Математика
Рабочая программа по математике для 5 класса по УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского, М.С. Якира.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования; авторской программы, разработанной А.Г. Мерзляком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром «Программы математика 5-11 классы» Москва «Вентана-Граф» 2014 года, на основе единой концепции преподавания математики в средней школе.
Для реализации программного содержания используются: 1. Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2012. 2. Мерзляк А.Г. Математика : 5 класс : дидактические материалы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2013. 3. Мерзляк А.Г. Математика : 5 класс : рабочие тетради № 1, 2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2013. 4. Буцко Е.В. Математика : 5 класс : методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2013.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание образования по математике в 5 классе определяет следующие задачи:
• развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
• сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
• развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
• получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов, носящих вероятностный характер;
• развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.
Место предмета в учебном плане Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5 классе пятидневной рабочей неделей отводит по 5 учебных часов в неделю – 170 часов (34 учебные недели).
Курс математики 5 класса является фундаментом для математического
образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом
возрасте является интеллектуальное развитие учащихся.
Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися. Практическая значимость школьного курса математики 5 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин. Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Система оценки планируемых результатов Для оценки планируемых результатов данной программой предусмотрено использование:
- вопросов и заданий для самостоятельной подготовки;
- заданий для подготовки к итоговой аттестации;
- тестовых задания для самоконтроля;
Виды контроля и результатов обучения
1. Текущий контроль
2. Тематический контроль
3. Итоговый контроль
Методы и формы организации контроля Устный опрос. Монологическая форма устного ответа. Письменный опрос: Математический диктант; Самостоятельная работа; Контрольная работа. Особенности контроля и оценки по математике. Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме при выполнении заданий в тетради. Письменные работы можно проводить в виде тестовых или самостоятельных работ на бумаге. Время работы в зависимости от сложности работы 5-10 или 15-20 минут урока.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ практического типа.
В этих работах с начала отдельно оценивается выполнение каждого задания, а затем вводится итоговая отметка. При этом итоговая отметка является не средним баллом, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
В рабочей программе предусмотрено 10 контрольных работ: Контрольная работа № 1 «Натуральные числа» Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» Контрольная работа № 3 «Уравнение. Угол. Многоугольники» Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел» Контрольная работа № 5 «Прямоугольный параллелепипед» Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби» Контрольная работа № 7 «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей» Контрольная работа № 8«Умножение и деление десятичных дробей» Контрольная работа № 9«Проценты» Контрольная работа №10 Итоговая