х2 –
8х + 7 – это ордината вершины этой параболы:
b 8
2
а
2 = 4;
т=
п = 16 – 32 + 7 = –9;
–9 – наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 8х + 7.
Вариант 4
1. а) х – 18х + 45 = (х – 3) (х – 15);
х2 – 18х + 45 = 0;
х1 = 3, х2 = 15.
2
2
б) 9х2 + 25х – 6 = 9 (х – 9 ) (х + 3) = (9х – 2) (х + 3);
9х2 + 25х – 6 = 0;
D = 625 + 216 = 841;
25 29
18 ;
х1, 2 =
2
9
х1 = , х2 = –23.
2. у = х2 – 8х + 13 – квадратичная функция, графиком является
парабола.
Так как а > 0, то ветви направлены вверх. Найдем координаты (т; п)
вершины параболы:
b 8
2a 2 = 4;
п = 16 – 32 + 13 = –3;
т=
А (4; –3) – вершины параболы.
х 3
2
у –2 1
1
0
6 13
а) у ≈ 3,4;
б) х ≈ 1,7; 6,3;
в) у = 0 при х ≈
2,3 и х ≈ 5,7;
г) у > 0 при х
(–∞; 2,3) (5,7;
+∞);
у < 0 при х
(2,3; 5,7);
д) [4; +∞).
9
3
1
в) 7 < (–0,7)9;
3. а) 3,411 < 4,211;
8
1
б) 4 < (–1,2)8;
4
4. а)
б)
в)
1 3
1
0,027 0,3 0,5 0,3 0, 2
16
2
;
0,81 2
г) (–2,4)4 > 1,24.
3 4 2
4
5
1
1
0,9 2 · 1,9
32
2
;
3 ·
4
4
2
4
81 · 2 162
.
3
7(b )(b 2)
b2
7b 11b 6
(7b 3)(b 2)
7
2
(7b 3)(7b 3) (7b 3)(7b 3)
7b 3 ;
5. 9 49b
2
7b2 + 11b –6 = 0;
D = 121 + 168 = 289;
11 17
14 ;
b1, 2 =
3
b1 = 7 , b2 = –2.
6. –х2 + 6х – 4.
1-й с п о с о б.
Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена:
–х2 + 6х – 4 = –(х2 –2 · 3 · х + 9 – 9 + 4) = –((х – 3)2 – 5) = –(х – 3)2 + 5.
Это выражение принимает наибольшее значение при х = 3, и оно
равно 5.
2-й с п о с о б.
у = –х2 + 6х – 4 – квадратичная функция, графиком является парабола,
ветви которой направлены вниз. Наибольшее значение квадратного
трехчлена –х2 + 6х – 4 – это ордината вершины этой параболы:
b 6
т = 2а 2 = 3;
п = –9 + 18 – 4 = 5;
5 – наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 6х – 4.
Контрольная работа №3
«Уравнения и неравенства с одной переменной»
Вариант 1
1. Решите уравнение:
а) х3 – 81х = 0;
х 2 1 3х 1
4 = 2.
б) 2
2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 19х2 + 48 = 0.
3. Решите неравенство:
а) 2х2 – 13х + 6 < 0;
б) х2 – 9 > 0;
в) 3х2 – 6х + 32 > 0.
4. Решите неравенство, используя метод интервалов:
х 5
б) х 7 < 0.
а) (х + 8) (х – 4) > 0;
5. При каких значениях t уравнение 3х2 + tх + 3 = 0 имеет два корня?
6.* Решите уравнение:
х2 х 5
3х
2
х
х х 5 + 4 = 0.
Вариант 2
1. Решите уравнение:
х2 6 8 х
5
10 = 1.
б)
а) х3 – 25х = 0;
2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 4х2 – 45 = 0.
3. Решите неравенство:
а) 2х2 – х – 15 > 0;
б) х2 – 16 < 0;
в) х2 + 12х + 80 < 0.
4. Решите неравенство, используя метод интервалов:
х3
б) х 8 > 0.
а) (х + 11) (х –9) < 0;
5. При каких значениях t уравнение 2х2 + tх + 8 = 0 не имеет корней?
6.* Решите уравнение:
х 2 14
10 х
2
х
х 14 = 3.
Вариант 3
1. Решите уравнение:
х2 4 5х 2
6 = 1.
б) 3
а) х3 – 36х = 0;
2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 13х2 + 36 = 0.
3. Решите неравенство:
а) 2х2 + 5х – 7 < 0;
б) х2 – 25 > 0;
в) 5х2 – 4х + 21 > 0.
4. Решите неравенство, используя метод интервалов:
х 3
б) х 6 < 0.
а) (х + 9) (х – 5) > 0;
5. При каких значениях t уравнение 2х2 + tх + 2 = 0 имеет два корня?
6.* Решите уравнение:
12
15
( х 1)( х 5) ( х 2)( х 4) = 2.
Вариант 4
1. Решите уравнение:
х 2 3 17 3х
8
б) 4
= 2.
а) х3 – 49х = 0;
2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 17х2 + 16 = 0.
3. Решите неравенство:
а) 5х2 + 3х – 8 > 0;
б) х2 – 49 < 0;
в) 4х2 – 2х + 13 < 0.
4. Решите неравенство, используя метод интервалов:
х5
б) х 10 > 0.
а) (х + 12) (х –7) < 0;
5. При каких значениях t уравнение 25х2 + tх + 1 = 0 не имеет корней?
6.* Решите уравнение:
1
9
( х 1)( х 3) ( х 1)( х 5) = –1.
№
задания
Балл
1
2б
Критерии оценивания заданий:
2
3
4
1б
3б
2б
5
6*
2б
2б
Отметка
Количество
баллов
«5»
10-12
«4»
7-10
«3»
5-6
«2»
Меньше 5
баллов
РЕШЕНИЕ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
х 2 1 3х 1
4 = 2;
б) 2
1. а) х – 81х = 0;
3
х (х2 – 81) = 0;
х=0
или
х2 – 81 = 0;
х2 = 81;
х = ±9.
О т в е т: –9; 0; 9.
2(х2 – 1) – (3х – 1) = 2 · 4;
2х2 – 2 – 3х + 1 – 8 = 0;
2х2 – 3х – 9 = 0;
D = 9 + 72 = 81;
39
х1 = 4 = –1,5;
39
х2 = 4 = 3.
О т в е т: –1,5; 3.
2. х – 19х + 48 = 0.
