История
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.
Разработка данного учебного курса является первым шагом на пути создания единой
концепции непрерывного исторического образования, которая станет важным звеном в
развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности
подрастающего поколения.
Создание нового учебного курса отечественной истории опирается на
предшествующий опыт, накопленный в данном направлении как за последние
четверть века, так и в советский и досоветский периоды. современном
плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования
выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную
и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный
подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических
исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на
различных этапах обучения и воспитания учащихся.
Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования
государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба
России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило
ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства,
гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими
положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими статус России как
демократического федеративного правового государства с республиканской формой
правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
в соответствии с национальным приоритетом;
исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к
национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
согласно Конституции Российской Федерации;
согласно Федеральному закону «Об образовании» в части общих требований к
содержанию образования (ст. 14)
задач основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Методология концепции курса отечественной истории представляет собой определение базовых принципов её разработки. К их числу следует отнести: исторический подход — как основу формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни; многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни Российского государства и общества; диалектический подход к оценке исторического процесса, событий, исторических персоналий, направлений развития государства и общества; общественный, межнациональный и межкультурный консенсус по всем вопросам отбора содержания исторического образования, интерпретации истории России; неразрывность и взаимосвязь, последовательность и преемственность основных исторических периодов, ценность каждого из них для осмысления современного этапа развития страны; реализацию тезиса «Учебники истории не должны быть ареной политической борьбы»; толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории; воспитательный потенциал исторического образования, его исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.
Названные принципы нацеливают систему российского образования на учёт геополитических и геостратегических реалий, тех внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия на современном этапе своего развития. В этих условиях обращение к истокам и особенностям исторического пути страны является исключительно важным для формирования гражданской идентичности молодых поколений россиян, их ответственности за судьбы страны на основе базовых национальных ценностей:
патриотизм — любовь к России, к своему народу, своей малой Родине,
служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,
честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость;
наука и образование — ценность знания, стремление истине, научная картина
мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности,
религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,
толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.