Пусть х2 = t, тогда получим:
t2 – 19t + 48 = 0;
D = 361 – 192 = 169;
4
2
19 13
19 13
2 = 3, t2 =
2 = 16.
t1 =
В е р н е м с я к з а м е н е:
х2 = 3;
или
х2 = 16;
х = ±4.
х = ± 3.
О т в е т: –4; – 3 ;
3 ; 4.
3. а) 2х2 – 13х + 6 < 0;
у = 2х2 – 13х + 6.
Ветви параболы направлены вверх.
2х2 – 13х + 6 = 0;
D = 169 – 48 = 121;
13 11 1
13 11
4
2 , х2 =
4 = 6.
х1 =
1
; 6
.
О т в е т: 2
б) х2 – 9 > 0;
у = х2 – 9.
Ветви параболы направлены вверх.
х2 – 9 = 0;
х2 = 9;
х = ±3.
О т в е т: (–∞; –3) (3; +∞).
в) 3х2 – 6х + 32 > 0;
у =3х2 – 6х + 32.
Ветви параболы направлены вверх.
3х2 – 6х + 32 = 0;
D = 9 – 96 = –87 < 0.
Парабола не пересекает ось х.
О т в е т: (–∞; +∞).
4. а) (х + 8) (х – 4) > 0;
х = –8; 4 – нули функции
у = (х + 8) (х – 4).
О т в е т: (–∞;–8) (4; +∞).
5. 3х2 + tх + 3 = 0;
D = t2 – 36.
Уравнение имеет два корня, если D > 0,
t2 – 36 > 0;
t2 (–∞;–6) (6; +∞).
О т в е т: (–∞;–6) (6; +∞).
х2 х 5
3х
2
х
х х 5 + 4 = 0.
6.*
х 5
б) х 7 < 0;
(х – 5) (х + 7) < 0;
х = –7; 5 – нули функции
у = (х – 5) (х + 7).
О т в е т: (–7; 5).
х2 х 5
х
Пусть
= t, тогда получим:
3
t + t + 4 = 0;
t2 + 4t + 3 = 0;
t1 = –1, t2 = –3.
В е р н е м с я к з а м е н е:
х2 х 5
х
= –1;
х + 2х – 5 = 0;
D1 = 1 + 5 = 6;
2
х1, 2 = –1 ±
или
х2 х 5
х
= –3;
х2 + 4х – 5 = 0;
х1 = 1, х2 = –5.
6.
О т в е т: –5; 1; –1 ±
6.
Вариант 2
х2 6 8 х
10 = 1;
б) 5
1. а) х – 25х = 0;
3
х (х2 – 25) = 0;
х=0
или
х2 – 25 = 0;
х2 = 25;
х = ±5.
О т в е т: –5; 0; 5.
2(х2 + 6) – (8 – х) = 1 · 10;
2х2 + 12 – 8 + х – 10 = 0;
2х2 + х – 6 = 0;
D = 1 + 48 = 49;
1 7
х1 = 4 = –2;
1 7
х2 = 4 = 1,5.
О т в е т: –2; 1,5.
2. х4 – 4х2 – 45 = 0.
Пусть х2 = t, тогда получим:
t2 – 4t – 45 = 0;
t1 = –5, t2 = 9.
В е р н е м с я к з а м е н е:
х2 = –5 .
или
х2 = 9;
х = ±3.
Нет решений.
О т в е т: ±3.
3. а) 2х2 – х – 15 > 0;
у = 2х2 – х – 15 > 0.
Ветви параболы направлены вверх.
2х2 – х – 15 = 0;
D = 1 + 120 = 121;
1 11
1 11
x1 = 4 –2,5, x2 = 4 = 3.
О т в е т: (–∞;–2,5) (3; +∞).
б) х2 – 16 < 0;
у = х2 – 16.
Ветви параболы направлены вверх.
х2 – 16 = 0;
х2 = 16;
х = ±4.
О т в е т: (–4; 4).
в) х2 + 12х + 80 < 0;
у = х2 + 12х + 80 < 0.
Ветви параболы направлены вверх.
х2 + 12х + 80 = 0;
D = 36 – 80 = –44 < 0.
Парабола не пересекает ось х.
О т в е т: нет решений.
4. а) (х + 11) (х –9) < 0;
х = –11; 9 – нули функции
у = (х + 11) (х – 9).
О т в е т: (–11; 9).
5. 2х2 + tх + 8 = 0;
D = t2 – 64.
Уравнение не имеет корней, если D < 0,
t2 – 64 < 0;
t = ±8.
О т в е т: (–8; 8).
х 2 14
10 х
2
х
х 14 = 3.
6.*
х3
б) х 8 > 0;
(х + 3) (х – 8) > 0;
х = –3; 8 – нули функции
у = (х + 3) (х – 8).
О т в е т: (–∞;–3) (8; +∞).
х 2 14
х
Пусть
= t, тогда получим:
10
t – t = 3;
t2 – 3t – 10 = 0;
t1 = –2, t2 = 5.
В е р н е м с я к з а м е н е:
х 2 14
х
= –2 ;
х + 2х – 14 = 0;
D1 = 1 + 14 = 15;
2
х 2 14
х
= 5;
или
х2 – 5х – 14 = 0;
х1 = –2, х2 = 7.
х1, 2 = –1 ± 15 .
О т в е т: –2; 7; –1 ± 15 .
Вариант 3
х2 4 5х 2
6 = 1;
б) 3
1. а) х – 36х = 0;
3
х (х2 – 36) = 0;
х=0
или
х2 – 36 = 0;
х2 = 36;
х = ±6.
О т в е т: –6; 0; 6.
2(х2 – 4) – (5х – 2) = 1 · 6;
2х2 – 8 – 5х + 2 – 6 = 0;
2х2 – 5х – 12 = 0;
D = 25 + 96 = 121;
5 11
х1 = 4 = –1,5;
5 11
х2 = 4 = 4.
О т в е т: –1,5; 4.
2. х4 – 13х2 + 36 = 0.
Пусть х2 = t, тогда получим:
t2 – 13t + 36 = 0;
t1 = 4, t2 = 9.
В е р н е м с я к з а м е н е:
х2 = 4;
или
х2 = 9;
х = ±3.
х = ±2.
О т в е т: –3; –2; 2; 3.
3. а) 2х2 + 5х – 7 < 0;
у = 2х2 + 5х – 7.
Ветви параболы направлены вверх.
2х2 + 5х – 7 = 0;
D = 25 + 56 = 81;
5 9
5 9
x1 = 4 = –3,5, x2 = 4 = 1.
О т в е т: (–3,5; 1).
б) х2 – 25 > 0;
у = х2 – 25.
Ветви параболы направлены вверх.
х2 – 25 = 0;
х2 = 25;
х = ±5.
О т в е т: (–∞; –5) (5; +∞).
в) 5х2 – 4х + 21 > 0;
у = 5х2 – 4х + 21.
Ветви параболы направлены вверх.
5х2 – 4х + 21 = 0;
D = 4 – 105 = –101 < 0.
Парабола не пересекает ось х.
О т в е т: (–∞; +∞).
4. а) (х + 9) (х – 5) > 0;
х = –9; 5 – нули функции
у = (х + 9) (х – 5).
х 3
б) х 6 < 0;
(х – 3) (х + 6) < 0;
х = –6; 3 – нули функции
у = (х – 3) (х + 6).
О т в е т: (–∞;–9) (5; +∞).
О т в е т: (–6; 3).
2
5. 2х + tх + 2 = 0;
D = t2 – 16.
Уравнение имеет два корня, если D > 0,
t2 – 16 > 0;
t = ±4.
О т в е т: (–∞;–4) (4; +∞).
12
15
6.* ( х 1)( х 5) ( х 2)( х 4) = 2;
12
15
х 2 6 х 5 х 2 6 х 8 = 2.
Пусть х2 + 6х + 5 = t, тогда получим:
12 15
t t 3 = 2;
12 (t + 3) + 15t = 2t (t + 3);
12t + 36 + 15t = 2t2 + 6t;
2t2 – 21t – 36 = 0;
D = 441 + 288 = 729;
21 27
21 27
3
4
4
t1 =
= 12, t2 =
= 2.
В е р н е м с я к з а м е н е:
х2 + 6х + 5 = 12;
или
х2 + 6х – 7 = 0;
х1 = 1, х2 = –7.
3
2;
х2 + 6х + 5 =
2х2 + 12х + 13 = 0;
D1 = 36 – 26 = 10;
6 10
2
х1, 2 =
.
6 10
2
О т в е т: –7; 1;
.
Вариант 4
х 2 3 17 3х
8
б) 4
= 2;
1. а) х – 49х = 0;
3
х (х2 – 49) = 0;
х=0
или
х2 – 49 = 0;
х2 = 49;
х = ±7.
О т в е т: –7; 0; 7.
2(х2 + 3) – (17 – 3х) = 2 · 8;
2х2 + 6 – 17 + 3х = 16;
2х2 + 3х – 27 = 0;
D = 9 + 216 = 225;
3 15
4
х1 =
= 3;
3 15
4
х2 =
= –4,5.
О т в е т: –4,5; 3.
2. х4 – 17х2 + 16 = 0.
Пусть х2 = t, тогда получим:
t2 – 17t + 16 = 0;
t1 = 1, t2 = 16.
В е р н е м с я к з а м е н е:
х2 = 1;
или
х2 = 16;
х = ±4.
х = ±1.
О т в е т: –4; –1; 1; 4.
3. а) 5х2 + 3х – 8 > 0;
у = 5х2 + 3х – 8.
Ветви параболы направлены вверх.
5х2 + 3х – 8 = 0;
D = 9 + 160 = 169;
3 13
3 13
x1 = 10 = 1, x2 = 10 = –1,6.
О т в е т: (–∞;–1,6) (1; +∞).
б) х2 – 49 < 0;
у = х2 – 49.
Ветви параболы направлены вверх.
х2 – 49 = 0;
х2 = 49;
х = ±7.
О т в е т: (–7; 7).
в) 4х2 – 2х + 13 < 0;
у = 4х2 – 2х + 13.
Ветви параболы направлены вверх.
4х2 – 2х + 13 = 0;
D = 1 – 52 = –51 < 0.
Парабола не пересекает ось х.
О т в е т: нет решений.
4. а) (х + 12) (х –7) < 0;
х = –12; 7 – нули функции
у = (х + 12) (х – 7).
О т в е т: (–12; 7).
5. 25х2 + tх + 1 = 0;
D = t2 – 100.
х5
б) х 10 > 0;
(х + 5) (х – 10) > 0;
х = –5; 10 – нули функции
у = (х + 5) (х – 10).
О т в е т: (–∞;–5) (10; +∞).
Уравнение не имеет корней, если D < 0,
t2 – 100 < 0,
t = ±10.
О т в е т: (–10; 10).
1
9
6.* ( х 1)( х 3) ( х 1)( х 5) = –1;
1
9
2
2
х 4 х 3 х 4 х 5 = –1.
Пусть х2 + 4х = а, тогда получим:
1
9
а 3 а 5 = –1;
а – 5 + 9 (а + 3) + (а + 3) (а – 5) = 0;
а – 5 + 9а + 27 + а2 – 2а – 15 = 0;
а2 + 8а + 7 = 0;
а1 = –1, а2 = –7.
В е р н е м с я к з а м е н е:
х2 + 4х = –1;
или
х2 + 4х = –7;
х2 + 4х + 1 = 0;
х2 + 4х + 7 = 0;
D = 4 – 7 = –3 < 0.
D = 4 – 1 = 3;
Решений нет.
х1, 2 = –2 ± 3 .
О т в е т: –2 ±
3.
Контрольная работа №4
«Уравнения и неравенства с двумя переменными»
Вариант 1
1. Решите систему уравнений:
2 x y 7,
2
x y 1.
2. Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м 2.
Найдите стороны прямоугольника.
3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения
параболы у = х2 + 4 и прямой х + у = 6.
4. Решите систему уравнений:
2 y x 7,
2
2
x xy y 29.
5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы
неравенств:
x y 1,
2
y 3 x .
Вариант 2
1. Решите систему уравнений:
x 3 y 2,
xy y 6.
2. Одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой стороны.
Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 120 см2.
3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения
окружности х2 + у2 = 10 и прямой х + 2у = 5.
4. Решите систему уравнений:
y 3x 1,
2
2
x 2 xy y 9.
5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы
неравенств:
2 x y 2,
2
2
x y 9.
Вариант 3
1. Решите систему уравнений:
x 5 y 2,
2
x y 10.
2. Периметр прямоугольника равен 26 см, а его площадь равна 42 см 2.
Найдите стороны прямоугольника.
3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения
параболы у = х2 – 8 и прямой х + у = 4.
4. Решите систему уравнений:
x 5 y 9,
2
2
x 3xy y 3.
5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы
неравенств:
x y 1,
2
y x 4.
Вариант 4
1. Решите систему уравнений:
3x y 1,
x xy 8.
2. Одна из сторон прямоугольника на 4 м больше другой стороны.
Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 45 м2.
3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения
окружности х2 + у2 = 17 и прямой 5х – 3у = 17.
4. Решите систему уравнений:
x 2 y 1,
2
2
x xy 2 y 1.
5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы
неравенств:
y x 1,
2
2
( x 1) y 9.
№
задания
Балл
Отметка
Критерии оценивания заданий:
1
2
3
4
5
1б
1б
«5»
2б
1б
«4»
1б
«3»
«2»
Количество
баллов
6
4-5
2-3
Меньше 2
баллов
Ответы:
Вариант 1
2 x y 7,
y 7 2 x,
2
2
x
y
1;
x (7 2 x) 1.
1.
х2 – 7 + 2х = 1;
х2 + 2х – 8 = 0;
х1 = –4 у1 = 7 – 2 · (–4) = 15;
у2 = 7 – 2 · 2 = 3.
х2 = 2
О т в е т: (–4; 15), (2; 3).
2. Пусть х м – одна сторона, а у м – другая сторона прямоугольника. Так
как периметр прямоугольника равен 28 м, то получим уравнение:
2(х + у) = 28.
Площадь прямоугольника равна 40 м2, поэтому ху = 40.
Составим и решим систему уравнений:
2 ( x y) 28,
x y 14,
x 14 y,
xy 40;
xy 40;
(14 y) y 40.
14у – у2 = 40;
у2 – 14у + 40 = 0;
х1 = 14 – 4 = 10;
у1 = 4
у2 = 10 х2 = 14 – 10 = 4.
О т в е т: 4 м и 10 м.
3. Согласно условию составим и решим систему уравнений:
y x 2 4,
x y 6;
y x 2 4,
2
x x 4 6.
х2 + х – 2 = 0;
у1 = 1 + 4 = 5;
х1 = 1
х2 = –2 у2 = (–2)2 + 4 = 8.
О т в е т: (1; 5), (–2; 8).
2 y x 7,
x 2 y 7,
2
2
2
2
x
xy
y
29;
(2 y 7) (2 y 7) y y 29.
4.
4у2 – 28у + 49 – 2у2 + 7у – у2 = 29;
у2 – 21у + 20 = 0;
х1 = 2 · 1 – 7 = –5;
у1 = 1
у2 = 20 х2 = 2 · 20 – 7 = 33.
О т в е т: (–5; 1), (33; 20).
x y 1,
2
y
3
x
;
5.
y 1 x,
2
y x 3.
Вариант 2
x 3 y 2,
xy y 6;
1.
x 3 y 2,
(3 y 2) y y 6.
3у2 + 2у + у = 6;
3у2 + 3у – 6 = 0;
у2 + у – 2 = 0;
х 1 = 3 · 1 + 2 = 5;
у1 = 1
у2 = –2 х 2 = 3 · (–2) + 2 = –4.
О т в е т: (5; 1), (–4; –2).
2. Пусть х см – одна сторона, а у см – другая сторона прямоугольника. Так
как одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой, то имеем
уравнение х = у + 2. Так как площадь прямоугольника равна 120 см2, то
имеем уравнение ху = 120.
Составим и решим систему уравнений:
x y 2,
xy 120;
x y 2,
( y 2) y 120.
у2 + 2у – 120 = 0;
у1 = 10 х1 = 10 + 2 = 12;
у2 = –12 х2 = –12 + 2 = –10 – не удовлетворяет условию задачи.
О т в е т: 10 см и 12 см.
3. Согласно условию составим и решим систему уравнений:
x 2 y 2 10,
x 5 2 y,
2
2
x 2 y 5;
(5 2 y ) y 10.
25 – 20у + 4у2 + у 2 = 10;
5у2 – 20у + 15 = 0;
у2 – 4у + 3 = 0;
х1 = 5 – 2 · 1 = 3;
у1 = 1
х2 = 5 – 2 · 3 = –1.
у2 = 3
О т в е т: (3; 1), (–1; 3).
y 3x 1,
y 3x 1,
2
2
2
2
x
2
xy
y
9;
x
2
x
(3
x
1)
(3
x
1)
9.
4.
х2 – 6х2 – 2х + 9х2 + 6х + 1 = 9;
4х2 + 4х – 8 = 0;
х2 + х – 2 = 0;
у1 = 3 · 1 + 1 = 4;
х1 = 1
х2 = –2 у2 = 3 · (–2) + 1 = –5.
О т в е т: (1; 4), (–2; –5).
2 x y 2,
2
x y 2 9;
5.
y 2 x 2,
2
2
x y 9.
Вариант 3
x 5 y 2,
2
x y 10;
1.
x 5 ( x 2 10) 2,
2
y x 10.
х – 5х2 + 50 = 2;
5х2 – х – 48 = 0;
D = 1 + 4 · 5 · 48 = 961;
1 31
у1 = 3,22 – 10 = 0,24;
х1 = 10 = 3,2
1 31
у2 = 32 – 10 = –1.
х2 = 10 = –3
О т в е т: (3,2; 0,24), (–3; –1).
2. Пусть х см – одна сторона, а у см – другая сторона прямоугольника.
Согласно условию задачи составим и решим систему уравнений:
2 ( x y ) 26,
xy 42;
x y 13,
xy 42;
13у – у2 = 42;
у2 – 13у + 42 = 0;
х1 = 13 – 6 = 7;
у1 = 6
х2 = 13 – 7 = 6.
у2 = 7
О т в е т: 6 см и 7 см.
y x 2 8,
x y 4;
x 13 y,
(13 y) y 42.
y x 2 8,
2
x x 8 4.
3.
х2 + х – 12 = 0;
у1 = 32 – 8 = 1;
х1 = 3
х2 = –4 у2 = (–4)2 – 8 = 8.
О т в е т: (3; 1), (–4; 8).
x 5 y 9,
x 9 5 y,
2
2
2
2
x
3
xy
y
3;
(9
5
y
)
3
(9
5
y
)
y
y
3.
4.
81 + 90у + 25у2 + 27у + 15у2 – у2 = 3;
39у2 + 117у + 78 = 0;
у2 + 3у + 2 = 0;
у1 = –1 х1 = 9 + 5 · (–1) = 4;
у2 = –2 х2 = 9 + 5 · (–2) = –1.
О т в е т: (4; –1), (–1; 2).
x y 1,
y x 2 4;
5.
y x 1,
2
y x 4.
Вариант 4
3x y 1,
x xy 8;
1.
y 3x 1,
x x (3x 1) 8.
х + 3х2 + х = 8;
3х2 + 2х – 8 = 0;
D1 = 1 + 2 4 = 25;
1 5 4
3
х1 = 3
1 5
х2 = 3 = –2
4
у1 = –3 ∙ 3 – 1 = –5;
у2 = –3 ∙ (–2) – 1 = 5.
4
; 5
, (–2; 5).
О т в е т: 3
2. Пусть х м – одна сторона, а у м – другая сторона прямоугольника.
Согласно условию задачи составим и решим систему уравнений:
x 4 y,
xy 45;
x 4 y,
(4 y ) y 45.
у2 + 4у – 45 = 0;
у1 = –9 х1 = 4 – 9 = –5 – не удовлетворяет условию задачи;
х2 = 4 + 5 = 9.
у2 = 5
О т в е т: 5 м и 9 м.
x 2 y 2 17,
5 x 3 y 17;
x 2 y 2 17,
5 x 17 3 y;
3.
289 + 102у + 9у2 + 25у2 = 17 · 25;
34у2 + 102у – 136 = 0;
17 3 y 2
y 2 17,
5
x 17 3 y .
5
у2 + 3у – 4 = 0;
17 3
х1 = 5 = 4;
у1 = 1
17 12
5
у2 = –4 х2 =
= 1.
О т в е т: (4; 1), (1; –4).
x 2 y 1,
x 1 2 y,
2
2
2
2
x
xy
2
y
1;
(1 2 y ) (1 2 y ) y 2 y 1.
4.
1 – 4у + 4у2 – у + 2у2 – 2у2 = 1;
4у2 – 5у = 0;
х1 = 1;
у1 = 0
5
5
у2 = 4 х2 = 1 – 2 ∙ 4 = –1,5.
О т в е т: (1; 0) (–1,5; 1,25).
y x 1,
( x 1) 2 y 2 9;
5.
y 1 x,
2
2
( x 1) y 9.
Контрольная работа №5
«Арифметическая прогрессия»
Вариант 1
1. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии (ап), если а1
= –15 и d = 3.
2. Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической
прогрессии: 8; 4; 0; …
3. Найдите сумму шестидесяти первых членов последовательности (bп),
заданной формулой bп = 3п – 1.
4. Является ли число 54,5 членом арифметической прогрессии (ап), в
которой а1 = 25,5 и а9 = 5,5?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 3 и не превосходящих
100.
Вариант 2
1. Найдите восемнадцатый член арифметической прогрессии (ап), если а1
= 70 и d = –3.
2. Найдите сумму двадцати первых членов арифметической прогрессии: –
21; –18; –15; …
3. Найдите сумму сорока первых членов последовательности (bп),
заданной формулой bп = 4п – 2.
4. Является ли число 30,4 членом арифметической прогрессии (ап), в
которой а1 = 11,6 и а15 = 17,2?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 7 и не превосходящих
150.
Вариант 3
1. Найдите тридцать второй член арифметической прогрессии (ап), если а1
= 65 и d = –2.
2. Найдите сумму двадцати четырех первых членов арифметической
прогрессии: 42; 34; 26; …
3. Найдите сумму восьмидесяти первых членов последовательности
(bп), заданной формулой bп = 2п – 5.
4. Является ли число 6,5 членом арифметической прогрессии (ап), в
которой а1 = –2,25 и а11 = 10,25?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 9 и не превосходящих
80.
Вариант 4
1. Найдите сорок третий член арифметической прогрессии (ап), если а1
= –9 и d = 4.
2. Найдите сумму четырнадцати первых членов арифметической
прогрессии: –63; –58; –53; …
3. Найдите сумму ста двадцати первых членов последовательности (bп),
заданной формулой bп = 3п – 2.
4. Является ли число 35,8 членом арифметической прогрессии (ап), в
которой а1 = –23,6 и а22 = 11?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 6 и не превосходящих
150.
В контрольной работе задания 1 и 2 обязательного уровня.
№
задания
Балл
Отметка
Количество
баллов
Критерии оценивания заданий:
1
2
3
4
5
1б
1б
1б
«5»
5
1б
«4»
4
1б
«3»
3
«2»
Меньше 3
баллов
Ответы:
Вариант 1
1. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = –15, d = 3.
а23 = а1 + 22d; а23 = –15 + 22 · 3 = –15 + 66 = 51.
О т в е т: 51.
2. 8; 4; 0; … – арифметическая прогрессия;
а1 = 8, d = – 4.
2a1 d (n 1)
2
Sn =
· п;
S16
2 · 8 4 · 15
2
=
· 16 = (16 – 60) · 8 =
= –44 · 8 = –352.
О т в е т: –352.
3. bп = 3п – 1, значит, (bп) – арифметическая прогрессия.
b1 = 3 · 1 – 1 = 2; b60 = 3 · 60 – 1 = 179;
b1 bn
2 179
2 · п; S60 =
2
Sn =
· 60 = 181 · 30 = 5430.
О т в е т: 5430.
4. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = 25,5; а9 = 5,5.
Пусть ап = 54,5.
a9 a1
5,5 25,5
20
8 ; d=
8
8 = –2,5;
d=
=
ап = а1 + d (п – 1); 54,5 = 25,5 – 2,5 (п – 1); 2,5 (п – 1) = –29;
п – 1 = –11,6;
п = –10,6, п N, значит, 54,5 не является членом
арифметической прогрессии (ап).
О т в е т: нет.
5. (ап) – арифметическая прогрессия; ап = 3п; ап ≤ 100;
1
3п ≤ 100; п ≤ 33 3 , так как п N,то п = 33.
a1 an
2 · п; а1 = 3; а33 = 99, тогда
Sn =
3 99
2 · 33 = 1683.
S33 =
О т в е т: 1683.
Вариант 2
1. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = 70, d = –3.
а18 = а1 + 17d; а18 = 70 + 17 · (–3) = 70 – 51 = 19.
О т в е т: 19.
2. –21; –18; –15; … – арифметическая прогрессия;
а1 = –21, d = 3.
2a1 d (n 1)
2 · (21) 3 · 19
42 57
2
2
2
Sn =
· п; S20 =
· 20 =
· 20 =
= 15 · 10 = 150.
О т в е т: 150.
3. bп = 4п – 2, значит, (bп) – арифметическая прогрессия.
b1 = 2; b40 = 4 · 40 – 2 = 160 – 2 = 158;
b1 bn
2 158
2 · п; S40 =
2
Sn =
· 40 = 160 · 20 = 3200.
О т в е т: 3200.
4. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = 11,6; а15 = 17,2.
Пусть ап = 30,4.
a15 a1
17,2 11,6 5,6
14
d = 14 ; d =
= 14 = 0,4;
ап = а1 + d (п – 1); 30,4 = 11,6 + 0,4 (п – 1); 0,4 (п – 1) = 18,8;
п – 1 = 47; п = 48, п N, значит, 30,4 является членом арифметической
прогрессии (ап).
О т в е т: да.
5. (ап) – арифметическая прогрессия; ап = 7п; ап ≤ 150;
3
7п ≤ 150; п ≤ 21 7 , так как п N,то п = 21.
a1 an
2 · п; а1 = 7; а21 = 147, тогда
Sn =
7 147
2
S21 =
· 21 = 77 · 21 = 1617.
О т в е т: 1617.
Вариант 3
1. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = 65, d = –2.
а32 = а1 + 31d; а32 = 65 + 31 · (–2) = 65 – 62 = 3.
О т в е т: 3.
2. 42; 34; 26; … – арифметическая прогрессия;
а1 = 42, d = –8.
2a1 d (n 1)
2 · 42 8 · 23
84 184
2
2
2
Sn =
· п; S24 =
· 24 =
· 24 =
= –100 · 12 = –1200.
О т в е т: –1200.
3. bп = 2п – 5, значит (bп) – арифметическая прогрессия.
b1 = –3; b80 = 2 · 80 – 5 = 160 – 5 = 155
b1 bn
3 155
2 · п; S30 =
2
Sn =
· 80 = 152 · 40 = 6080.
О т в е т: 6080.
4. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = –2,25; а11 = 10,25.
Пусть ап = 6,5.
a11 a1
10,25 2,25
10
d = 10 ; d =
= 1,25.
ап = а1 + d (п – 1); 6,5 = –2,25 + 1,25 (п – 1);
1,25 (п – 1) = 8,75;
п – 1 = 7; п = 8, п N, значит, число 6,5 является членом арифметической
прогрессии (ап).
О т в е т: да.
5. (ап) – арифметическая прогрессия, ап = 9п; ап ≤ 80;
8
9п ≤ 80; п ≤ 8 9 , так как п N,то п = 8.
a1 an
9 72
2 · п; S8 = 2 · 8 = 324.
а1 = 9; а8 = 72, Sn =
О т в е т: 324.
Вариант 4
1. (ап) – арифметическая прогрессия; а1 = –9, d = 4.
а43 = а1 + 42d; а43 = –9 + 42 · 4 = –9 + 168 = 159.
О т в е т: 159.
2. –63; –58; –53; … – арифметическая прогрессия;
а1 = –63, d = 5.
2a1 d (n 1)
2 · ( 63) 5 · 13
126 65
2
2
2
Sn =
· п; S14 =
· 14 =
· 14 =
= –61 · 7 = –427.
О т в е т: –427.
3. bп = 3п – 2, значит (bп) – арифметическая прогрессия.
b1 = 1; b120 = 3 · 120 – 2 = 358
b1 bn
1 358
2 · п; S120 =
2
Sn =
· 120 = 359 · 60 = 21540
О т в е т: 21540.
4. (ап) – арифметическая прогрессия, а1 = –23,6; а22 = 11.
Пусть ап = 35,8.
a22 a1
11 23,6 34,6
68
21
21 ; d =
d=
= 21 = 1 105 ;
173
ап = а1 + d (п – 1); 35,8 = –23,6 + 105 (п – 1);
173
59,4 · 105
9
173 ; п – 1 = 36 173 ;
105 (п – 1) = –59,4; п – 1 =
9
п = 37 173 , п N, значит, число 35,8 не является членом арифметической
прогрессии (ап).
О т в е т: нет.
5. (ап) – арифметическая прогрессия; ап = 6п; ап ≤ 150;
6п ≤ 150; п ≤ 25, так как п N, то п = 25.
a1 an
2 · п; ; а1 = 6; а25 = 150, тогда
Sn =
6 150
2
S25 =
· 25 = 78 · 25 = 1950.
Контрольная работа №6
«Геометрическая прогрессия»
Вариант 1
1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии (bп), если b1 = –32 и q
1
= 2.
2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 2, а знаменатель
равен 3. Найдите сумму шести первых членов этой прогрессии.
16
3. Между числами 27 и 3 вставьте три числа, которые вместе с данными
числами образуют геометрическую прогрессию.
4. Найдите сумму девяти первых членов геометрической прогрессии
(bп) с положительными членами, зная, что b2 = 0,04 и b4 = 0,16.
5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q
= 3, S4 = 560.
Вариант 2
1. Найдите шестой член геометрической прогрессии (bп), если b1 = 0,81 и q
=
1
3.
2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 6, а знаменатель
равен 2. Найдите сумму семи первых членов этой прогрессии.
4
3. Между числами 49 и 196 вставьте три числа так, чтобы они вместе с
данными числами составили геометрическую прогрессию.
4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии
(bп) с положительными членами, зная, что b2 = 1,2 и b4 = 4,8.
5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q
= –2, S5 = 330.
Вариант 3
1. Найдите пятый член геометрической прогрессии (bп), если b1 = –125 и q
1
= 5.
2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 4, а знаменатель
равен 2. Найдите сумму восьми первых членов этой прогрессии.
1
3. Между числами 48 и 27 вставьте три числа так, чтобы вместе с
данными они составили геометрическую прогрессию.
4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии
(bп) с положительными членами, зная, что b3 = 0,05 и b5 = 0,45.
5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q
= –3, S4 = 400.
1. Найдите
девятый
Вариант 4
член геометрической
прогрессии
(bп),
если
1
b1 = 100000 и q = 5 .
2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 6, а знаменатель
равен 4. Найдите сумму пяти первых членов этой прогрессии.
7
3. Между числами 35 и 125 вставьте три числа так, чтобы вместе с
данными они образовывали геометрическую прогрессию.
4. Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии (bп) с
положительными членами, зная, что b3 = 3,6 и b5 = 32,4.
5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q
= 2, S5 = 403.
№
задания
Балл
Отметка
Количество
баллов
Критерии оценивания заданий:
1
2
3
4
5
1б
1б
1б
«5»
5
1б
«4»
4
1б
«3»
3
Ответы:
Вариант 1
1
1. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = –32, q = 2 .
6
1
1
b7 32 · 32 ·
0,5.
6
2
64
b7 = b1 · q ,
О т в е т: –0,5.
2. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 2, q = 3.
«2»
Меньше 3
баллов
b1 (q6 1)
2 (36 1)
, S6
S6
728
3 1
q 1
.
О т в е т: 728.
16
3. 27 ; а2; а3; а4; 3 – геометрическая прогрессия,
4
a
3 · 27
3
3
q 5 ; q4
; q4 ; q .
a1
16
2
2
3
8
4
q ; a2 ; a3 ; a4 2;
2
9
3
1)
3
8
4
q ; a2 ; a3 ; a4 2.
2
9
3
2)
8 4
8 4
; ; 2
; ; 2
О т в е т: 1) 9 3
; 2) 9 3
.
4
4. (bп) – геометрическая прогрессия, bп > 0, b2 = 0,04, b4 = 0,16.
b2 = b1 · q;
b4 b1 · q3 (b1 · q) · q 2 b2 · q 2 ;
0,16 = 0,04 · q2; q2 = 4; q = 2 (так как bп > 0)
b1
b2
0,04
; b1
; b1 0,02.
q
2
b1 (q9 1)
0,02 (29 1)
; S9
S9
0,02 · 511 10,22.
2 1
q 1
О т в е т: 10,22.
5. (ап) – геометрическая прогрессия, q = 3, S4 = 560.
a1 (q 4 1)
S (q 1)
560 · 2 560 · 2
; a1 4 4
; a1 4
S4
14.
80
q 1
3 1
q 1
О т в е т: 14.
Вариант 2
1. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 0,81, q =
5
1
3.
34 1
1
1
· 5
.
b6 0,81 ·
5
3
100
300
3
b6 = b1 · q ,
1
О т в е т: 300 .
2. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 6, q = 2.
b1 (q7 1)
6 (27 1)
, S7
S7
6 · 127 762.
2 1
q 1
О т в е т: 762.
4
3. 49 ; а2; а3; а4; 196 – геометрическая прогрессия,
a
196 · 49
; q 4 49 · 49; q 7.
q4 5 ; q4
4
a1
4
q 7; a2 ; a3 4; a4 28;
7
1)
4
q 7; a2 ; a3 4; a4 28.
7
2)
4
4
; 4; 28
; 4; 28
О т в е т: 1) 7
; 2) 7
.
4. (bп) – геометрическая прогрессия, bп > 0, b2 = 1,2, b4 = 4,8.
b2 = b1 · q;
b4 b1 · q3 (b1 · q) · q 2 b2 · q 2 ;
4,8 = 1,2 · q2; q2 = 4; q = 2 (так как bп > 0);
b1
b2
1, 2
; b1
; b1 0,6.
q
2
b1 (q8 1)
0,6 (28 1)
; S8
S8
0,6 · 255 153.
2 1
q 1
О т в е т: 153.
5. (ап) – геометрическая прогрессия, q = –2, S4 = 330.
S (q 1)
a1 (q5 1)
330 · (2 1) 330 · (3)
30.
S5
; a1 5 5
; a1
33
q 1
q 1
(2)5 1
О т в е т: 30.
Вариант 3
1
1. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = –125, q = 5 .
4
53
1
1
b5 125 · 4 0,2.
5
5
5
b5 = b1 · q4,
О т в е т: –0,2.
2. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 4, q = 2.
b1 (q8 1)
4 (28 1)
, S8
S8
4 · 255 1020.
2 1
q 1
О т в е т: 1020.
1
3. 48; а2; а3; а4; 27 – геометрическая прогрессия,
a
1
1
1
1
4
; q4 3
;
;
.
q4 5 ; q4
q
q
27 · 48
6
a1
3 · 24 · 3
34 · 24
1
4
2
q ; a2 8; a3 ; a4 ;
6
3
9
1)
1
4
2
q ; a2 8; a3 ; a4 .
6
3
9
2)
4 2
4
2
;
8; ;
3 9 ; 2)
3
9.
О т в е т: 1)
4. (bп) – геометрическая прогрессия, bп > 0, b3 = 0,05, b5 = 0,45.
b3 = b1 · q2;
b5 b1 · q 4 (b1 · q 2 ) · q 2 b3 · q 2 ;
8;
0,45 = 0,05 · q2; q2 = 9; q = 3 (так как bп > 0);
b1
b 3 0,05
1
.
9
180
q2
1
· (6561 1)
b1 (q 1)
6560
2
180
18 .
; S8
S8
2
360
9
q 1
8
2
О т в е т: 18 9 .
5. (ап) – геометрическая прогрессия, q = –3, S4 = 400.
a1 (q 4 1)
S (q 1)
400 · (3 1) 400 · (4)
; a1 4 4
; a1
S4
20.
80
q 1
(3)4 1
q 1
О т в е т: –20.
Вариант 4
1
1. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 100000, q = 5 .
8
5
1 5 · 32 32 32
b9 100000 · 8
3
0,256.
8
5
125
5
5
b9 = b1 · q ,
О т в е т: 0,256.
2. (bп) – геометрическая прогрессия, b1 = 6, q = 4.
b1 (q5 1)
6 (45 1)
, S5
S5
2 · 1023 2046.
4 1
q 1
О т в е т: 2046.
7
3. 35; а2; а3; а4; 125 – геометрическая прогрессия,
a
7
7
1
; q4 4
; q .
q4 5 ; q4
125 · 35
5
a1
5 ·7
1
7
7
q ; a2 7; a3 ; a4 ;
5
5
25
1)
1
7
7
q ; a2 7; a3 ; a4 .
5
5
25
2)
7 7
7
7
;
7; ;
5 25 ; 2)
5
25 .
О т в е т: 1)
4. (bп) – геометрическая прогрессия, bп > 0, b3 = 3,6, b5 = 32,4.
b3 = b1 · q2;
b5 b1 · q 4 (b1 · q 2 ) · q 2 b3 · q 2 ;
7;
32,4 = 3,6 · q2; q2 = 9; q = 3 (так как bп > 0);
b 3 3,6
0, 4.
9
q2
b1 (q5 1)
0,4 · (35 1)
; S5
S5
0,2 · 242 48,4.
3 1
q 1
b1
О т в е т: 48,4.
5. (ап) – геометрическая прогрессия, q = 2, S5 = 403.
S (q 1)
a1 (q5 1)
403 · (2 1) 403
13.
S5
; a1 5 5
; a1
q 1
31
q 1
25 1
О т в е т: 13.
Контрольная работа №7
«Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
Вариант 1
1. На стол бросают два игральных тетраэдра (серый и белый), на гранях
каждого из которых точками обозначены числа от 1 до 4. Сколько различных
пар чисел может появиться на гранях этих тетраэдров, соприкасающихся с
поверхностью стола?
2. Сколько существует шестизначных чисел (без повторения цифр), у
которых цифра 5 является последней?
3. В бригаде 4 женщины и 3 мужчины. Среди членов бригады
разыгрываются 4 билета в театр. Какова вероятность того, что среди
обладателей билетов окажется 2 женщины и 2 мужчины?
4. На каждой карточке написана одна из букв к, л, м, н, о, п. Четыре
карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что
при выкладывании получится слово «клоп»?
5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное
двузначное число при делении на 11 дает в остатке 10.
Вариант 2
1. Из коробки, содержащей 8 мелков различных цветов, Гена и Таня берут
по одному мелку. Сколько существует различных вариантов такого выбора
двух мелков?
2. Сколько существует пятизначных чисел (без повторения цифр), у
которых вторая цифра в записи 4?
3. В урне 6 белых и 4 черных шара. Из этой урны наудачу извлекли 5
шаров. Какова вероятность того, что 2 из них белые, а 3 черные?
4. На каждой карточке написана одна из букв р, с, т, у, ф, х. Четыре
карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что
при выкладывании получится слово «хруст»?
5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное
двузначное число при делении на 13 дает в остатке 5.
№
задания
Балл
Отметка
Количество
баллов
Критерии оценивания заданий:
1
2
3
4
1б
«5»
5
1б
1б
«4»
4
Ответы:
5
1б
1б
«3»
3
«2»
Меньше 3
баллов
Вариант 1
1. Первый тетраэдр может лечь на стол одной из четырех своих граней;
второй тетраэдр – также одной из четырех своих граней; всего 4 ∙ 4 = 16
различных пар граней (чисел).
О т в е т: 16.
2. Фиксируем цифру 5 на последнем месте, на остальные пять перед ней
выбираем любые пять цифр из 9 оставшихся (с учетом порядка выбора).
9!
А95
4! = 5 · 6 · 7 · 8 · 9 = 15120 чисел. Но мы
Количество вариантов
знаем, что цифра 0 не может стоять на первом месте. Мы должны
«отбросить» из этих чисел те, у которых 0 на первом месте (и 5 на
последнем).
8!
А84
4! = 5 · 6 · 7 · 8 = 1680 чисел.
Таких чисел
Значит, всего 15120 – 1680 = 13440 вариантов.
О т в е т: 13440.
3. Исходы – все возможные четверки людей, выбираемые из членов
бригады; порядок выбора не учитывается, так как все билеты равнозначные.
7!
5·6·7
п С74
4!3! 1 · 2 · 3 = 35.
Общее число исходов:
2
2
Событие А – «выбраны 2 мужчины и 2 женщины», m = С4 · С3 =
4!
3! 3 · 4 · 3
·
1 · 2 = 18 – количество благоприятных исходов;
= 2!2! 2!1!
т 18
Р( А)
п 35 .
18
О т в е т: 35 .
4. Исходами опыта будут расположения выбранных карточек в
6!
А64
2! = 3 · 4 · 5 · 6 = 360 –
определенном порядке, то есть размещения
общее число исходов.
Благоприятный исход – один (слово «клоп»).
1
Р( А)
360 .
Вероятность
1
О т в е т: 360 .
5. Общее число двузначных чисел п = 90.
Событие А – «случайным образом выбранное двузначное число при
делении на 11 дает в остатке 10».
Количество благоприятных исходов т равно числу значений k, при
которых число 11k + 10 – двузначное. Это будет при k = 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,
то есть т = 9.
т 9
Р( А)
0,1
п
90
Искомая вероятность
.
О т в е т: 0,1.
Вариант 2
1. В данном случае порядок выбора имеет значение (один цвет может
попасться Гене или Тане). Гена может выбрать один из 8 мелков, а Таня –
один из 7 оставшихся. Общее число вариантов выбора по правилу
умножения равно 8 · 7 = 56.
О т в е т: 56.
2. Фиксируем цифру 4 на втором месте, на остальные четыре выбираем
любые четыре цифры из 9оставшихся (с учетом порядка выбора). Количество
9!
А94
5! = 6 · 7 · 8 · 9 = 3024 чисел. Но мы знаем, что цифра 0 не
вариантов
может стоять на первом месте. Мы должны «отбросить» из этих чисел те, у
8!
А83
5! = 6 · 7 · 8 =
которых 0 на первом месте (и 4 на втором). Таких чисел
336 чисел. Значит, всего 3024 – 336 = 2688 вариантов.
О т в е т: 2688.
3. Исходы – все возможные пятерки шаров, вынимаемые из урны; порядок
выбора не учитывается.
10! 6 · 7 · 8 · 9 · 10
п С105
252
5!5!
1
·
2
·
3
·
4
·
5
Общее число исходов:
.
2
3
Событие А – «выбраны 2 белых и 3 черных шара», m = С6 · С4 =
6!
4! 4 · 5 · 6
·
1 · 2 = 60 – количество благоприятных исходов;
= 2!4! 3!1!
т 60
5
Р( А)
п 252 21 .
5
О т в е т: 21 .
4. Исходами опыта будут расположения выбранных карточек в
6!
А65
1! = 2 · 3 · 4 · 5 · 6 = 720 –
определенном порядке, то есть размещения
общее число исходов.
Благоприятный исход – один (слово «хруст»).
1
Р( А)
720 .
Вероятность
1
О т в е т: 720 .
5. Общее число двузначных чисел п = 90.
Событие А – «случайным образом выбранное двузначное число при
делении на 13 дает в остатке 5».
Количество благоприятных исходов т равно числу значений k, при
которых число 13k + 5 – двузначное. Это будет при k = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, то
есть т = 7.
т 7
Р( А)
п 90 .
Искомая вероятность
7
О т в е т: 90 .
Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ (модуль «Алгебра»)
Задания с образовательного портала для подготовки к экзаменам
(сайт Решу ОГЭ)
https://math-oge.sdamgia.ru/?redir=1
Критерии оценивания заданий:
№
задания
Балл
№21
1-14
Всего
по 1б
14 б.
№22
№23
Отметка
Количество
баллов
«5»
18-20
«4»
17-14
«3»
13-10
«2»
Меньше 10
баллов
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)